Когда педагоги слышат от родителей своих воспитанников оправдательные фразы по поводу плохого поведения своего ребенка, такие как: "он у нас своенравный", "он такой настырный", или "он просто с характером", то довольно часто они думают так: ну понятно, понятно… Красиво же вы, однако, называете обычную невоспитанность, молодцы.
Нет, это вовсе не потому, что педагог (воспитатель или учитель) попался плохой и недальновидный, не потому что он не любит детей и свою работу. А просто за годы этой самой работы стереотип давно "слепился и оформился". И, если уж он оформился по опыту работы далеко не с одним ребенком и не у одного педагога, то, смею сказать, что, значит, это мнение устоялось неспроста, ведь нет дыма без огня.
И правда!
Даже для примера сравню примерно похожие ситуации, с которыми я сама сталкивалась.
1) Это было еще давным-давно, когда я сама ходила в детский сад. Да и у всех такое было, 100 процентов, это ведь обычная, каждодневная ситуация.
В конце дня забирает мама одного из моих одногруппников. А он - ни в какую. Прицепился к полке с игрушками:
- Аааа! Уйди! Не пойду! Хочу еще играть!
А мама - как схватит его, да как шлепнет по попе:
- Ты почему меня тут позоришь? Ведешь себя как невоспитанный мальчик! А ну пойдем сейчас же!
Ну, поломался, конечно, немного, а потом последовал за мамой с виноватым лицом.
2) А вот пример похожей ситуации, но буквально неделю назад, у меня на работе, в социальном спецучреждении для детей с ОВЗ. Дело было в дневном стационаре, куда детки ходят тоже как в детский сад.
То же самое: мамочка пришла вечером за ребенком. Сынок - тоже не хочет идти домой и так же не отрывается от полки с игрушками. И даже похожей интонацией громко-громко кричит:
- Аааа! Не пойду! Не хочу!
Еще и топает так, будто бы нарочно хочет, чтобы на нижнем этаже услышали. А еще пинает маму и плюет в нее.
А мамочка - улыбается и говорит воспитательнице:
- Ну вот, видите, какой он у нас своенравный. Мне еще в роддоме сказали, что сынулька - мой парень с характером, вон как своё отстаивает!
А воспитательнице остается только улыбаться и головой кивать (дабы избежать каких-либо конфликтов).
Она-то каждый день с его "характерностью" сталкивается, ведь этот мальчик с таким же боем и в столовую собирается, и на занятия, и на процедуры. А потом, когда мама с мальчиком уходят, качает головой и сама себе повторяет:
- Да, с характером. С ха-рак-те-ром, вот именно.
Я сейчас не о том, что "раньше было лучше". И не о новомодном "культе детоцентризма", когда ребенок привык с рождения к роли Царя. И даже не о том, что первый мальчик был как бы "нормик", а второй - с особенностями.
О, это масштабное заблуждение о том, что ОВЗ дают детям право на свободу и безнаказанность, сгубило на корню уже немало педагогических начинаний!
Я лишь о том, КАК грустно и больно педагогам, когда невоспитанность ребенка считается нормальным явлением… а еще обиднее, когда родители не берутся за дело и пускают всё на самотек. А то и вовсе ответственность скидывают на воспитателей, учителей и т.д. Мол, воспитывать - это ВАША работа, вы за нее зарплату получаете! Но только попробуйте проявить строгость и чем-то задеть моего ребенка, ух я вам тогда устрою!
В общем, так уж сложилось, что теперь педагоги нашего учреждения: и воспитатели, и логопеды-дефектологи, и психологи, и руководители творческих кружков (мой отдел) - все очень сильно удивляются, когда к нам в стационар (не важно, дневной или "трехнедельный") попадает воспитанный ребенок, который приучен к правилам, к режиму, знает, как вести себя на занятии, на прогулке или развлекательном мероприятии, уважает старших и не обижает младших…
Редко, конечно, но такие тоже попадаются (снимаю шляпу перед родителями). И, заметим, среди таких ребят есть и детки с достаточно серьезными отклонениями (в т.ч. ментальными)!
Т.е., "нормотипичность" - не гарантия того, что ребенок будет хорошо себя вести, а выраженные особенности развития - вовсе не предпосылка к плохому поведению!
Как-то так…
А может ли ребенок быть слишком воспитанным?
Ну вот так, чтобы "с перебором"?
Агааа, нечто похожее было у нас в стационаре. Уж не знаю, можно ли это назвать классической "воспитанностью" (у меня на этот счет есть сомнения), но то, что ребенок знает много-много правил поведения, а также выдрессирован во многих вещах - это точно (опять же, спасибо родителям).
Славик
Мальчик из стационара, 8 лет, психо-эмоциональные нарушения. Ну и небольшие проблемы с речью (расстройство артикуляции).
Уровень общих знаний, навыков - почти соответствует возрасту, парень контактный, активный, любит везде участвовать, на занятия ходит без боя, к медицинским процедурам - тоже относится терпеливо.
Только вот… действительно, слишком уж он правилами приличия озабочен!
Полдник
Например, на полднике, когда ребята пили сок, Славик то и дело замечания другим раздавал:
- Ты неправильно чашку держишь! Надо за ручку держать, тебя не учили что ли?
- Фу, как ты хлюпаешь! Это неприлично! Надо пить тихо!
- Не стучи зубами о чашку, это некрасиво!
Ну и т.д. Воспитатели уже к каждому походу в столовую относятся как к лекции о правилах поведения за столом от Славика.
Занятие по оригами
Мой кружок!
Сидим вокруг стола, складываем "голубка". Кроме меня за столом сидят Славик и еще 2 мальчика 6-ти лет.
У первого мальчика - немножко слюна течет (такие уж особенности здоровья).
А Славик ему:
- Фу, как неприлично. Ты же на занятии, а плюешься! Тебя что, дома не учат, что так нельзя делать?
Протягиваю мальчику салфетку, а Славику - объясняю, что мальчик не виноват, он просто болеет. Но Славика это еще больше "подогревает":
- Аааа! Когда болеешь, надо дома сидеть!
Блин блинский, зачем я только сказала слово "болеет"... Хорошо, что сам этот мальчик ничего не понял, а то бы наверняка расстроился.
Артикуляционные упражнения
А у логопеда на групповом занятии вообще невесело было!
После такого у логопеда двоякие чувства возникли: и смеяться хотелось, и возмущаться одновременно.
В общем, сначала всё было замечательно. Половина урока - под музыку, с элементами логоритмики, протекало без происшествий.
А потом логопед проводила артикуляционную гимнастику.
В частности, ребята вытягивали губы, высовывали язык, двигали язычком в разных направлениях, ну всё как положено.
Все - работают, повторяют за логопедом, которая, разумеется, делает это виртуозно и профессионально.
Один только Славик - сидит, презрительно смотрит и ничего не делает.
Логопед спрашивает:
- Слава, почему ты не повторяешь упражнения?
А он ей:
- Я не буду это делать! Фу! Дурацкие упражнения!
- Почему же? - интересуется логопед, - все ребята делают, а тебе - фу?
- Это ужасно, - отвечает Славик, - это неприлично! Так только в неприличных роликах делают!
- Славик, это - упражнения, для речи! Чтобы ты чисто разговаривал! - уже строже говорит логопед.
А Славик - на своём стоит:
- Я сказал НЕ БУДУ! Мама говорит, что так только грязные тётки делают! Это грех и фу!
В общем, не стала дальше логопед в душу лезть и вынимать из одной души сразу три. Похвально, что парень "избегает греха", но доказывать невинность артикуляционных упражнений уже просто нет ни времени, ни желания. Рядом ведь и другие дети есть… не стала она больше Славика беспокоить. И решила сначала переговорить с мамой.
И в чём суть?
Верю, что мама хочет как лучше. Верю, что мама не только занимается Славиком и честно его "компенсирует". Верю, что воспитывает и внушает ему правила хорошего тона. И это же прекрасно!
Но немножко жалко, что Славику не внушили еще пару важных "воспитательных моментов": переговариваться со старшими - это тоже неприлично. И тыкать людям в глаза на их недостатки - тоже не очень красиво.
Или как?
Вам же, дорогие читатели, доброго здоровья и теплого настроения.