Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

КСТ-практика. Пьющий певец

Рассуждая о лирическом пении, вы либо любите его, либо ненавидите. Но если говорить о работе оперного певца, следует отметить, что эта профессиональная сфера действительно сложна и требует как владения большим объёмом технических навыков пения, которые нужно приобрести за счёт долгого и упорного труда, так и умением артистического выражения. Кроме того, мир оперного пения является чрезвычайно конкурентным, где лишь одного исполнения совершенно недостаточно, потому у тенора или сопрано, чтобы достичь более высоких уровней, должна быть харизматическая личность. Это объясняет, почему в этой сфере достижений страх победы так широко распространен. В своем обширном опыте я имел дело с многочисленными случаями оперных исполнителей, категорию которых численно превосходили лишь музыканты.

Случай, который здесь представлен, - это ситуация известного певца, за которым я наблюдал несколько лет назад. Артист обратился ко мне по поводу очень серьезной проблемы: преодоления его алкогольной зависимости перед выступлением, то есть его употребления алкоголя с целью подавить беспокойство перед выходом на сцену. Это, которое изначально было просто умилостивляющим ритуалом, затем превратилось в привычку контролировать тревогу, которая усиливалась по мере того, как выступления становились всё более важными. Мужчина дошел до того, что перед выходом на сцену был почти пьян и больше не был в полной мере проявлять свои исполнительские способности. И во время последнего шоу он испугался, потому что понял, что не может балансировать на сцене, и почувствовал, что может упасть в любой момент из-за воздействия алкоголя.

Он рассказал мне, что несмотря на то, сколько успешных спектаклей уже провёл, он никогда не чувствовал себя уверенно, прежде чем выйти на сцену, и что эта проблема вместо того, чтобы смягчаться, спектакль за спектаклем ухудшалась. Выпивка прямо перед выступлением резко возросла, пытаясь успокоиться благодаря алкогольному седативному эффекту. Очевидно, певец понял, что это была "попытка решения", то есть поведение, предпринимаемое для решения проблемы, но вместо этого усложняющее ее. Тем не менее, он не мог этого не делать, потому что лишь алкоголь фактически уменьшал его беспокойство по поводу успешности выступления.

Было очевидно, что необходимо работать над управлением тревогой и, параллельно, над компульсивно-обнадеживающим ритуалом, что делало мужчину зависимым от химического воздействия алкоголя как ингибитора тревоги.

Достигнув соглашения по этим двум взаимодополняющим целям, я дал ему два предписания: первое - проверенную технику для управления тревогой и преодоления паники, или "Фантазия страха" ("Худшая фантазия"); второе - контрритуал, который должен заменить патогенное действие, которое певец применял. Таким образом, воспроизводимая техника, применяемая к "регулярности" проблемы, и оригинальная техника для "уникальности" ритуала.

- "Хорошо", - сказал я ему. "Теперь, когда мы определили, как работает Ваша проблема, Вам придется применить две техники: первая - для страха, вторая - для ритуала. Каждый день после обеда Вам придется уединиться в комнате и приглушить свет. Сядьте поудобнее и установите звонок будильника через полчаса. Закройте глаза и погрузитесь во все свои худшие фантазии о страхе провалить свое выступление. Вы должны представить себе всё самое худшее, что может случиться с Вами во время концерта, и также вызвать своё беспокойство, прежде чем выйти на сцену, предложить разуму самые страшные фильмы. Позвольте себе всё, что Вам придётся тогда испытать... плакать... кричать... колыхаться... Когда зазвонит будильник, всё закончится. Пойдите умойтесь и возобновите свой обычный день".

"Но это же пытка!"- воскликнул певец.

"Точно... лечебная пытка", - возразил я. После этого я перешел ко второму заданию: "Как мы договорились, нужно вмешаться в винный ритуал перед выходом на сцену. Здесь я хотел бы, чтобы Вы применили метод сомелье, который должен пробовать большое количество разных вин, избегая напиваться. Поэтому Вам придется, еще до испытания, сделать глоток вина и подержать его во рту. Побулькайте содержимым, а затем выплюньте его... кроме последнего глотка. Таким образом, мы сохраним вкус и ритуал, отменив вред".

"Мне это нравится!"- воскликнул артист. "Я никогда не думал об этом... я верю, что это сработает".

Через три недели мы встретились, и он выразил мне свое удовлетворение, потому что во время репетиций своего следующего шоу трюк сомелье сработал хорошо, настолько, что у него больше не было неприятных алкогольных эффектов.

- "Конечно", - сказал он, - "Во время репетиций нет сценического беспокойства... но я все равно пил".

В отношении техники худшей фантазии он сообщил: "Знаете, это странная вещь... я довел свои фантазии до самого худшего, но я не чувствовал ни тревоги, ни страха, на самом деле, как ни странно, проецирование самых страшных сценариев заставляло меня чувствовать некоторую отстраненность. Затем, через некоторое время, большую часть времени мой разум уходил в другое место... часто приходили позитивные образы... иногда я даже засыпал".

«Теперь, когда Вы конкретно испытали его эффекты, я могу объяснить Вам, что цель этой техники состоит в том, чтобы реализовать парадоксальный эффект "потушить огонь, добавив в него дрова". Я продолжал подробно объяснять ему, как страх реагирует на парадоксальную логику, и как научиться вызывать его больше - это способ насытить его излишествами и, следовательно, обнулить его.

Затем мы договорились, как пройти предстоящее престижное шоу. Перед выходом на сцену он должен был выполнить задание худшей фантазии в течение получаса, а также осуществить новый винный ритуал. В итоге всё получилось великолепно, настолько, что он не удержался от желания позвонить мне ночью, сразу после окончания шоу, чтобы поделиться своим удовлетворением. Через несколько дней он уехал в международный тур, и мы снова встретились через два месяца.

"Дорогой профессор", - сказала он мне, - «Я буду Вам благодарен навечно... всё вышло за рамки моих ожиданий, и это был настоящий триумф. Подумайте, что в одном из самых важных шоу я пел с двумя самыми знаменитыми тенорами в мире, и я показал всё, на что был способен. Все похвалили меня, даже два этих известных коллеги. И я также хотел сказать Вам, что усовершенствовал "винный ритуал", выбрав конкретное вино, которое мне очень нравится, чтобы булькать его во рту».

------

Из книги Дж. Нардонэ ""La paura di vincere. Aggirare il più subdolo dei nostri limiti" (Страх победы. Как обойти самые коварные из наших ограничений)

Автор: Манухин Михаил Михайлович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru