Найти тему

Особенный ребенок поучил логопеда правилам приличия

Оглавление

Когда педагоги слышат от родителей своих воспитанников оправдательные фразы по поводу плохого поведения своего ребенка, такие как: "он у нас своенравный", "он такой настырный", или "он просто с характером", то довольно часто они думают так: ну понятно, понятно… Красиво же вы, однако, называете обычную невоспитанность, молодцы.

Нет, это вовсе не потому, что педагог (воспитатель или учитель) попался плохой и недальновидный, не потому что он не любит детей и свою работу. А просто за годы этой самой работы стереотип давно "слепился и оформился". И, если уж он оформился по опыту работы далеко не с одним ребенком и не у одного педагога, то, смею сказать, что, значит, это мнение устоялось неспроста, ведь нет дыма без огня.

И правда!

Даже для примера сравню примерно похожие ситуации, с которыми я сама сталкивалась.

1) Это было еще давным-давно, когда я сама ходила в детский сад. Да и у всех такое было, 100 процентов, это ведь обычная, каждодневная ситуация.

В конце дня забирает мама одного из моих одногруппников. А он - ни в какую. Прицепился к полке с игрушками:

- Аааа! Уйди! Не пойду! Хочу еще играть!

А мама - как схватит его, да как шлепнет по попе:

- Ты почему меня тут позоришь? Ведешь себя как невоспитанный мальчик! А ну пойдем сейчас же!

Ну, поломался, конечно, немного, а потом последовал за мамой с виноватым лицом.

2) А вот пример похожей ситуации, но буквально неделю назад, у меня на работе, в социальном спецучреждении для детей с ОВЗ. Дело было в дневном стационаре, куда детки ходят тоже как в детский сад.

То же самое: мамочка пришла вечером за ребенком. Сынок - тоже не хочет идти домой и так же не отрывается от полки с игрушками. И даже похожей интонацией громко-громко кричит:

- Аааа! Не пойду! Не хочу!

Еще и топает так, будто бы нарочно хочет, чтобы на нижнем этаже услышали. А еще пинает маму и плюет в нее.

А мамочка - улыбается и говорит воспитательнице:

- Ну вот, видите, какой он у нас своенравный. Мне еще в роддоме сказали, что сынулька - мой парень с характером, вон как своё отстаивает!

А воспитательнице остается только улыбаться и головой кивать (дабы избежать каких-либо конфликтов).

Она-то каждый день с его "характерностью" сталкивается, ведь этот мальчик с таким же боем и в столовую собирается, и на занятия, и на процедуры. А потом, когда мама с мальчиком уходят, качает головой и сама себе повторяет:

- Да, с характером. С ха-рак-те-ром, вот именно.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Я сейчас не о том, что "раньше было лучше". И не о новомодном "культе детоцентризма", когда ребенок привык с рождения к роли Царя. И даже не о том, что первый мальчик был как бы "нормик", а второй - с особенностями.

О, это масштабное заблуждение о том, что ОВЗ дают детям право на свободу и безнаказанность, сгубило на корню уже немало педагогических начинаний!

Я лишь о том, КАК грустно и больно педагогам, когда невоспитанность ребенка считается нормальным явлением… а еще обиднее, когда родители не берутся за дело и пускают всё на самотек. А то и вовсе ответственность скидывают на воспитателей, учителей и т.д. Мол, воспитывать - это ВАША работа, вы за нее зарплату получаете! Но только попробуйте проявить строгость и чем-то задеть моего ребенка, ух я вам тогда устрою!

В общем, так уж сложилось, что теперь педагоги нашего учреждения: и воспитатели, и логопеды-дефектологи, и психологи, и руководители творческих кружков (мой отдел) - все очень сильно удивляются, когда к нам в стационар (не важно, дневной или "трехнедельный") попадает воспитанный ребенок, который приучен к правилам, к режиму, знает, как вести себя на занятии, на прогулке или развлекательном мероприятии, уважает старших и не обижает младших…

Редко, конечно, но такие тоже попадаются (снимаю шляпу перед родителями). И, заметим, среди таких ребят есть и детки с достаточно серьезными отклонениями (в т.ч. ментальными)!

Т.е., "нормотипичность" - не гарантия того, что ребенок будет хорошо себя вести, а выраженные особенности развития - вовсе не предпосылка к плохому поведению!

Как-то так…

А может ли ребенок быть слишком воспитанным?

Ну вот так, чтобы "с перебором"?

Агааа, нечто похожее было у нас в стационаре. Уж не знаю, можно ли это назвать классической "воспитанностью" (у меня на этот счет есть сомнения), но то, что ребенок знает много-много правил поведения, а также выдрессирован во многих вещах - это точно (опять же, спасибо родителям).

Славик

Мальчик из стационара, 8 лет, психо-эмоциональные нарушения. Ну и небольшие проблемы с речью (расстройство артикуляции).

Уровень общих знаний, навыков - почти соответствует возрасту, парень контактный, активный, любит везде участвовать, на занятия ходит без боя, к медицинским процедурам - тоже относится терпеливо.

Только вот… действительно, слишком уж он правилами приличия озабочен!

Полдник

Например, на полднике, когда ребята пили сок, Славик то и дело замечания другим раздавал:

- Ты неправильно чашку держишь! Надо за ручку держать, тебя не учили что ли?

- Фу, как ты хлюпаешь! Это неприлично! Надо пить тихо!

- Не стучи зубами о чашку, это некрасиво!

Ну и т.д. Воспитатели уже к каждому походу в столовую относятся как к лекции о правилах поведения за столом от Славика.

Занятие по оригами

Мой кружок!

Сидим вокруг стола, складываем "голубка". Кроме меня за столом сидят Славик и еще 2 мальчика 6-ти лет.

У первого мальчика - немножко слюна течет (такие уж особенности здоровья).

А Славик ему:

- Фу, как неприлично. Ты же на занятии, а плюешься! Тебя что, дома не учат, что так нельзя делать?

Протягиваю мальчику салфетку, а Славику - объясняю, что мальчик не виноват, он просто болеет. Но Славика это еще больше "подогревает":

- Аааа! Когда болеешь, надо дома сидеть!

Блин блинский, зачем я только сказала слово "болеет"... Хорошо, что сам этот мальчик ничего не понял, а то бы наверняка расстроился.

Артикуляционные упражнения

А у логопеда на групповом занятии вообще невесело было!

После такого у логопеда двоякие чувства возникли: и смеяться хотелось, и возмущаться одновременно.

В общем, сначала всё было замечательно. Половина урока - под музыку, с элементами логоритмики, протекало без происшествий.

А потом логопед проводила артикуляционную гимнастику.

В частности, ребята вытягивали губы, высовывали язык, двигали язычком в разных направлениях, ну всё как положено.

Все - работают, повторяют за логопедом, которая, разумеется, делает это виртуозно и профессионально.

Один только Славик - сидит, презрительно смотрит и ничего не делает.

Логопед спрашивает:

- Слава, почему ты не повторяешь упражнения?

А он ей:

- Я не буду это делать! Фу! Дурацкие упражнения!

- Почему же? - интересуется логопед, - все ребята делают, а тебе - фу?

- Это ужасно, - отвечает Славик, - это неприлично! Так только в неприличных роликах делают!

- Славик, это - упражнения, для речи! Чтобы ты чисто разговаривал! - уже строже говорит логопед.

А Славик - на своём стоит:

- Я сказал НЕ БУДУ! Мама говорит, что так только грязные тётки делают! Это грех и фу!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

В общем, не стала дальше логопед в душу лезть и вынимать из одной души сразу три. Похвально, что парень "избегает греха", но доказывать невинность артикуляционных упражнений уже просто нет ни времени, ни желания. Рядом ведь и другие дети есть… не стала она больше Славика беспокоить. И решила сначала переговорить с мамой.

И в чём суть?

Верю, что мама хочет как лучше. Верю, что мама не только занимается Славиком и честно его "компенсирует". Верю, что воспитывает и внушает ему правила хорошего тона. И это же прекрасно!

Но немножко жалко, что Славику не внушили еще пару важных "воспитательных моментов": переговариваться со старшими - это тоже неприлично. И тыкать людям в глаза на их недостатки - тоже не очень красиво.

Или как?

Вам же, дорогие читатели, доброго здоровья и теплого настроения.

С удовольствием буду ждать Вас здесь с верными визитами, добрыми лайками и новыми подписками