Обнаружила, что перед каждым концертом данного абонемента у меня появляется особое настроение – эдакий микс праздничного, волнительно-торжественного, светского. Такое обычно охватывает, когда твои близкие люди в чем-то участвуют, а ты с одной стороны уверен в них, а с другой все равно переживаешь, то есть ты -персонаж из группы поддержки.
Эта причастность, если разобраться, непрямая. Никто из участвующих в данных концертах мне не сват и не брат, но есть какой-то момент, что тебе само движение небезразлично. Помимо желания послушать музыку, важно почувствовать «как все пройдет», а затем – как это отзовется в тебе. Я далека от эзотерики, но похоже это и есть тот самый эгрегор.
В этот раз уж точно не обойтись без светского момента, ибо за несколько дней до концерта была рассылка, что в этот же вечер состоится презентация ростовой скульптуры композитора авторства А. Рукавшникова, созданной специально для проекта «Весь Стравинский».
Меня напрягло слово «ростовая», представилась эдакая штука, которую ставят около открывающихся магазинов, аптек или АЗС, которая на ветру мотается и неосознанно делает заманивающие движения «заходите к нам на огонек».
Фигура Стравинского в фойе оказалась не из этой серии, «ростовая» в данном случае означало соответствующая реальному росту композитора (1, 6 м). Однако, когда после недолгих торжественных речей с фигуры сняли покрывало, то мои мысли все же вернулись к АЗС и прочей загородной торговле. Садовый гном – не иначе.
И тут я никоем образом не хочу высмеять рост ИС, просто это творение по виду напоминает именно такие раскрашенные штуки.
На Стравинского персонаж совершенно не похож, даже на карикатуру не похож, это просто кто-то другой, пришедший на конкурс двойников, нацепивший двое очков и костюм. Возможно эта работа и искренняя, кстати, как искренни были творения средневековых иллюстраторов. Им требовалось изобразить, к примеру, льва, которого они никогда не видели.
Ярослав Тимофеев рассказал, как обратился к Народному художнику Рукавишникову с просьбой подсказать кого-то из молодых скульпторов, кто мог бы взяться за изображение ИС, на что Рукавишников предложил себя в качестве автора, немедленно помолодев. В своем приветственном слове скульптор сказал, что ему медведь на ухо наступил, с музыкой какие-то сложные отношения. Оно и видно.
АР присутствовал и в зале, во время концерта, его вновь поблагодарили уже со сцены. Надеюсь, что скульптор, послушав музыку ИС, заподозрил, что сделал что-то не так.
Однако, нет худа без добра. Представляя публике изваяние, Тимофеев несколько раз озвучил желание как-то визуализировать ИС в рамках цикла, поместить его в поле событий.
Со мной получилось! Я как-то живо представила, что Стравинский где-то рядом, в зале, смотрит на этот воистину народный карнавальный момент и наверное негодует, а может быть ему смешно. Однако верю, что-то заставит его остаться на исполнение, собственно, произведений, он не покинет зал.
А играли и пели в тот вечер очень достойно.
Сюита № 2 для малого оркестра имеет в основе детские пьесы, написанные Стравинским чуть ранее, кроме того в ней присутствует отсылка к популярной польке фривольного плана - «Катенька». Это занятное произведение написано на фоне возникшей у композитора страсти к балерине Никитиной, делегировано в кабаре, однако когда страсть прошла, композитор зашел в это кабаре, послушал как все звучит и очень расстроился.
С большим интересом зашла бы в такое кабаре, где исковеркали музыку ИС, любопытно, что именно подгоняли там под обывательское ухо, ибо сейчас, как ни крути, произведение имеет арт-звучание, хотя и не лишенное ухарства.
Далее звучали «Прибаутки» для голоса и восьми инструментов на русские народные тексты из собрания сказок А. Афанасьева.
Ведущий рассказал о том, что выбирая прибаутки для цикла, Стравинский ориентировался не на сюжеты, а на то, как звучат слова, словосочетания в каждом маленьком произведении народного творчества. Тимофеев предполагает, что звучание этого цикла имеет какой-то грустный оттенок, эмоции утраченных шуток.
Мне же показалось, что этот цикл – эксперимент композитора для самого себя и узкого круга тех, кто хотел и мог бы это оценить и разгадать. Прибаутки b2b, квиз.
Недаром же приведен комментарий Прокофьева о потрясающем изображении звука опустошаемой бутылки при помощи гобоя в финале прибаутки о пьянице «Корнило». Материал для своих, который однако при грамотном представлении становится интересным большему кругу слушателей. Солировал баритон Николай Землянских.
«Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана», веселое представление с пением и музыкой – очень забавное произведение, в котором содержание явно имеет значение. Более того, все упоминаемые в нем сказочные сюжеты знакомы всем и каждому с детства, Ярослав Тимофеев остроумно и доходчиво освежил для слушателей их смыслы.
В оригинале «Байки» еще и танцуют, понятно, что не те же артисты, что поют, а двойники персонажей с хореографической подготовкой.
В этот вечер пели и взаимодействовали в «звериных образах» два тенора - Давид Посулихин и Ярослав Абаимов и два баса - Алексей Кулагин и Данил Князев. Очень понравилось, что Стравинский не выделил Лису женским голосом, Более того, они с Петухом в одной упряжке – теноры, становятся важны именно оттенки и акценты в каждой партии, один более голосист, эмоционален, берет высокие ноты, другой – вкрадчив, владеет даром успыления бдительности, медитативно комплиментирующий.
Дам ссылку на видеозапись концерта там звук «Баек» получился гораздо лучше, чем в зале, по крайней мере с моей точки слушания. Наш сектор несколько страдал в плане восприятия дикции исполнителей, буквально все соседи в паузах уточняли друг у друга «кто что понял». Лису-Посулихина я слышала чисто интонационно, у обоих басов хорошие голоса, но слов иногда было тоже не разобрать.
Хорошо и четко я слышала только Ярослава Абаимова (Петух). Вспомнила, как был он хорош в «Почтальоне из Лонжюмо», укрепилась во мнении и в антракте купила билет в «Зарядье» на «Моцарта и Сальери» с его участием. ( уже сходила, но об этом потом).
Очень запали в душу несколько первых музыкальных фраз «Баек», ударные + духовые, если б я была каким электронщиком или диджеем, обязательно бы взяла их в качестве сэмпла куда-то - очень эффектные.
Да и в целом произведение крутое, так интересно, органично и с выдумкой обыгрываются народные музыкальные моменты, впрочем как всегда у Стравинского.
Во втором отделении звучала музыка балета «Пульчинелла» (снова с пением, фирменное от Стравинского и снова без балета – ну сложно реализовать в рамках абонемента, это понятно). Это второй мой «Пульчинелла» за последнее время, относительно недавно слушала его лейтмотивы в виде Итальянской сюиты для виолончели и камерного оркестра ( ГАКОР и Александр Рамм, писать только некогда обо всем).
Уже в виде сюиты влюбилась в эту музыку, а исполнение в рамках абонемента «Весь Стравинский» с вокальными партиями покорило меня еще больше. Очень красиво, изящно, тонко. Музыка «Пульчинеллы» соткана из сочинений, написанных Перголези и рядом других барочных композиторов, Стравинский собрал их воедино и аранжировал согласно своему видению прекрасного ( хотя не то, чтобы вызвался сам, заказ на подобное творение поступил от Дягилева), но как полагает Ярослав Тимофеев – очень вовремя. Обращение к старинной музыке спасло композитора от застревания на теме с русскими наигрышами и мелодикой, расширило горизонты.
Хотя все равно нечто русское из балаганчиков и со скоморохами прорывается то тут, то там в аранжировке «Пульчинеллы», так же как и что-то в стиле «Весны священной»
В статьях о «Пульчинелле» больше внимание отведено согласованию музыки и балета, в данном же случае это выглядело почти мини-оперой. Солисты - Ярослав Абаимов, Алексей Кулагин и сопрано Эльмира Караханова. Пели очень хорошо, но Эльмиру хочется отметить особенно. Слушала ее пение совершенно ошеломленная, удивилась, какой необычный голос. Может быть чуть низковатый для сопрано, но такой теплый, объемный, красочный – восторг! На записи, кстати, слушается иначе, в этом случае звук в зале был выигрышнее.
Еще хочу отметить оркестр Musica viva и работу дирижера А. Рудина, с каждым разом все больше проникаюсь их слаженностью, точностью, достоинством и благородством.
Ну и конечно, Ярослав Тимофеев заслуживает самых теплых слов за свою работу. Помимо хорошей подачи стоящей информации и интересных фактов, он еще и создал определенную мнемонику к творчеству Стравинского - ключи, образы, комментарии,чтобы всем нам, кто приходит слушать концерты проекта было радостно учиться «стравинсковедению».
Сегодня, 17 июня – день рождения композитора. С этим всех заинтересованных поздравляю, без музыки ИС мир был бы гораздо менее интересен. Себя же еще и с тем, что наконец собрала волю в кулак и написала этот отзыв.
p.s Фигура ИС, презентованная в фойе, не находится там постоянно, я уже была в КЗЧ после этого концерта. Представляю «его» в какой-то камере хранения, из которой, видимо, будут доставать для стояния в фойе на последующих концертах цикла. Вдруг будет в этом какой-то ритуальный элемент, нечто наивно-народное и поэтому парадоксальным образом созвучное творчеству композитора? Посмотрим.