Введение
1. Концептуальные подходы к пониманию понятия и содержания государственного регулирования предпринимательства в области сельского хозяйства
2. Сельскохозяйственный протекционизм аграрная политика как принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства
Заключение
Список литературы
Введение
Важность сельского хозяйства для экономики России отображается в направлениях научных исследований в сфере аграрного права, влияя на растущий интерес научного сообщества к сельскохозяйственным проблемам. В условиях напряженного мирового рынка, невзирая на многочисленные договоренности, государственное регулирование предпринимательства в сфере сельского хозяйства, неуклонно растет. Россия, экономика которой органично и неразрывно связана с сельским хозяйством, тоже оказывается в условиях срочной необходимости пересмотра, переоценки системы государственного регулирования сельского хозяйства, глубокого анализа правовых основ ее предоставления, установления путей усовершенствования и дальнейшего развития аграрного законодательства в этой сфере.
Следует заметить, что законодательство в сфере государственного регулирования сельского хозяйства является относительно молодым. Потребность в регулировании этих отношений появилась тогда, когда сельское хозяйство начало функционировать на предпринимательских принципах в условиях рыночной экономики, но при этом требовало особенных целеустремленных действий государства для своего стабильного развития.
Однако, невзирая на всю важность этих отношений, законодательное обеспечение государственного регулирования предпринимательства в сфере сельского хозяйства демонстрирует ряд характерных недостатков. Прежде всего они проявляются в том, что аграрное законодательство России, относительно государственного регулирования сельского хозяйства теперь стало одной из наиболее динамических составляющих правовой системы нашего государства. Повышенная переменчивость нормативных требований в этой сфере усиливает нестабильность и не позволяет достичь главной цели ввода мероприятий – обеспечения благоприятных условий ведения сельскохозяйственной деятельности и гарантирования охраны прав и интересов национальных сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Цель работы – изучить государственное регулирование предпринимательства в области сельского хозяйства.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
– рассмотреть концептуальные подходы к пониманию понятия и содержания государственного регулирования предпринимательства в области сельского хозяйства;
– изучить сельскохозяйственный протекционизм и аграрную политику как принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства.
Теоретической базой данного исследования послужили работы таких авторов, как: С. В. Аксютина, Е. В. Архипова, Д. М. Багова, Р. С. Гайсин, О. В. Глеба, М. О. Дарбинян, Д. И. Жиляков, Т. В. Зырянова, А. П. Мансуров, С. З. Нуридинов, М. Е. Плешакова, А. З. Рысьмятов и др.
1. Концептуальные подходы к пониманию понятия и содержания государственного регулирования предпринимательства в области сельского хозяйства
Потребность в государственном регулировании предпринимательства в области сельского хозяйства, вызывает в научной литературе активное одобрение, или достаточно критическое осуждение. На этой основе сформировалось много подходов к классификации моделей государственного регулирования.
Свое виденье описывает М. О. Дарбинян, который анализируют три самых распространенных концепции государственного регулирования:
1) «конкурентоспособная отрасль», согласно которым сельское хозяйство должно развиваться на таких же принципах, что и другие секторы экономики: ни без каких льгот и содействия развитию;
2) «глобализированное сельское хозяйство», то есть если в стране имеются благоприятные условия для выращивания пшеницы, кукурузы или рапса, то она должна специализироваться на их производстве, стремясь высоких урожаев путем максимальной интенсификации;
3) «многофункциональное развитие», согласно которой сельское хозяйство должно ставить перед собой задачу не только производить как можно больше зерна, молока, мяса, овощей и фруктов, но и развивать социальную сферу, культуру сельских территорий
Несколько иную позицию выражает А. А. Соклаков, который выделяет такие подходы к пониманию необходимости государственного регулирования предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства:
1) первый заключается в том, что государство должно максимально устраниться от регулирования отмеченных отношений;
2) суть второго подхода в усилении государственного влияния путем применения административно-командных методов;
3) третий подход основывается на том, что сельхоз сектор экономики сможет конкурировать с другими отраслями только при обеспечении соответствующих преимуществ в налогообложении, субсидиях, финансировании, а потому государственное регулирование должно базироваться на всесторонней государственной поддержке с применением экономических методов.
Правовые вопросы государственной поддержки сельского хозяйства чрезвычайно тесно связаны с экономической составляющей этих отношений. По этому поводу очень дельным является мнение Р. Г. Власова, который считает, что развитие отраслей права, имеющих своим предметом урегулирование отношений в современной экономике, невозможно научно обеспечить, если не исследовать экономическое содержание общественных отношений, подвергнутых государственно-правовому влиянию, не выяснив экономические последствия от действия правовых предписаний, разрешений, запретов.
Правовое регулирование государственной поддержки сельского хозяйства в этом аспекте не является исключением, ведь экономические предпосылки ее предоставления являются первичными по сравнению с правом. При этом экономические предпосылки государственной поддержки сельского хозяйства хотя и являются наиболее исследованными, однако они далеко не единственные.
Так, обстоятельства и факторы, которые обусловливают потребность в государственном регулировании, можно представить в такой системе:
Экономические:
- неспособность рыночных механизмов обеспечить необходимые пропорции воспроизводительных процессов в сельском хозяйстве;
- высокая капиталоемкость сельского хозяйства;
- низкая рентабельность сельскохозяйственного производства;
- высокая степень достоверности «фиаско рынка»;
- возможность обеспечения мультипликативного эффекта;
- неспособность рынка к саморегулированию, поскольку он уже структурно преобразован вследствие формирования монополий и действия других факторов;
- неблагоприятный инвестиционный климат сельского хозяйства;
- наличие диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
- длинный срок возвращения вложенного капитала.
Природно-климатические:
- значительная зависимость от погодно-климатических условий;
- сезонный характер ведения сельскохозяйственной деятельности.
Экологические:
- интенсификация производства тянет за собой увеличение нагрузки на окружающую естественную среду;
- производственные процессы тесно связаны с использованием ограниченного ресурса – земли сельскохозяйственного назначения.
Социально-демографические:
- ухудшение здоровья нации;
- минимизация избыточной миграции сельского населения в города и за границу;
- социальная напряженность.
2. Сельскохозяйственный протекционизм аграрная политика как принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности в области сельского хозяйства
Вопросы сущности государственного регулирования не исчерпываются формированием дефиниции этого понятия. Всестороннему исследованию государственного регулирования способствует также соотношение этого понятия со смежными правовыми понятиями и категориями. Например, в литературе рядом с понятием государственного регулирования употребляется термин «аграрный протекционизм». Его понимание тоже варьируется, что формирует основания для выделения таких подходов:
1) Как защит1 отечественных сельскохозяйственных производителей перед иностранными. Д. М. Багова предлагает рассматривать сельхоз протекционизм как определенную систему льгот и привилегий, которые предоставляются со стороны государства отечественным аграрным товаропроизводителям.
О. В. Глеба предлагает аграрным протекционизмом считать защиту национальных аграрных товаропроизводителей от импортных производителей, что должен заключаться в установлении определенных преференций для первых относительно производства и реализации сельскохозяйственной продукции на территории РФ. Содержание протекционизма в пределах этого подхода заключается в том, что прежде всего сами мероприятия государственной поддержки предоставляются исключительно отечественным производителям сельскохозяйственной продукции;
2) Как составляющую государственного регулирования. Например Д. И. Жиляков разделяет протекционизм на два вида:
- внешний протекционизм – это установление высшей импортной пошлины на отдельные товары, применение нетарифных ограничений и т.п.;
- внутренний протекционизм – защита отечественного товаропроизводителя на внутреннем рынке, в частности, содействие производству и реализации сельскохозяйственной продукции отечественными товаропроизводителями.
При этом, как отмечает ученый, государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей и их государственный протекционизм создают единственную ось развития и функционирования сельского хозяйства, а протекционизм является составляющей частью государственного регулирования
3) Как принцип права. М. А. Эскиев считает государственный аграрный протекционизм отраслевым принципом аграрного права и принципом государственного регулирования сельского хозяйства.
Определение понятия государственной поддержки сельского хозяйства не исчерпывает теоретические вопросы, которые связаны с юридической природой этого феномена. Для определения места правового регулирования государственной поддержки в системе права и установления его правовой природы необходимым является решение ряда терминологически-теоретических проблем.
Первой проблемой является установление соотношения с понятием государственного регулирования сельского хозяйства, поскольку очень часто государственную поддержку сельского хозяйства определяют именно через государственное регулирование. В науке сформировалось несколько подходов к соотношению понятий государственного регулирования и государственной поддержки:
3. Правовое регулирование государственной поддержки сельского хозяйства
В современных условиях четко прослеживается стремление законодателя усилить экономические и социальные функции государственного регулирования продовольственного рынка как управляемого и регулируемого механизма свободного движения сельскохозяйственной продукции и товаров, функционирование которого обеспечивается, едиными нормами и правилами, регулирующими предпринимательскую деятельность субъектов продовольственного рынка.
Такой подход выражен и в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ, закрепившем перемены, заложенные в аграрном законодательстве начала ХХ1 в., направленном на усиление регулирующих и стимулирующих функций государства как монопольного (функционирующего на общих основах и правилах, подверженного антимонопольным ограничениям) субъекта социального рыночного хозяйства, организующего рынок в направлении обеспечения и регулирования свободной, совершенной конкуренции, защищенной от монополизма и рыночных «провалов».
В данном Федеральном законе предпринимается попытка определить и границы, и методы государственного вмешательства в устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий, связанное с их стабильным социально-экономическим развитием, увеличением объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышением эффективности сельского хозяйства, достижением полной занятости сельского населения и повышением уровня его жизни, рациональным использованием земли.
С принятием в 2006 г закона «О развитии сельского хозяйства» порядок выделение средств развития аграрного сектора изменился. Отныне бюджетная поддержка сельхозтоваропроизводителя могла предоставляться, только если она запланирована в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирование рынков в сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Подберем и оформим материал к таким работам как: курсовая, дипломная работа, диссертация. Напишем доклад для защиты и сделаем презентацию. Сопровождение до полной защиты.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.