Работодателям специалистам по кадрам желательно ознакомиться с теорией поколений, чтобы быть в курсе, какие ценности проповедует каждое из них. Эти знания, к примеру, дадут возможность успешно решать конфликты, которые обычно приводят к непониманию между руководителями (представителями поколения Х, беби-бумеров) и подчиненными (чаще Y). Кроме этого, особенности разных поколений следует учитывать и при планировании обучения. Например, типичные представители поколения X, формируя набор дисциплин, выбирают как можно большее количество направлений. А сотрудники поколения Y проявляют интерес лишь к получению тех квалификаций, которые нужны в настоящий момент. Сейчас на рынке труда активны три поколения: беби-бумеры, поколение Х и поколение Y.
Поколение беби-бумеров – помогаем передавать опыт
Многие представители этого поколения уже на пенсии, но до сих пор продолжают работать. Отличает их от других поколений стремление оставаться активными как можно дольше, им сложно представить себя вне работы. И эту активность необходимо поощрять. Если в вашей компании есть пенсионеры, то привлекайте их в качестве наставников, им важно передавать свой практический опыт. Можно также предложить таким сотрудникам возглавить социальные проекты компании (помощь детским домам, ветеранам, инвалидам и т. п.). Многие работники поколения беби-бумеров в молодости активно занимались спортом и хотят сохранить молодость и хорошую физическую форму. В качестве способа поддержки и удержания можно проводить больше спортивных мероприятий.
Еще одна особенность бэби-бумеров – ориентация на устойчивость и финансовую защищенность. Поэтому важно создать им стабильные условия труда. Кроме этого, беби-бумеры полностью отдаются работе, а все эмоции и личная жизнь – вне стен офиса. Они ждут от руководства за свою преданность работе вознаграждения в виде статусных вещей, таких как специальные парковочные места, большое удобное кресло и т. п.
Чем они особенно ценны для вашей организации?
Имеют большой опыт и багаж знаний;
Выполняют роль наставников;
Преданы своей организации и делу;
Могут быть ответственными за самые сложные задачи;
Представительны, имеют особый статус.
Как мотивировать?
Рады премиям и надбавкам;
Награждать почетными грамотами, доска почета;
Социальный пакет и поддержка здоровья (совместные посещения бассейна или корпоративные выезды на природу, в том числе и спортивные);
Они оценят вознаграждения в виде статусных вещей ;
Нужно подчеркивать их статус и говорить: «Людям полезен Ваш опыт»;
Нравится, когда с ними советуются, обращаются за помощью.
Поколение Х – даем возможность учиться
Это поколение отличает высокая работоспособность и гибкость. Ведь им пришлось адаптироваться к новым условиям, чтобы быть успешными. Многие получали второе образование, меняли сферы деятельности. И до сих пор продолжают учиться. Исходя из этого, самый действенный инструмент мотивации – это возможность постоянно получать новые знания, причем не только в своей сфере деятельности. Организуйте больше тренингов, семинаров, отправляйте на выездные учебные мероприятия и на программы Корпоративного университета Правительства Новосибирской области.
Для поколения Х являются ценностью человеческие отношения, из них получаются хорошие руководители, так как они внимательны к людям, умеют правильно строить деловые отношения. Кроме этого, таким сотрудникам важно чувствовать себя неотъемлемой частью корпоративной культуры, они ценят уверенность в завтрашнем дне и четкую организационную структуру. Обратите внимание, представители этого поколения предпочитают фиксированные оклады, слишком большая переменная часть зарплаты вызывает у них чувство беспокойства.
Чем они особенно ценны для вашей организации?
Постоянно учатся и развиваются;
На многое готовы ради карьеры;
Способны брать на себя ответственность;
Могут реализовывать длительные, сложные проекты.
Как мотивировать?
Не давить отчетами, рамками и ограничениями;
Обязательно давать поле для ответственности, для проведения в жизнь собственных решений;
Дать возможность поддерживать баланс между работой и личной жизнью;
Ставить новые задачи и сложные испытания;
Планировать для них персональный карьерный путь;
Показывать им стабильность и уверенность в будущем;
Реализовывать постоянное обучение.
Поколение Y – создаем непринужденную атмосферу
О балансе трудовой деятельности и личной жизни активно заговорили с приходом на рынок труда поколения Y. Молодые специалисты открыто заявляют, что кроме работы у них есть другие ценности, и они не готовы жертвовать ими. Они хотят, чтобы работа оставляла время на встречи с друзьями, занятия спортом и другие увлечения. И, конечно, такой подход не понимают представители поколения беби-бумеров и Х. Но для того, чтобы привлечь и удержать молодых специалистов, это утверждение надо принять и предоставить такие условия, чтобы баланс соблюдался. Гибкие графики, неполный рабочий день, возможность работать удаленно – все это молодежь оценит.
Поколение Y интересует содержание и условия работы, личная независимость, а также им важно личное общение. Им нужна работа, где они смогут общаться по телефону, в социальных сетях. И если в вашей компании ограничен доступ в Интернет, не разрешается в рабочее время переписываться в социальных сетях и т. п., то вряд ли вы сможете удержать у себя представителей поколения Y.
Для талантов сегодняшнего дня с их отсутствием базовых страхов выживания ведущее значение приобретают такие ценности, как баланс свободы и обязательств, социальное окружение, самореализация. Руководитель для них – не строгий критик, судья, «большой босс», а скорее партнер, наставник – тот, кто всегда знает больше, развивается сам, готов делиться знаниями. Такой руководитель лидирует не за счет авторитета должности, а за счет личного примера. Вдохновляющее лидерство – вот сегодняшний инструмент мотивации поколения Y.
Помните, что поколение Y ценит независимость. Дав им задание, не контролируйте каждый шаг, позвольте им взять ответственность на себя. Для них не подойдет авторитарный стиль управления. Не приказывайте, лучше объясните (даже если это придется сделать не один раз), почему результат должен быть именно таким, как требуется. Кроме этого, «игрики» ценят возможность быстро сделать карьеру, и желательно, чтобы они увидели эти перспективы у вас.
Чем они особенно ценны для вашей организации?
Способные нестандартно мыслить;
Быстро осваивают любые технологии;
Готовы к горизонтальной карьере;
Мобильные;
Адаптивные;
Любят учиться.
Как мотивировать?
Минимумом формализации и бюрократизации;
Новыми задачами, технологиями;
Свободный график;
Горизонтальной коммуникацией (меньше субординации);
Возможность выбора форматов работы;
Короткие задачи с ограниченным сроком;
Представители поколения Z только начинают свой экономически активный период жизни, но при этом являются многочисленной целевой аудитории многих государственных проектов и программ. Поэтому считаем важным посмотреть на них и с точки зрения привлекаемой к участию в мероприятиях молодежи и будущих сотрудников сферы.
Зумеры растут с технологиями и живут онлайн, плохо воспринимают текст и предпочитают фото-, аудио- и видеоформаты информации. Они выбирают компании и проекты, которые признают путь устойчивого развития, уделяют внимание проблемам экологии и общества. Зумеры обращают внимание на отзывы, обзоры, мнения в соцсетях и доверяют блогерам.
Они ценят комфорт, достаточно осмотрительны, рассудительны. Ценят свою индивидуальность и пресекают попытки стандартизировать, подогнать под шаблон их жизнь, карьеру. Они любят развлечения, ценят юмор, часто меняют интересы, при этом не особенно коммуникабельны.
Поколение Z первым подхватывает модные тренды, а порой задает их само. Для поколения Z подойдут рекламно-сувенирная продукция и подарки, которые подчеркивают индивидуальность, добавляют эмоций, подходят для электронных устройств. Они оценят сувениры ручной работы, эко подарки и презенты, связанные с благотворительностью.
Чем они особенно ценны для вашей организации?
Быстро переключаются с задачи на задачу, легко осваивают новые профессии;
Готовы брать на себя ответственность;
Трудолюбивые;
Могут интенсивно вовлекаться в процесс работы;
Относятся к работе как к увлечению, любимому делу.
Как мотивировать?
Позитивной, приятной рабочей атмосферой;
Гибкий график, работа из дома;
Карьера и статус;
Развитие личного бренда;
Справедливая мотивация: соотношение «задачи-результат»;
Возможность всегда быть в привычных каналах коммуникации;
Много хвалить.
Какие отличия в работе с разными поколениями замечаете вы? Поделитесь с нами в комментариях.