Блестящий ученик Жака-Луи Давида Анн-Луи Жироде-Триозон (1767–1824) олицетворял своим творчеством рождение романтического направления. Современник Французской революции, удостоенный Римской премии, он смог освободиться от влияния учителя – великого неоклассического мастера. Стремление к идеальной красоте согласно классическим канонам вписывает его в традиции неоклассиков. Вместе с тем, Жироде – один из самых оригинальных талантов своего времени, который культивировал двусмысленный эротизм, выбирал темы, вызывавшие разногласия, и в нонконформистском ключе трактовал наполеоновскую эпопею.
Анна-Франсуаза-Элизабет Ланж или мадемуазель Ланж, как она была известна публике, официально дебютировала как актриса в «Комеди Франсез» в 1788 году, к 1793 году получила главную роль в пьесе Франсуа де Нёфшато «Памела, или Вознаграждённая добродетель» (по сюжету романа Сэмюэля Ричардсона). К сожалению, пьеса не понравилась революционерам, и Комитет общественной безопасности закрыл спектакль, а актёров и автора арестовал.
Освобождённая после термидорианского переворота мадемуазель Ланж вернулась к работе в театре Фейдо. При Директории она вела разгульную жизнь, крутила романы только с богатыми мужчинами, от гамбургского банкира родила дочь, которую отец признал. От поставщика армии Мишеля-Жана Симона родила сына. Отец признал ребёнка и женился на актрисе. Став мадам Симон, по требованию мужа, она положила конец театральной карьере.
В 1798 году Жироде написал портрет мадемуазель Ланж в образе Венеры. Картина выставлялась в Салоне живописи и скульптуры в 1799 году. Но мадемуазель Ланж работа пришлась не по вкусу, она была глубоко разочарована и потребовала убрать картину из Салона. «Пожалуйста, месье, сделайте одолжение, снимите с выставки портрет, который ничего не может сделать для вашей славы, но он подрывает мою репутацию красавицы».
Сложно понять, что не устроило мадемуазель Ланж. Возможно то, что Жироде не показал её лицо в зеркале, которое держит путто, но в целом портрет максимально лестный. Разгневанный критикой художник жаждал мести. За несколько дней он написал второй портрет, успев закончить его до закрытия Салона, чтобы все могли созерцать новую мадемуазель Ланж в образе Данаи, больше похожую на корыстную куртизанку.
Ткань, которая по идее должна скрывать её обнаженное тело, используется для сбора золотых монет. В этом контексте могло быть только одно прочтение – Анна-Франсуаза-Элизабет Ланж продаёт своё тело в обмен на деньги. Но Жироде был рад рассказать еще больше подробностей.
В левой нижней части тондо изображен индюк, представляющий Мишеля-Жана Симона, последнего любовника мадемуазель Ланж, который женился на ней – отсюда кольцо на лапке индюка. Птица, символизирующая глупость, идеально подходит человеку, которого все знали как рогоносца. Свиток, лежащий рядом, – комедия Тита Макция Плавта «Комедия об ослах»» («Азинария»), рассказывающая о том, как Деменет и Аргирипп (отец и сын) пытаются найти деньги на гетеру Филению, в которую влюблён Аргирипп. Благодаря отцу и его рабам юноша добивается успеха, но в награду за помощь старик требует права разделить одну ночь с Филенией.
В правой нижней части – гротескная маска с золотой монетой в качестве повязки на глазу, изображающая одного из бывших любовников мадемуазель Ланж, другого поставщика армии, который тратил на неё 10 000 ливров в день.
На переднем плане несчастный голубь, раненный в одно крыло упавшей монетой и задушенный ошейником с надписью Fidelitas (Верность). Птицу, символизирующую мир и любовь, здесь разъедают пороки жадности, похоти и неверности, которые художник приписывает мадемуазель Ланж.
В верхней части паук в паутине, который ловит несколько монет. Сама мадемуазель Ланж увенчана павлиньими перьями, символизирующими тщеславие. Но самое колючее то, что она держит в руках треснувшее зеркало, в котором нет отражения. Её взгляд сосредоточен на падающих монетах, ей не важно уже смотреть на то, во что она превратилась.
Разоривший Мишель-Жан Симон умер в 1810 году в своём замке в Божи Боссе, Швейцария. Овдовев, мадам Симон вела уединённую жизнь и в полном забвении умерла во Флоренции в 1816 или 1825 году.
Жироде написал некоторые из самых известных портретов Наполеона и его семьи, обучил многих учеников, в том числе Александра-Мари Колена и Жозефа-Николя Робер-Флёри, которые оказали влияние на живопись 19 века.