Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Астероид врезающийся в ледник: Бесследная катастрофа

Вопросы, что произойдёт, если космическое тело упадёт на ледяной панцирь или в море, был задан в комментариях. Это – простенький вопрос, но, тем не менее, развёрнутый ответ на него может быть интересным.

-2

...Для начала, на что бы не падало «массивное тело», – на камень, на лёд, на воду, – скорость столкновения будет выше второй космической – 11 километров в секунду. В пределе – до 60 км/сек. За пределом, – если астероид внесистемный, – может, и выше. Так что, в первый момент разницы нет никакой. Столкнувшись с преградой снаряд почти полностью испаряется и дальнейшее воздействие оказывается уже расширяющимися раскалёнными газами.

Если мишень – скальные породы, в них будет выдавлен (не выбит) кратер. Энергия удара будет израсходована на испарение преграды, измельчение породы с образованием импактного щебня – брекчии. И на перемещение породы. Под космическим давлением камень потечёт, тут же застыв волной – валом кратера. Воротка же будет в основном засыпана упавшей назад брекчией…

Ну, это если не будет пробита кора. Если будет, то воронку затопит вытекшей через пробоину лавой.

...Что если в лёд? Всё то же, но не будет брекчии. Лёд обратится в пар, который выпадет в виде дождя и снега не в кратере, а по всей планете. Если же панцирь окажется пробит и воронка пройдёт до коры, в скальных породах образуется углубление, по механизму описанному выше. Кратер будет окружён валом ледяных скал, усыпанных пеплом и щебнем. И очень скоро исчезнет.

Ледники же текут со скоростью несколько метров в год. Соответственно, ледяной вал станет постепенно смещаться от места падения к морю, – пока не рассеется в нём айсбергами. Вместе с просыпавшейся на лёд брекчией. Сам же кратер будет стремительно затоплен льдом. При большом перепаде давлений, ледники текут со скоростью до 1000 метров в год. Ледяные языки, выдвинувшиеся из стен кратера за годы покроют дно.

На ледяных спутниках внешних планет этого не происходит. Но там другой лёд, – не текучий «холодный».

Ну и вода. Если выдавленная в воде воронка не достигнет дна, импакт следа не оставит. Энергия израсходуется на испарение воды и её перемещение, – принимающее вид приливных волн. Если взрыв воду пробьёт, – остаток энергии израсходуется на образование кратера на дне по сухопутному сценарию. Но кратер будет затоплен мгновенно.

В случае, если пробита будет не только толща воды, но и кора, море и магма будут затапливать кратер одновременно. В первый момент, – пока воронка глубока и давление, под которым подаётся камень, очень велико, – магма будет испарять воду. Углубление, окружённое грандиозным, километровой высоты водоворотом, останется сухим… Сразу же, после того, как пробоина затянется, вода победит, остудив лаву.

...Если же обратиться не к форме, а к содержанию вопроса, то заключается он в том, может ли катастрофа не оставить следа? Предложенным способом совершенно точно нет. Действительно, если взрыв астероида не пробьёт воду или ледяной панцирь, следа не останется. Но и катастрофы не произойдёт. Как минимум, последствия импакта будут слишком незначительны, чтобы послужить объяснением какой-либо из действительных или мнимых загадок прошлого… В любом случае, возможность таких событий наука рассматривает, допуская, что некоторые из цунами, отражённых в исторических анналах или геологических отложениях, могли иметь «астрономическую природу».

Но, вообще, – да. В истории планеты могли быть глобальные катастрофы, причина которых, – если ею был импакт, – не может быть установлена. Именно ввиду отсутствия следов импакта – кратера.

Кажется, кратер нельзя не заметить. Даже под ледником, даже на морском дне современными средствами он будет виден. Правда, «современные средства» это не гугл-карты. Импактная природа воронки может быть установлена только методами геологии, – по импактным отложениям. Упомянутым выше брекчии и капелькам вулканического стекла. По этой причине, кстати, две крупнейших «астрономических» катастрофы пока остаются гипотетическими. Исследования кратера под ледником на земле Уилкса в Антарктиде (предположительно импакт стал причиной пермь-триасового вымирания) и кратера Шива в Аравийском море (мел-палеогеновой вымирание) пока невозможны.

...Но если Шива и кратер, то сейчас расположен не там, – не на той широте и долготе, где упал 40-километровый астероид. Суть-то в том, что океаническая кора, покрывающая 60% площади планеты – течёт. Здесь полная аналогия с кратером во льду, упоминавшимся выше. Только в леднике кратер будет сползать к морю. А на океанском дне – к зоне субдукции. После того, как океаническая кора затечёт под континентальную и будет переплавлена, следы импакта окажутся стёртыми.

Причём, такое не просто возможно, а вероятно. Средний возраст океанической коры всего 60 миллионов лет. Максимальный же – 250 миллионов. Все кратеры выбитые на дне океана более четверти миллиарда лет назад исчезли. Теоретически, есть шанс, что и кратер возрастом всего 25 миллионов лет никогда не будет найден.