Найти в Дзене
Scrum.ru

Как определение продукта в Скраме, влияет на организационную гибкость

Определение продукта в Scrum влияет на следующие аспекты:

  • Организационные элементы: люди, компоненты, процессы и системы.
  • Владелец продукта: определяет, кто отвечает за управление продуктом и его развитие.
  • Бэклог продукта: наполнение и объём задач, которые нужно выполнить.
  • Команды: количество и состав команд, работающих над проектом.
  • Готовность (DoD): определяет, когда работа считается завершённой.
  • Пользователи продукта: те, кто использует готовый продукт или услугу.

Как понять, что есть настоящий продукт

Используйте чек-лист для определения продукта

  • Есть пользователи на рынке (за пределами организации).
  • Есть ключевые фичи, которые закрывают потребности пользователей.
  • Есть бизнес-модель (независимый P&L).
  • Продукт поддерживается системами людей, процессов и компонентов.

Коммерческие организации создают продукты и сервисы для пользователей на рынке. Часто мы забываем об этом и придумываем искусственные понятия “внутренних продуктов” или “внутренних сервисов”. Настоящие продукты и сервисы имеют бизнес-модель и создают бизнесценность: «Выгода для организации, выраженная в деньгах, возникшая в результате эксплуатации сервиса или продукта.»

Какие бывают “продукты” в организациях

На опыте работы с разными Скрам-командами и продуктами, вокруг которых они организованы, получилась вот такая классификация:

  • Компонент: “шина”, “платформа”, “CRM BnB”.
  • Бизнес процесс: “кредитный конвеер”, “открытие счетов”.
  • Канал: “сайт”, “мобильный банк Android”, “мобильный банк iOS”.
  • Мульти-канал: мобильный банк (Andoid, iOS).
  • Полноценный продукт: ипотека, займы, сервис облачного ритейла.

“Ctrl-C Ctrl-V” Скрам

Когда организации определяют продукты вокруг компонентов, внутренних бизнес-процессов или каналов, я это называю “Ctrl-C Ctrl-V” Скрамом. Создается большое количество фейковых “Владельцев Продукта”, которые управляют фейковыми “Бэклогами Продукта”.

-2

Это вызывает негативные последствия для организаций:

  • Зависимости между командами.
  • Вынужденную синхронизацию между “Владельцами Продуктов” и с фокусом на разрешении зависимостей.
  • Как следствие, дополнительные митинги.
  • Оторванность разработчиков от рынка и сниженная мотивация.
  • Лишние координационные роли (менеджеры, координаторы фич и т.д.).
  • Лишние выделенные группы (команда интеграции, бизнес-аналитики).
  • Отсутствие понимания, что же происходит на самом деле из-за дефрагментации организации.
  • Сниженную доставленную ценность, потому что команды не догадываются, что самое ценное в данный момент может находиться в “Бэклоге Продукта” соседней команды.
  • Как следствие всех предыдущих пунктов, высокий Time 2 Market и сниженная организационная гибкость.

Широкое определение продукта

Скорость и организационная гибкость возникают в случае широкого определения продукта. Чаще всего, для больших организаций это значит переход к масштабируемому Скраму (LeSS). Этот процесс нелегкий и требует реинжиниринга структур и процессов компании, обучения людей.

-3