Найти тему
ПИНАКОТЕКА

ЖИВОПИСЬ: КАРТИНА В РАМЕ И РАМА В КАРТИНЕ

Из книги С.В.Стахорского «Метатекст в тексте: живопись и графика»

Любая рама очерчивает границы видимого пространства. Живописцы помещают полотна в рамы, и в таком виде показывают их публике. Актеры играют на сцене, обрамленной порталом и отгороженной рампой. Кинематографисты держат при себе небольшую рамку, и, накладывая ее на обозреваемые окрестности, ищут кадры фильмов.

Психологи утверждают, что человек, оглядывая пространство, применяет мысленную рамку, которая фокусирует внимание на каком-либо объекте. Такая рамка не позволяет потеряться в «дурной бесконечности» окружающего мира. Однако всякая граница создает преграду и порождает естественное желание через нее переступить или как-то ее обойти.

Люди смотрят в окна и выглядывают из окон. Через окно они видят замкнутый рамой кусок пространства; высовываясь из окна, наблюдают доступное взору пространство целиком. Двоякое ви́дение, как бы возникающее через раму и за рамой, воспроизводит художник. Изображаемые им предметы находятся внутри рамы, но иногда выступают за раму и даже за нее вываливаются.

На раме «Портрета картузианца» Петруса Кристуса сидит муха.

Петрус Кристус. Портрет картузианца, 1446 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Петрус Кристус. Портрет картузианца, 1446 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Огурец и яблоко лежат на раме в «Благовещении» Карло Кривелли.

Карло Кривелли. «Благовещение», 1486 год. Национальная галерея, Лондон
Карло Кривелли. «Благовещение», 1486 год. Национальная галерея, Лондон

В двух «Мадоннах» Беллини (1455 и 1487 годов) младенец осторожно ступает по раме, делая первые в своей жизни шаги.

Джованни Беллини. «Мадонна с младенцем», 1487 год. Галерея Академии, Венеция
Джованни Беллини. «Мадонна с младенцем», 1487 год. Галерея Академии, Венеция

Во всех перечисленных произведениях рама написана в самой картине.

Рама в картине — не то, что рама для картины. Изображенная в картине рама являет собой сегмент живописного текста. Рама, изготовленная для картины, существует вне ее текста и служит декоративным оформлением холста. В дальнейшем изображенную раму мы будем называть внутренней, а изготовленную раму — внешней.

Внешняя рама относится к картине, как книга к напечатанному в ней произведению, как портал театрального зала к сыгранному в нем спектаклю. Картину можно вынуть из внешней рамы и поместить в другую раму или оставить без рамы вообще, и это будет та же картина. Подобным образом книгу можно издать в разных переплетах, а спектакль играть на различных площадках. Внутреннюю раму изъять нельзя: она неотъемлемая часть произведения.

Рама внешняя зрима и незрима. Мы видим, что картина в нее вставлена, что висит она на стене, но погружаясь в образы, сотворенные художником, перестаем замечать и раму, и стену. Точно также читатель абстрагируется от книжного переплета, внутри которого помещена сочиненная писателем история.

Я хорошо знаю полотно Тициана «Кающаяся Магдалина»: видел неоднократно разные варианты этого шедевра — в миланской Амброзиане, флорентийской Палатине, римской Дориа Памфили, петербургском Эрмитаже; могу в деталях объяснить, чем одна версия отличается от другой, но рамы не запомнил и, думаю, даже не обратил внимание на замеченную Ю.М.Лотманом несообразность между Магдалиной из Эрмитажа, охваченной молитвенным экстазом, смотрящей в небо глазами полными слез, и ее рамой, на которой изображены шестеро обнаженных мужчин с закрученными усами и фиговыми листочками на причинном месте.

«Магдалина» Тициана (1560-е годы) в зале петербургского Эрмитажа
«Магдалина» Тициана (1560-е годы) в зале петербургского Эрмитажа

По справедливому наблюдению Лотмана, соединение образов картины и рамы могло бы вызвать комический эффект, если бы, всматриваясь в картину, мы не исключали раму из семантического поля.

Рама внутренняя встроена в семантическое поле картины и взаимодействует с ее образами. В «Мадонне» Беллини лежащая на раме груша символизирует грехопадение, искупить которое послан Спаситель.

Джованни Беллини. «Мадонна с младенцем», 1483 год. Бергамо, Академия Каррара
Джованни Беллини. «Мадонна с младенцем», 1483 год. Бергамо, Академия Каррара

Внешняя рама может обладать самостоятельной ценностью и даже сделаться музейным экспонатом. Значительным фактом в истории изобразительного искусства стали так называемые блонделевские рамы — покрытые позолотой, декорированные картушами, маскаронами и растительными орнаментами (названы по имени Франсуа Блонделя, французского архитектора ХVII века). Случались выставки, на которых экспонировались одни только рамы, без картин. Однажды такую выставку показал нью-йоркский музей Метрополитен.

Внутренние рамы старше внешних по меньшей мере на полторы тысячи лет. Геометрические и растительные орнаменты обрамляют мозаики и фрески античности. Судя по артефактам первого века н.э., обнаруженным в Помпеях, это была устойчивая традиция римского искусства.

«Академия Платона», мозаика из Помпеев, I век н.э. Археологический музей, Неаполь
«Академия Платона», мозаика из Помпеев, I век н.э. Археологический музей, Неаполь

Изображения в рамах применяются в декоре средневековых, ренессансных, барочных храмов и дворцов. Фрески и мозаики заполняют стены, своды, плафоны либо сплошным потоком, либо расчлененными рамами на люнеты. Орнаментальное обрамление имеют мозаики церквей Равенны, построенных в VI столетии (Сан Витале, Сан Аполлинаре Нуово, Сан Аполлинаре ин Классе), Софии Константинопольской (IX–X века) и Софии Киевской (ХI век), Сан Марко в Венеции (ХII век), Палатинской капеллы в Палермо (ХII–ХIII века).

Созданные Джотто фрески капеллы Скровеньи на алтарной стене образуют сплошной поток, на боковых стенах разделены рамами на квадраты. Обратим внимание, что в иконостасах Древней Руси иконы плотно прилегали друг к другу: разделяющие их рамы появились в ХVII столетии.

Капелла Скровеньи, Падуя. Фрески Джотто ди Бондоне, 1300-е годы
Капелла Скровеньи, Падуя. Фрески Джотто ди Бондоне, 1300-е годы

Рамами фресок служат рельефы, кессоны, пилястры, полуколонны; применяются также тромплеи, создающие иллюзию архитектурных форм. Люнеты плафона Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело помещены в рамы, имитирующие карнизы, консоли и пилястры. На центральном поле, воспроизводящем сцены Книги Бытия, по углам каждого панно симметрично расположены фигуры ignudi (нагих юношей).

Микеланджело. «Отделение земли от воды», фреска плафона Сикстинской капеллы, 1510 год
Микеланджело. «Отделение земли от воды», фреска плафона Сикстинской капеллы, 1510 год

Строгую симметрию Микеланджело соблюдает в отношении образов, заполняющих боковые люнеты, — пророков, сивилл, путти. Джованни Тьеполо, художник рококо ХVIII века, симметрией пренебрегает. В его фресках смешались в кучу кони, люди. Они буквально падают на обрамления потолочных росписей: то сюда свалится воин, разбросав доспехи, то забежит собака, а то спикирует ангелочек. На раме одного плафона лежит целая пушка, угрожая рухнуть вниз.

Джованни Тьеполо. «Беллерофонт на Пегасе», фреска плафона палаццо Лабиа, Венеция, 1747 год
Джованни Тьеполо. «Беллерофонт на Пегасе», фреска плафона палаццо Лабиа, Венеция, 1747 год

Полотна, вставленные в рамы, вошли в культурный оборот в эпоху Возрождения, когда появилась картина в современном значении, воплотившая ренессансную концепцию живописи как окна в мир.

В картинах Андреа Мантеньи, Джузеппе Арчимбольдо и других художников внутренняя рама иногда предваряет внешнюю, огибая холст по всему периметру. Жорж Сёра писал по периметру так называемые репуссуары — разноцветные окаймления.

Джузеппе Арчимбольдо «Весна» из цикла «Времена года», 1573 год. Лувр, Париж
Джузеппе Арчимбольдо «Весна» из цикла «Времена года», 1573 год. Лувр, Париж
Жорж Сёра. «Цирк», 1891 год. Музей Орсе, Париж
Жорж Сёра. «Цирк», 1891 год. Музей Орсе, Париж

Художники используют внутреннюю раму как поле для надписей. Беллини и Рембрандт указывают на раме собственное имя и дату написания картины. На раме портрета Карла VII кисти Фуке имеется надпись: «Le tres victorieux roy de France Gharles Septiesme de le nom» («Трижды победоносный король Франции Карл Седьмой этого имени», то есть седьмой правитель, носивший имя Карл).

Жан Фуке. Портрет Карла VII, 1445 год. Лувр, Париж
Жан Фуке. Портрет Карла VII, 1445 год. Лувр, Париж

Изображенные в картине предметы не могут пересечь внешнюю раму. Для этого им пришлось бы сойти с холста, а такое бывает только в фантастических повестях (вспомним «Портрет» Гоголя). В полотнах с внутренней рамой постоянно встречаются фигуры и вещи, которые в нее не вписываются и выступают за нее.

В картине Мантеньи «Принесение во храм» Мария и Симеон Богоприимец, опираясь руками на нижнюю панель прямоугольной рамы, держат младенца Христа за ноги, и они едва касаются рамы. Та же композиция в «Принесении во храм» Беллини.

Андреа Мантенья. «Принесение во храм», ок. 1454 год. Gemäldegalerie, Берлин
Андреа Мантенья. «Принесение во храм», ок. 1454 год. Gemäldegalerie, Берлин
Джованни Беллини. «Принесение во храм», 1460-е годы. Галерея Кверини Стампалья, Венеция
Джованни Беллини. «Принесение во храм», 1460-е годы. Галерея Кверини Стампалья, Венеция

Внутренняя рама «Сикстинской мадонны» Рафаэля образована фланкирующими драпировками и нижней панелью. Облокотившиеся на нее два ангелочка, запрокинув головы, взирают на Богоматерь с младенцем, сходящую по облакам. Под фигурой Сикста II на панели — папская тиара. Фигуры ангелочков и тиара размыкают пространство холста и тем самым открывают путь Богоматери, образ которой восходит к иконописному типу Одигитрии (Путеводительницы).

Рафаэль. «Сикстинская мадонна», 1519 год. Галерея старых мастеров, Дрезден
Рафаэль. «Сикстинская мадонна», 1519 год. Галерея старых мастеров, Дрезден

На раме лежит отрубленная голова Олоферна в двух картинах Кранаха, изображающих Юдифь в роскошном платье дамы саксонского двора. Моделью Кранаха в этих и других его портретах была Сибилла Клевская, супруга курфюрста Саксонии.

Лукас Кранах. «Юдифь с головой Олоферна», ок. 1530 года. Staatsgalerie, Штутгарт.
Лукас Кранах. «Юдифь с головой Олоферна», ок. 1530 года. Staatsgalerie, Штутгарт.

В картине Кранаха «Неравная пара» молодой человек и старуха с морщинистым лицом и беззубым ртом стоят в нежной позе, прижавшись друг к другу. Цена мезальянса изображена на раме — кошель, из которого старуха достает монеты.

Лукас Кранах. «Неравная пара», 1522 год. Музей изобразительного искусства, Будапешт.
Лукас Кранах. «Неравная пара», 1522 год. Музей изобразительного искусства, Будапешт.

Самый смелый шаг за раму предпринял герой испанского живописца Борреля дель Казо, мальчишка лет семи: он почти уже выбрался из картины и, кажется, сейчас спрыгнет с холста.

Боррель дель Казо. «Спасаясь от наказания», 1874 год. Коллекция Банка Испании
Боррель дель Казо. «Спасаясь от наказания», 1874 год. Коллекция Банка Испании

В автопортретах Мурильо и Хогарта показаны не только рама, но и предметы перед ней. В обеих картинах фигуры заключены в овальную раму. Мурильо держится за раму кистью правой руки; красный халат Хогарта прикрывает нижний обод рамы.

Бартоломео Мурильо. Автопортрет, 1670 год. Национальная галерея, Лондон
Бартоломео Мурильо. Автопортрет, 1670 год. Национальная галерея, Лондон

В автопортрете Мурильо под рамой разложены палитра, кисти, карандаш, линейка, циркуль и лист бумаги. На картуше надпись на латыни, поясняющая обстоятельства создания портрета: «Bart. Murillo seipsum depin gens pro filiorum votis acpreci bus explendis» («Барт. Мурильо изображает себя, чтобы исполнить желания и молитвы своих сыновей»).

Уильям Хогарт. Автопортрет, 1745 год. Тейт-галерея, Лондон
Уильям Хогарт. Автопортрет, 1745 год. Тейт-галерея, Лондон

Автопортрет Хогарта стоит на стопке книг: судя по корешкам, это Шекспир, Мильтон и Свифт (художник считал себя продолжателем созданной ими сатирической традиции). Рядом лежит палитра, на которой вырезаны S-образная линия и надпись на английском: «The line of beauty and grace» («Линия красоты и грации»). Сбоку сидит мопс (история сохранила его кличку — Trump): своим присутствием пес бросает вызов канону парадного портрета, который трепетно воспроизводили живописцы испанского барокко. О разном отношении к этому канону свидетельствует одежда: Мурильо в строгом черном платье с кружевным воротником, Хогарт в помятом халате и ночном колпаке.

Отдельно следует сказать о раме в архитектуре: ее функцию выполняют порталы арок и проездных ворот. Видимый через портал ландшафт смотрится как картина. Через Воскресенские ворота, служащие входом на Красную площадь со стороны Охотного ряда, открывается вид на Спасскую башню; шедевр Карло Росси, арка Главного штаба, имеющая форма дуги, обрамляет панораму Дворцовой площади; портал Триумфальной арки на площади Звезды показывает перспективу Елисейских полей. Вид, помещенный в архитектурную раму, подвижный: он расширяется по мере приближения к раме и движения внутри нее.

Самое крупное на сегодняшний день сооружение данного типа — Рамка Дубая, возведенная в 2018-м (имеет высоту 150 метров и ширину 93 метра). Однако видимые сквозь нее картины могут оценить только птицы.

Dubai Frame, 2018 год
Dubai Frame, 2018 год

Возвращаясь к живописи, важно отметить, что главная функция внутренней рамы — обозначить выход из замкнутого пространства полотна в бесконечность окружающего мира.

© Стахорский С.В.

-23
-24
-25

dzen.ru/video/watch/65dc3c650feeaa2ff64de9a0

-26