Найти тему

От простого к сложному. Тест автомобильного 10-канального процессора со встроенным 8-канальным усилителем MBQ DSP-MM6101A

Оглавление

Обычно называют наоборот – усилитель со встроенным процессором. А этот девайс построен в первую очередь как процессор, а усилитель – вторая по значимости составляющая, чуть дальше поймёте, почему. Подход интересный, и даёт море вариантов использования – от быстрого апгрейда штатки до серьёзных развитых систем. Причём строить систему можно даже поэтапно, каждый раз просто добавляя новые компоненты.

Итак, сегодня на изучении MBQ DSP-MM6101A – девайс от относительно нового, но многообещающего бренда на нашем рынке. На момент теста стоит 22500 рублей, за эти деньги вы получаете 10 каналов полноценной цифровой обработки аудиосигнала и бонусом к ним – 8 каналов усиления. Встроенный усилитель можно использовать, а можно и обойти, подключившись к линейным выходам (они есть у всех 10 каналов DSP).

И ещё можно докупить за 7400 рублей зачётный пульт со «всеядным» плеером (причём настолько, что даже DSD читает). Вот его, к слову, настоятельно рекомендую рассматривать – штука примечательная.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Выполнено устройство в небольшом корпусе размерами всего 17х18 см с двусторонней компоновкой. Логотип на верхней крышке при включении мягко подсвечивается изнутри.

-2

С одной стороны – линейные входы, выходы всех 10 каналов процессора и всё, что связано с источниками.

-3

С другой – питание, высокоуровневые входы и выходы встроенного усилителя.

-4

И вот тут есть особенность, на которую обращу внимание особо. Смотрите, первые 4 линейных входа, первые 4 выхода усилителя и питание скомпонованы в отдельный разъём. Смекаете? Это же прямая возможность подключить процеусь в разрыв разъёма штатного ГУ и тем самым проапгрейдить систему без лишней возни с проводами.

-5

А оставшиеся высокоуровневые входы (5/6) и выходы усилителя (5-8) выведены отдельно – это на случай, если на упомянутом способе простейшего апгрейда будет решено не останавливаться.

-6

Причём вот какая особенность – в этом выходном разъёме тоже есть пины подключения питания. Но оно независимое, не дублирует основное питание, и предназначено исключительно для усилителя каналов 5-8. Подключаем – эти каналы работают. Не подключаем – не работают. Весьма удобно и рационально, если задействовать их не предполагается.

ЧТО И КАК МОЖНО ПОДКЛЮЧИТЬ

Высокоуровневые входы, 6 каналов. Без экстремизма по уровню принимаемого сигнала, но для базовых штаток – с запасом. Входной импеданс в описании не заявлен, но активное сопротивление входов – около 50 Ом. Автоматическое определение сигнала (чтобы процессор умел включаться без подключения к Remote), разумеется, предусмотрено – по наличию постоянной составляющей.

Линейные входы (AUX), 4 канала. Реализованы полностью независимо от высокоуровневых входов, так что подключать источники можно одновременно и к тем, и к этим. Принимают сигнал до 1 В RMS (среднеквадратич). Этот момент важно учесть, т. к. для смартфонов этого достаточно, а вот для какого-нибудь ГУ с линейными выходами может оказаться маловато.

-7

Оптический вход Toslink. Ограничений по частоте дискретизации нет, так что проблем с этим входом не ожидается, подключать можно что угодно.

Bluetooth – при соединении активен только базовый SBC. Но с инженерной точки зрения это рационально: это не сверхдорогой процессор, так что нет смысла переплачивать за опции, которые всё равно не будут востребованы.

-8

Встроенный плеер USB (разъём на корпусе) – он тут на самом деле не единственный, и конкретно этот – относительно простой, воспринимает только базовые форматы. Управлять им можно через входящий в комплект ПДУ, для него предусмотрен выносной ИК-глазок – переключать треки, а заодно рулить громкостью и выбирать источники.

-9

Плеер USB в опциональном пульте управления – а вот этот уже более чем серьёзен, и я бы даже сказал, крут. Вот вы много видели автомобильных плееров, поддерживающих форматы DSD? А этот – умеет. Ну и по остальным форматам, включая Hi-Res Audio никаких проблем с чтением не возникло.

Короче, его можно рассматривать в качестве полноценного источника для этого процессора. В корпусе пульта имеются разъёмы под флешку и карту памяти microSD.

-10

А вообще, с пульта можно управлять не только плеером, но и всеми базовыми функциями, полагающимися в таких случаях – громкость, уровень саба (каналы 9/10), переключение источников, пресеты и кое-какие прочие настройки.

-11
-12
-13

А ЧТО ВНУТРИ?

Усилитель собран на единой материнской плате, цифровая процессорная часть вынесена на отдельную субплату. В аналоговой части рядышком с линейными выходами замечены операционники JRC4580 (можно взять на заметку тем, у кого твикалка вечно чешется).

-14
-15
-16
-17

А вот и причина, почему усилитель здесь не является приоритетной частью, а рассматривается в качестве приятного дополнения. Он построен на двух незатейливых 4-канальных микросхемах АВ-класса TDA7851L (но оригинальных, не аналогах). Каждая из них получает питание от своего разъёма. К слову, это одни из немногих 12-вольтовых микросхем УНЧ, умеющих работать в том числе и на 2-омную нагрузку.

-18
-19

Бывал у меня на изучении один процессорный усилитель, построенный по очень похожей схеме, и даже внешне у них много общего. Но вы же не относитесь к тем, кто делает выводы только по внешнему виду, правда? Тем более, начинка у них разная.

Если там цифровая обработка была возложена на чип ADAU, то здесь за математику отвечает AK7735 от Аsahi Kasei с собственными 4 каналами ЦАП. На остальные каналы работают внешние ЦАП CS4344. А аналого-цифровое преобразование возложено на MS5358.

-20
-21
-22

ЧТО И КАК НАСТРАИВАЕТСЯ

В описании заявлено два способа настройки – с компа под ОС Windows (без уточнения версии, но на «десятке» нормально установилась и запустилась) и с девайса под Android. На момент теста в распоряжении был пока только первый вариант, так что его и использовал.

-23

Как всегда, не стану превращаться в инструкцию, отмечу лишь ключевые особенности. Итак, поехали.

Окно программы невелико, но его можно растянуть на весь экран – при настройке с ноута это удобно.

Пульт при соединении с компом становится неактивным – всё управление, включая громкость, переходит под контроль программы.

Можно задать задержку включения при подаче сигнала АСС – может пригодиться, если возникнет проблема со щелчками включения

-24

Микширование каналов традиционное, матричное. Правда, без возможности порулить уровнями и только для аналоговых входов, но для большинства применений этого достаточно. Для цифровых входов всё фиксировано: нечётные выходные каналы – это левые, а чётные – правые.

-25

Линкование каналов (объединение для их совместной настройки) – попарное, т. е. нечётного канала с чётным (отдельно взятых пар или все пары каналов разом).

Есть система шумопонижения, можно задать порог её срабатывания. Когда входной сигнал ниже указанного в программе уровня, процессор просто «выключает» выходной сигнал.

-26

В этой же части окна, как видите, есть упрощённый 3-полосный темброблок (Treble, Mid, Bass) – это если захочется чуток скорректировать характер звучания, не дёргая многополосный эквалайзер. Работает на все каналы разом. Корректирует АЧХ следующим образом:

-27

Теперь пробегусь по стандартным процессорным настройкам. Кроссоверные фильтры – без вопросов, промахов по выставленным и фактическим параметрам нет. Вот тоже несколько примеров реальных АЧХ, снятых на линейных выходах. Красота:

-28

Эквалайзер можно использовать в параметрическом или в графическом режиме. Или вовсе обойти, тем самым разгрузить процессор. Для примера прибавил +15 дБ в полосе 800 Гц и посмотрел реальную АЧХ при разных значениях добротности. Максимум Q можно выставить аж 50, т. е. коррекция сигнала в совсем узкой полосе:

-29

С задержками вскрылась небольшая особенность. Максимально можно задержать сигнал на 25 мс («отодвинуть» на 8,5 метров) – с этим вопросов как раз нет, всё работает как надо.

-30

А вот шаг задержек в программе – 0,01 мс (примерно 3,4 мм), хотя реально сигнал «сдвигается» по времени через одно значение – 0,03, 0,05, 0,07 мс и т. д. В принципе, это всё равно даёт хорошую точность настройки, так что сильно придираться не стану, просто отмечу как факт.

-31

После того, как настроились, в память можно записать до 6 вариантов конфигураций, пресеты потом переключаются с пульта.

-32

Ну и напоследок можно задать пароль на изменение настроек. Думаю, многие инсталляторы будут рады, если клиенты не будут в них лазить.

-33

РАБОТА АНАЛОГОВОЙ ЧАСТИ

Изучать в деталях сам усилитель смысла не вижу – здесь используются «магнитольные» микросхемы, так что всё достаточно предсказуемо.

А вот посмотреть, что творится на линейных выходах, полагаю, имеет смысл. Собственный фоновый шум в среднем на уровне -120 дБВ, и лишь на НЧ немного повыше. Вообще, хороший результат. Для понимания, что это шум именно усилителя, заодно привёл собственные шумы измерительного комплекса (напомню, использую Audiomatica Clio):

Дальше ставлю в плеере файл с синусом 1 кГц, записанным с уровнем 0 дБ (цифровой максимум). Прибавляю громкость, максимальный неискажённый сигнал – с амплитудой около 3,7 Вольт (мягкое ограничение начинается в районе 55-56 единиц из 66, так что «вваливать волюмэ в шишку» лучше не надо). Такая амплитуда – это примерно 2,6 среднеквадратического значения. Округляя, имеем честные классические 2,5-вольтовые линейные выходы.

Пробежался по остальным источникам (AUX, Bluetooth, оптика) – на выходе примерно то же самое (ну плюс-минус), т. е. в этой части баланс уровней соблюдён.

ПРОБА В ДЕЛЕ. ХАРАКТЕР ЗВУЧАНИЯ

Устраивать прослушивание с использованием встроенного усилителя смысла не вижу – очевидно, что узким местом тут будет сама микросхема УНЧ. А вот включение в тестовый тракт в режиме процессора позволило понять звуковые особенности лучше.

Звучание во многом характерно для продукции Asahi Kasei. Подача мягкая, без колкой остроты, но не «тёмная» и не «замыленная». По крайней мере, звуковая сцена строится достаточно объёмно, с хорошим усилителем и акустикой показывает неплохой масштаб звукового пространства. Причём отдельные звуки не прилипают к акустике – это довольно значимый показатель.

В итоге получается комфортный саунд, который пусть и приводит звучание к некоему общему знаменателю, но жанрово достаточно универсально и не утомляет при длительном прослушивании. А это для бюджетного процессора, считаю, это то, что нужно. И больше того, такая подача вполне позволяет использовать MBQ в том числе и для систем, ориентированных не только на рядовое «чтобы звучало получше», но и на более серьёзное SQ, причём без фанатизма по бюджету.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Учитывая цену, возможности MBQ DSP-MM6101A выглядят более чем внушительно. По крайней мере, в части цифровой обработки сигнала никаких ограничений нет, да и по звучанию он оказался весьма приятен. Так что с ним можно спокойно строить развитые системы как с прицелом на SQ, так и на SQL.

Причём можно строить систему поэтапно. Скажем, начать с простого апгрейда штатки (вынул разъём ГУ, в этот разрыв подключил процеусь, и после лёгкой настройки уже получил результат). А потом, по ходу «обострения хотелок», развивать систему добавлением внешних усилителей без особых ограничений в выборе конфигураций.

Плюсы:

  • Один из немногих доступных многоканальных процессоров на рынке
  • Конфигурация оптимальна для быстрого апгрейда базовых штаток
  • Можно подключить отдельные усилители вместо встроенных
  • Опциональный пульт со «всеядным» плеером с поддержкой DSD
  • Встроенный Bluetooth, независимый AUX
  • Предусмотрена возможность настройки по Bluetooth через Android

Минусы:

  • Скромный собственный усилитель на «магнитольной» микросхеме