Запрещенная литература, бороды «ваххабитов» и мобильные телефоны в изоляторе. После ликвидации террористов в ростовском СИЗО-1 возникает больше вопросов, нежелиответов. Причем задают их не обычные пользователи сети, а вполне себе именитые военкоры, юристы и правозащитники. Система ФСИН показала все свои «болячки», копившиеся годами. Но будет ли наказан реальный виновник этого инцидента?
По последним данным, одному из шести террористов удалось выжить. Сейчас он находится в реанимации. Также в сети гуляет информация о том, что якобы кто-то из сотрудников СИЗО был завербован исламистами.
Никогда такого в СИЗО не было, и вот опять
Ситуация в СИЗО-1 Ростова-на-Дону вскрыла целый ворох проблем, которые годами пытались прятать под ковер. Конечно, знающие люди понимают, что в изоляторах всегда присутствовала коррупция. То есть за определенную плату можно было пронести не только телефон или алкоголь, но и даже наркотические вещества. Но не будем грести всех одной метлой. Все же нужно понимать, что далеко не все сотрудники изолятора готовы сотрудничать с заключенными.
Но в данном случае возникает очень много вопросов, от которых волосы встают дыбом:
– Во-первых, речь идет не просто о задержанных за кражу, а самых настоящих террористах, проходивших по делу об организации террористического сообщества в Карачаево-Черкесии. При этом они без проблем общались между собой в СИЗО, имели на руках телефоны, запрещенную литературу и прочие вещи.
– Во-вторых, не нужно быть экспертом, чтобы понимать очевидное: всю запрещенку террористы получали от сотрудников СИЗО. То есть кто-то позволял исламистам не бриться, а после пронес в изолятор холодное оружие.
Еще раз – мы говорим об игиловцах, членах запрещенной в России организации ИГИЛ. Такие люди должны не просто сидеть в одиночных камерах, а даже света белого не видеть до суда. Понятно дело, что сейчас уже практически нашли виноватых. Если следовать новой версии, СИЗО-1 оказалось до отказа забито заключенными. По разным данным, в изоляторе находилось на 400-500 человек больше положенного штата.
Логично предположить, что виноватых нужно искать в пенитенциарной системе. Однако с этой версией не согласны военкоры и правозащитники. Проблема в том, что СИЗО и прочие изоляторы самостоятельно не набирают заключенных. С другой стороны, именно сотрудники изолятора закрывали глаза на все нарушения.
О чем говорят сами сотрудники ФСИН?
Отечественная пенитенциарная система всегда отличалась своими заморочками. Самое печальное, что все вокруг понимали: при желании в тюрьму и СИЗО можно пронести все. Но есть и обратная сторона медали, о чем на днях говорил военкор Александр Коц.
Журналист сообщил, что ему якобы написал короткое сообщение старший лейтенант одного из российских изоляторов:
– В СИЗО-1 наблюдается дикий некомплект личного состава. Такой, что многие обыватели даже не представляют. В изоляторе есть видеокамеры, но заключенные их регулярно ломают. При этом они не несут практически никакой ответственности за порчу имущества, только штраф 3000 рублей.
– В изоляторе сидит много задержанных по статье 205 УК РФ (Терроризм). Но сидят они очень хорошо и постоянно пишут жалобы в прокуратуру. Им не нравится, что вода и еда холодные.
– Сотрудник ФСИН пожаловался на огромное количество мигрантов-насильников и плохое отношение к надзирателям.
И да, он также не отрицает коррупционную составляющую в этом инциденте. С большой долей вероятности кто-то из сотрудников ФСИН был завербован террористами. Хотя многие эксперты считают, что речь идет о банальной коррупции. Задержанные «позолотили» ручки кому надо и фактически выбрались на свободу.
Свое мнение высказала и правозащитница Ева Меркачева. Она удивилась тому факту, что игиловцы сидели в изоляторе как в детском лагере, отращивали бороды и даже за решеткой читали запрещенную литературу. Конечно, в СИЗО задержанные не обязаны бриться. Но в данном случае речь идет об опасных преступниках, к которым должно быть особое отношение.
Кто виноват в захвате заложников в СИЗО?
В изоляторах России всегда были проблемы, а еще на них пытались закрывать глаза. Вероятно, если сейчас не сделать выводы, тогда эта системная практика будет продолжена. В первую очередь речь идет о нехватке сотрудников в СИЗО. По разным оценкам в ростовском изоляторе не хватает от 70 до 100 человек.
Террористы содержатся в тех же изоляторах, что и обычные заключенные. Единственное, что им выделяют отдельные блоки «смертников», но так бывает не всегда. Вообще непонятно, почему в России до сих пор нет специальных СИЗО для особо опасных преступников? Мы вполне могли использовать западную практику, какой бы негуманной она ни была.
И еще один момент – средняя зарплата в СИЗО-1 Ростова составляет около 40 тысяч рублей. Понятно, что за такие деньги мало кто хочет работать на зоне. А виноватых обязательно найдут. Правда, это могут быть совершенно другие люди.