Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Верните меня, пожалуйста! Спасибо. Надежда.

Впечатлил фильм. Так, что даже захотелось поделиться мыслями и впечатлениями. Фильм называется «Сказки Гофмана», режиссер Тинатин Барклая. Само название дает отсылку к мифам. И в целом так и есть. Сюжет современный, проблемы житейские, но все же это сказка. Немного грустная, но такая же прекрасная, как и у Гофмана.

Порой человек задается вопросом: «Абьюз ли то что со мной происходит? Помогите разобраться – мой партнер нормально себя ведет или он абьюзер? Абьюз – это как?». Так вот рекомендацию посмотреть этот фильм можно использовать как ответ на подобные вопросы, т.к. в нем наглядно и даже местами гипертрофировано показаны отношения бессловесной, всем угождающей жертвы и классического абьюзера нагло на ней паразитирующего.

Кадр из фильма "Сказки Гофмана"

Главная героиня - библиотекарь Надя. Скромная, услужливая, вечно виноватая и постоянно извиняющаяся. У нее сутулая спина и хронически сгорбленные плечи. Мышечный панцирь, серое зажатое выражение лица, затравленный взгляд – все это отлично сыграно актрисой, которая кстати почти во всех остальных своих фильмах играет исключительно уверенных в своей неотразимости роковых красавиц.

Голос за кадром беспристрастно сообщил нам: «Надя была девушкой начитанной с высшим гуманитарным образованием и это ей мешало». Горе от ума, классика жанра. Надя считает себя серой мышью и рассказывает: «Мама говорила, что у меня щиколотки некрасивые… Лоб слишком высокий и фигура как у какой-то там тети…» А еще мама всегда заботливо и назидательно добавляла: «Если не я, то кто же тебе скажет правду?». То есть мама творила добро, проявляла любовь, т.е. любовь в ее, мамином понимании. Также не могу не обратить внимание на полное имя героини, которое кричит само за себя – Надежда Страхова. Здесь без комментариев.

-2

Кадр из фильма "Сказки Гофмана"

Хочется отметить шикарный ход режиссера, выбравшего красавицу от природы на роль женщины, считающей себя никчемной и некрасивой. На этом контрасте ярко показано, как может видеть себя человек – не объективно, а так как его научили. И этому однобокому Надиному видению создана прекрасная аллегория в фильме – она часто закрывает ладонью один глаз и смотрит вокруг с любопытством – как это будет? В картинках, которые видит таким образом Надя, в момент закрывания одного глаза, обязательно исчезает какая-нибудь негативная деталь. И это тоже аллегория – Надя видит всех хорошими, а плохой только себя. Получается, что вот саму себя то она и не разглядела.

Вся Надина жизнь сконцентрирована вокруг мужа – яркого и харизматичного в своем откровенном эгоизме, транслирующего зашкаливающую токсичность и неприкрытое хамство. Подробности и детали «классического абьюза», которым вдохновенно занимался данный персонаж, не стоит пересказывать. Как штрих приведу только одну фразу: «Я выбрал тебя, и ты должна меня благодарить, кому ты была бы нужна такая…».

-3

Кадр из фильма "Сказки Гофмана"

Вот такие исходные данные. Но у нас же сказка. И в ней обязательно должно случиться явление принца. И он появился. Тоже своеобразный, скажем так - не классический рыцарь без страха и упрека. Но, безусловно, все-таки рыцарь. А страхи и упреки придавали ему лишь дополнительной харизмы и печального обаяния. Принца звали Гарик.

Про то, что у Нади красивые руки ей никто кроме Гарика не говорил. Отношения исцеляются только через отношения и логично, что после этих слов голос за кадром поведал нам: «Что-то изменилось в Надиной жизни. Что-то неуловимое. Красота вошла и потребовала ухода и бережного к себе отношения. Руки начали управлять Надей, расставляя приоритеты и перетягивая внимание на себя. Руки словно жили своей жизнью – выбирали косметику и перчатки. Они открывали новый мир полный вкусов и наслаждений».

-4

Кадр из фильма "Сказки Гофмана"

И вот свершилось! Надя начала наконец жить, открывать свою красоту – как внешнюю, так и внутреннюю. Но как я уже писала, сказка грустная. При этом она не стала менее прекрасной.

- Я не превращусь в принцессу, - сказала наша умеющая здраво рассуждать героиня с высшим гуманитарным образованием

- Я тоже не принц, - ответил наш благородный рыцарь со страхами и упреками.

И это все, наверное, правильно. Все-таки они не пара для долгого совместного решения бытовых проблем. А вот для яркой вспышки, запускающей трансформационные процессы в обоих – вполне себе пара.

-5

Кадр из фильма "Сказки Гофмана"

И все же конец интересный и неожиданный. И совсем не печальный. Потому что если человек начинает уважать себя, то это становится взаимным. Каламбур? Не думаю…

Мы иногда совершаем «странные» поступки, управляет которыми бессознательное. Но оно всегда знает, что и для чего делает. И, конечно же, не зря в каждую книгу, которую Надежда Страхова выдавала читателям, она вкладывала карточку, на которой писала от руки: «Верните меня, пожалуйста! Спасибо. Надежда». Она была услышана.

-6

Кадр из фильма "Сказки Гофмана"

P.S. «Красиво только то, что отбрасывает красивую тень» - эта фраза тоже из фильма. Сколько же в ней смыслов… каждый, пожалуй, надет подходящий для себя…

Автор: Балашова Марина Борисовна
Психолог, Гештальт - консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru