Автор: Дмитрий Горин
Не удивляйтесь, если вскоре мы узнаем о новой разновидности «испанского стыда». Не сложно догадаться, что это будет «американский стыд». За это будем благодарить цепляющегося за власть, при этом спящего, не ориентирующегося в пространстве и пожимающего руки невидимым существам 46-го президента США Джо Байдена, который вновь отметился неадекватным поведением. А когда россияне стыдились своих лидеров?
Непонятные звуки и крик – Байден опять заставил американцев краснеть
Президент США снова в центре внимания. После недавней встречи с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом в Белом доме Байден стал неожиданно кричать на представителей СМИ. Видео неадекватного поведения американского лидера опубликовал Forbes Breaking News.
На размещенных кадрах видно, что Байден пожал руку Столтенбергу, затем представители СМИ пытались задать вопросы президенту Соединенных Штатов. Хозяин Белого дома посмотрел в сторону журналистов с легкой улыбкой, а далее стал издавать непонятные звуки и кричать.
После этого Байден начал смеяться, а представители СМИ продолжали пытаться получить ответ на интересующие их вопросы.
Где бы ни появился американский лидер, от него уже никто не ждет никаких осмысленных речей и поступков. Он в лучшем случае вызывает жалость, но чаще всего над ним откровенно потешаются. А американские граждане с тревогой и чувством стыда ждут его новых перлов. И надо признать, что он не разочаровывает свой народ. Американский стыд!
Хрущев и его «личные особенности»
Нет ничего хуже, чем стыдиться главы своего государства. Уж мы, как никто другой, знаем, о чем речь. В своей истории мы проходили периоды гордости за своих лидеров, но, бывало, и испытывали жгучий стыд за первых лиц нашего государства. Не будем уходить в глубину веков, пока еще на нашей памяти глупости, чудачества и неадекватных поступков генсеков и президентов хватает.
Одним из тех, кто наградил нас чувством стыда, был Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Вначале, на разоблачительных партийных съездах, он так усердствовал с развенчанием «культа личности», что привил комплекс неполноценности и вины целому поколению. Казалось бы, в прошлое уходил период жесткого авторитарного правления. Но ничуть не бывало. Помимо унаследованного стиля, Хрущев добавил сюда ряд личных особенностей: невоздержанность и дурные манеры.
Кто ж не вспомнит здесь его знаменитый ботинок, которым он стучал по столу во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН 12 октября 1960 года. А за год до этого грозил «показать кузькину мать» на встрече с властями США. Так называемые «шестидесятники» с воодушевлением встретили воцарение Хрущева на партийном троне. Но до той поры, пока на выставке авангардистов в Манеже в 1962 году он оскорбил (исторический факт) работы художников нецензурными словами. Особенно после того, как на встрече с интеллигенцией в Кремле 7 марта 1963 года он предложил Андрею Вознесенскому и его единомышленникам катиться за границу «к чертовой бабушке». А единомышленников у поэта было немало.
Что уж скрывать, за такое поведение лидера государства нередко приходилось краснеть. Тем не менее, период правления Никиты Сергеевича так и вошел в историю под названием «оттепель».
Падкий на лесть «дорогой Леонид Ильич»
Сменивший в 1964 году Хрущева на посту лидера ЦК КПСС «дорогой Леонид Ильич Брежнев» не имел дурных манер и не допускал оскорблений и эпатажа. В целом он бы так и запомнился ровным и рассудительным правителем, сделавшим немало для выстраивания прагматичных отношений с Западом и стабильного положения внутри страны. Последнее было названо позже «периодом застоя». Время рассудит.
Но не было прежде, и вряд ли появится еще такой лидер, о котором сочинили бы столько анекдотов. Всему виной некоторые слабости Леонида Ильича. Он был падким на лесть, любил награды и звания и, наконец, прозевал тот самый момент, когда подкралась старость. А он все не спеша добирался до трибуны партийного съезда, и, причмокивая зубным протезом, боролся с труднопроизносимыми словами. И хуже всего ему давались «социалистические страны».
За анекдоты про Брежнева очень многие поплатились своей престижной работой. Я очень хорошо помню, как за безупречное пародирование генсека был уволен диктор Центрального телевидения Виктор Ткаченко. Конечно, до деменции, сравнимой с той, что сейчас у американского президента, «позднему» Брежневу было далеко. Но, стоит признаться, часто за «дорогого Леонида Ильича» все-таки становилось стыдно.
Словоблудие Горбачева и активность Раисы
После череды смертей престарелых генсеков и периода, который злые языки назвали «пятилеткой пышных похорон» и «гонкой на катафалках», «на трон взошел» Михаил Горбачев. Он был молод по меркам политбюро, он был энергичен, доброжелателен, на что-то там нацелен. Да, неважно на что. Главное за него не было стыдно… поначалу.
Люди просто устали от дряхлой партийно-государственной элиты. Живой и многословный Михаил Сергеевич покорил доверчивых советских граждан.
«Давайте не будем склонять Михаила Сергеевича», - делал замечание генсек льстивому оратору.
Ветром перемен потянуло от новых словечек: перестройка, гласность, ускорение, толерантность, консенсус. Однако довольно скоро наступило разочарование. Беглая и уверенная речь оказалась словоблудием. Над его манерами стали издеваться и посмеиваться. Как только форма становится ярче содержания, тут немедленно, откуда ни возьмись, набегают пародисты.
Но ничто не вызывало такого раздражения в обществе, как супруга Горбачева Раиса Максимовна. Она была просто недопустимо активна. В какой-то момент стало казаться, что именно она и стоит у руля большой страны. Чем закончилась бесславная история правления первого и последнего президента СССР хорошо известно: путч, Форос, отставка.
Ельцин: «Скажу честно – проспал!»
Про экономические реалии ельцинских 90-х говорить даже не хочется. Эти годы массового разорения и обнищания граждан описаны в сотнях тысяч публикаций, очерках и статьях. Что же касается личности первого президента России, то начинал Ельцин как волевой и бескомпромиссный лидер, и это, безусловно, импонировало народу, особенно после мягкотелого говоруна Горбачева.
Но в итоге Ельцин оставил после себя столько воспоминаний, вызывающих стыд, что хватило бы на нескольких правителей. Явные проблемы с алкоголем: то скандальная история падения с моста, то дикие танцы на сцене на пару с Евгением Осиным. То, напившись в самолете, Борис Николаевич в Шеноне не выходит к ирландской делегации. Помните знаменитое: «скажу честно – проспал»? То он в подпитии дирижирует оркестром, то играет ложками на голове у президента Киргизии. А еще в одних трусах первый президент РФ ловил такси на улице в США. Что ж, с ним едва ли кто сравнится по числу «приключений».
А что с Владимиром Путиным?
Но времена меняются. Сегодня американцы имеют дело с главой государства, находящимся в критической фазе недееспособности. Им особенно стыдно, от того, что ежедневно они вынуждены сравнивать Джо Байдена с лидером своих оппонентов Владимиром Путиным, находящимся в отличной физической форме.
Со светлым умом и невероятной эрудицией, способным часами, оперируя цифрами и фактами, со знанием дела рассуждать на исторические, экономические, политические темы. Он не боится острых вопросов. Он легко дает многочасовые интервью и пресс-конференции. Он способен на нестандартные решения, и точно известно, что люди во многих странах мира хотели бы видеть именно такого лидера во главе своей страны.
Что же, пусть завидуют. Дайте нам погордиться. Мы заслужили своего президента.