Найти тему

Два великих языковых закона, которые изменили до неузнаваемости славянские языки

Оглавление


Закон открытого слога


1. Закон открытого слога: раньше в славянских языках были разные слоги типа
*tat, *sta, *tr̥ *at , *ta, *a и пр . Но потом "идеальные" открытые слоги *ta, *sta стали считаться самыми крутыми! Представляете, как древние славяне спорили о том, какие слоги круче?

Закон открытого слога (закон идеального слога) был направлен на ликвидацию закрытости и неполноты слогов, на ликвидацию зияний гласных на стыке корня и аффикса и коренным образом повлиял на все славянские языки. Начавшись еще в праславянский период, этот закон действовал практически до середины 1 тыс. н. э., т.е. до разделения славян на 3 группы. Тенденция приближения реальных слогов к идеальным была очень сильна и почти не допускала отступлений. Закон открытого слога коренным образом переделал и звуковую, и морфологическую систему всех славянских языков.

1) Конечные согласные в слоге потерялись в чаще глубокой древности. Так происходило родственных словах:

  • *p l ŏ // d- ŏ - s – плодъ;

[ŏ] в конце слова изменялось сначала в [ŭ], а затем в [ъ].
  • *p l ĕ d //- m e n- s - племѧ;


2.
Монофтонгизация дифтонгов: вместо крутых двойных гласных типа *pŏnt-ĭs (знаешь что такое понтонный мост?) «дорога, мост» появились простые одиночные типа путь. Скучновато, правда? Зато язык стал значительно проще и приятнее на слух.

3. А начальную
вообще распяли между во, вы: вместо протяжного воя и улюлюкания буквы *ū появились целых два варианта - вода и выдра:

  • * ūd - ā – вода ( ср. родств. англ. water, греч. hydor «вода»);
-2

  • * ūd - r- ā – выдра;

Как будто древние славяне говорили: "Эй, а давайте усложним себе жизнь?!"

4. Та же участь постигла и
срединное [*ū] перед гласным на [ов], [эв], [ав], [ыв]. Распалось на гнездо родственных слов:

  • *s l ū - t i – с л ы т и;
  • * s l ū - ch- ŏ –s – с л ѹ х ъ;
  • * s l ū – ā – с л а в а;
  • * s l ū - ŏ – с л о в о.

Это явление закрепилось в современном русском языке в глагольных основах и вызывает некоторые затруднения учащихся:

  • кую – ковать, жую – жевать, обосную - обосновать (в этих словах [*ū] относится к корню),

Представьте преподавателя, который пытается объяснить ученикам эти странные "чередования". Ученики в недоумении: "Подождите, а почему тут не *ковю и *жеву?"

  • верую – веровать, воюю – воевать ( здесь [*ū] является суффиксом);
  • и даже в достаточно современных: командую – командовать, танцую – танцевать, стартую – стартовать и пр.
Теперь вы точно запомните, что [у] чередуется с [ов] или [ев], но не с [ив] или [ыв];

5. Упрощаются группы согласных на стыке морфем (недопустимые сочетания превращаются в допустимые при помощи ассимилятивно-диссимилятивных изменений):

  • *m ĕ t - t ῑ – мести (ср.: мету);
  • *g r ĕ b - t ῑ – грести (ср.: гребу); в просторечной форме гребсти произошло выравнивание основы.
-3

Какой же проказник этот закон открытого слога. Давайте вспомним что же он натворил:

  1. изменил морфемную структуру многих слов, зато языковедам весело разгадывать ребусы, которые он оставил
  2. разорил гнезда родственных слов,
  3. разрушил мотивационные словообразовательные связи;
  4. изменил систему окончаний всех частей речи,
  5. в итоге славянские языки по морфологической и фонетической структуре стали сильно отличаться от других индоевропейских языков.

Как и все отличные герои он не действовал в одиночку. У него был напарник, о котором речь пойдет ниже.

Закон сингармонизма:

Гласные должны быть "в ладу" с согласными:

  • гласные переднего ряда могли сочетаться только с согласными губными или переднеязычными,
  • а заднеязычные могли сочетаться только с гласными непереднего ряда.

Словно древние славяне были фанатами музыкальной гармонии и не выносили диссонансы в своих словах!

Теперь вам понятно откуда в славянских языках столько чуждых индоевропейскому языку шипящих [ч’], [ш’], [ж’]?

Да и изменения гласных непереднего ряда после мягких согласных в звуки более передней зоны легко объясняются этим законом:

[ъ] →[ь], вълк-ы

[о]→ [э],

[ы]→ [и] , вълк-ы, кон-и,

[а]→ [’а]

А теперь быстренько ответьте на вопросы для закрепления:

1. Каковы результаты действия закона открытого слова?

2. Какие из перечисленных результатов можно использовать для исторического комментария в начальной школе?

3. В чем суть закона сингармонизма?