В какой-то степени сейчас наиболее преобладающее настроение людей - это неуверенность и амбициозность. У людей преобладает неуверенность из-за кризиса и амбициозность из-за предельно нового уровня знаний человека, способствующего к большему стремлению преуспеть. Но увеличение качества знаний в то же самое время приводит ко многим проблемам, связанным с сильным соперничеством, стремлением всё успеть и страхом перед провалом, неудачей или потерей возможностей.
Тема неуверенности занимает важное место в жизни человека, особенно, когда необходимо решать и делать выбор, опираясь на собственные знания и опыт. Именно на данном этапе и возникает чувство неуверенности, когда приходит недоверие к своим способностям. И от этого чувства зависят многие выборы человека, а также развитие и становление его личности.
Неуверенность с одной стороны влияет на дальнейшее продвижение, а с другой ограничивает перед незнакомым будущим с возникающими сложностями. Из-за этого человек не может отстраниться от проблем и следовать за кем-то не обращаясь к себе. Ответственность перед собой и перед жизнью лежит только на самом человеке, и никто другой не способен повлиять и изменить свою жизнь и мироощущения без собственного решения. Но ответственность подразумевает решение самой личности выбрать то, что в данный момент является наилучшим и важным сейчас именно для неё. Но под этим фактом скрывается сильная тревога, служащая страхом сделать не тот, «плохой» выбор. Заранее предугадать, какой выбор является правильным почти невозможно, этот страх вызывает неуверенность перед какими-то действиями, подразумевающими собственное решение.
В современном экзистенциальном анализе А. Лэнгле, неуверенность относится к теме первой фундаментальной мотивации и является отсутствием доверия к самому себе, к своему опыту, где преобладают ощутимые сомнения в собственных способностях.
В понимании В. Вендландта и Ч.Ф. Хёферта неуверенность обозначается состоянием, при котором привычный или запланированный ход деятельности нарушается, что-то идёт незапланированным образом, то есть возникает риск при принятии и реализации решений [3].
Неуверенность также характеризуют следующие ощутимые переживания о которых говорят многие люди из своего опыта:
- нет веры в собственные возможности;
- психологическое ограничение своих способностей;
- сравнивание с предыдущим опытом, где не получалось;
- страх перед неудачей, провалом;
- проигрывание в голове наихудших последствий ситуации;
- заниженная самооценка;
- чувство «другие гораздо лучше меня»;
- сильное беспокойство.
Неуверенность в себе рассматривается как общее чувство неуверенности в своих компетенциях, способностях и, следовательно, результатах в повседневной жизни, которые вытекают из этих способностей.
Отмечается сильное нарушение опоры в жизни, как условия для возникновения доверия к самому себе, стабильности и безопасности. Неуверенность ощущается как недоверие к своим способностям, отсутствие мужества для действий, отсутствие необходимого опыта или его недооценка. Основные элементы неуверенности выявляются как отсутствие опоры в своих способностях, так и завышенные требования к самому себе.
___________________________________
С неуверенностью могут помочь справиться методы современного экзистенциального анализа.
Например, персональная переработка: воспринять реальность и выдержать/принять это как факт, или же копинговые реакции: бегство, борьба, разрушительная ненависть или оцепенение. Если же человек не способен справиться с неуверенностью, то возможно возникновение болезненного страха, из-за которого развиваются патологические формы переживаний (фобии, генерализованные страхи, тревожные расстройства или шизофрения) [2].
Существует определённые шаги на повышение доверия к самому себе при высоких ожиданиях [1, C. 48] – на повышение чувства уверенности.
1. Восприятие ситуации:
Подробно описать ситуацию, в которой появляется чувство:
«В чём заключается проблема? Какие обстоятельства ей соответствуют?»
2. Найти опору:
«Что именно в этой ситуации может дать опору? Что мне помогало в подобных ситуациях? Что самое простое я могу сделать? Хочу ли я этого на самом деле?»
3. Профилактика возникновения неуверенности в будущем.
«Насколько я верю в свои способности?» – освободиться от завышенных ожиданий, не требовать от себя больше, чем могу.
Элементы на укрепление доверия к самому себе в качестве профилактики:
- Внутренняя подготовка к нежелательному и непредвиденному. Постараться принять тот факт, что есть вариант, что случится не так, как я хочу. И на этой основе выбрать то, что бы я смог сделать, если не достигну своей цели. Обдумать другие варианты своих действий.
- Дерефлексивная установка. На данный момент я могу выполнять действия для достижения цели, стараться делать то, что я могу в текущий момент. Я не смотрю на ошибки – я решаю саму проблему.
- Прояснить установки, желания и претензии. Просчитать и проверить все возможные варианты достижения результата, отказать от всех иллюзий и воспринять ситуацию на уровне реальности и внести образ результата в данную реальность.
- Сформулировать то, во что веришь. Мнение психолога относительно ситуации и клиента. Насколько он объективно готов справиться с ситуацией?
- Включённость/смысл. Определить тот главный смысл ради чего я стремлюсь к этой цели. Вписать свои действия и конечную цель в нечто большее. Увидеть конечный результат в соотнесении с другими. Что я могу сделать для других?
- Примеры (образцы), демонстрирующие мне, как другие обходились с такой же проблемой и поэтому показывают мне, что я могу сделать.
Данный метод предназначен для совместной работы психолога и клиента, но также рефлексивный человек может самостоятельно пройтись по шагам, следуя своим переживаниям – это помогает более адекватно взглянуть на ситуацию, на конечную цель и на свои силы. Здесь сформировываются шаги для дальнейших действий, устраняются завышенные ожидания и уменьшаются сомнения в собственных способностях.
___________________________________
Существуют и положительные стороны неуверенности: человек контролирует себя и свои взаимодействия. Это побуждает его к самоанализу и способствует пониманию, как улучшать отношения и строить их безопасно. Также защищает перед неизведанным, неизвестным, чем-то новым и возможно опасным, она сохраняет и предостерегает.
Неуверенность присутствует в человеке всегда в комплексе с другими чертами, которые в современном мире считаются положительными и способствующими успеху личности. Она приходит с ценными навыками, такими как добросовестность, высокие стандарты, трудовая этика, способность запоминать отдельные лица, сопереживание и тенденция упорно работать вместе с другими людьми - навыки, которые никогда не были более ценными, чем в сегодняшнем беспокойном, разделённом мире [4].
Противоположное чувство неуверенности – уверенность. Она ощущается как нечто субъективное, где человек может почувствовать себя, сделать аутентичный выбор, творчески переосмыслить внутреннюю и внешнюю реальность, и также здесь у него появляется ощущение нерушимой внутренней опоры, на которую можно всегда положиться. Именно опора к своим способностям, в повседневной жизни, в мелких решениях, в текущих задачах, а также полное доверие к себе и к своим силам. Но, при всём этом, люди с высокой самоуверенностью редко имеют конкретных планов для выполнения действий, у них редко выстраивается конкретное представление о себе, они не подвергают сомнениям действия для выполнения задачи, что особо отмечается у неуверенных людей.
Таким образом, чувство неуверенности может присутствовать почти при любой деятельности человека, ею наполнено большинство важных решений, но и без этого чувства человек не склонен основательно планировать свои действия, что во многих случаях может отрицательно повлиять на ожидаемый результат. В данном случае чувство неуверенности позволяет точно оценить и спланировать весь ход действий и основательно подготовиться ко многим вариантам, но при этом существует та грань неуверенности, которая может разрушить большую часть жизни человека и повлечь за собой серьёзные нарушения в психике.
Человеку необходимо понимать и осознавать чувство неуверенности, что может быть тяжело и требовать смелости, но совершив попытки к самопознанию, сделав свободный выбор для своего становления – это делает возможной духовную жизнь.
Список литературы:
- Лэнгле. А. Ридер к учебной дисциплине: Онтология личности. 2017
- Лэнгле А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии // Экзистенциальный анализ. №1. Бюллетень. Москва, 2009
- Ромек В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности.1999г
- Hendriksen, E. Why Everyone Is Insecure (and Why That’s Okay). Scientific American Mind, 29(4), 2018. P. 41–43
___________________________________________________
На сессию ко мне можно записаться через:
Telegram: +7 977 553 43 83
WhatsApp: +7 776 5 370 370
Запись на психологическую консультацию (google.com)