Найти тему

Когда школа бессильна

Источник pinterest
Источник pinterest

Я очень верю в силу качественной обратной связи и качественного диалога. Про это я уже довольно много писала на канале, есть даже отдельная подборка «Про обратную связь и рефлексию».

Сегодня раскрою ещё один аспект. Не самый приятный. Иногда за счёт умелого навыка коммуникации мы можем лишь докопаться до сути проблемы, но при этом и осознать, что не в нашей компетенции её решить. На самом деле, это тоже хороший результат, хоть и грустный. В качестве иллюстрации расскажу про один из последних cценариев обратной связи, который разбирали с педагогом. Чтобы люди в истории были неузнаваемы, я поменяла все имена и некоторые несущественные детали.

Дело происходит в одной из лучших частных школ города, школу я знаю лично, создателя тоже знаю лично. Марина – куратор 6-го класса. Вот с ней мы и прорабатывали ситуацию и последующий сценарий. В классе есть очень непростой с точки зрения поведения ученик. Назовём его Костя. В этой школе он уже два года. Вот что рассказывает Марина:

«У мальчика СДВГ и другие не критичные для жизни, но создающие дискомфорт, особенности психики и, как следствие, поведения. Он  постоянно чем-то недоволен, со всеми ругается. Бывают периоды затишья. В школе выстроена очень толерантная и безопасная среда. Мальчика в любом случае в школе любим, стараемся понимать, поддерживать. Но порой его поведение невыносимо. С ребятами он постоянно в создающем конфликте. Реальных конфликтов не возгорается, я успеваю "подхватывать". Абсолютно не умеет работать в команде. Костя работает с психологом, принимает фармакологические препараты. Родители, конечно, в курсе всего происходящего. Мы всегда на связи с папой».

Недавно произошла вопиющая ситуация на математике, где Костя занимается с учителем индивидуально (в школе под детей выстраивается образовательный трек, если требуется индивидуальная работа, то для ученика организуют индивидуальные уроки). Учительница была доведена до слёз, и это уже 4-й учитель математики за 2 года, все предыдущие отказывались. Учительница математики поделилась, что Костя два занятия подряд смеялся без причины, искал повод не выполнять задания. После трёх замечаний учителю пришлось преждевременно завершить занятие с Костей (в школе есть такое правило).

Марина в очередной раз обсудила всё с папой. Мама не вовлечена в образовательный процесс. Папа всегда всё очень правильно и грамотно говорит. Все вопросы с поведением всегда объясняет диагнозом, принятием препаратов, либо тем, что сейчас временно препараты не принимаются. Плюс накопленная усталость к концу года. В этот раз он ответил то же самое. Примерно такое объяснение приходит из раза в раз при почти полном отсутствии изменений. Я не смогу здесь привести все детали, что иногда озвучивает мальчик, какими словами говорит папа, так как семья может оказаться узнаваемой. Скажу лишь, что по тому, как Марина всё это рассказывала, у меня сложилась гипотеза, что, возможно, родители повторяют некие удобные фразы, при этом до конца нам неизвестно, что происходит дома. Понятно, что диагноз влияет, но, возможно, есть что-то ещё.

Марина в течение года разговаривала с мальчиком не один раз. После каждого раза этой прививки хватает ненадолго, потом всё возвращается. Немаловажна также, конечно, личность учителя, с которым работает Костя. С самой Мариной таких «закидонов» нет. Многие другие учителя тоже Марине не жалуются, хотя она знает, что им приходится тратить немало энергии на Костю. Но как только Костя чувствует слабину, отсутствие авторитета у учителя, он ведёт себя ужасно, тогда Марине сыпятся жалобы, она вовлекается, сидит на уроке, проводит беседы.

Надо сказать, что Марина уже не новичок в вопросах качественной коммуникации. И много уже знала об обратной связи до обучения у меня на курсе. Мы с ней лишь все систематизировали, упаковали в алгоритм, убрали лишние слова, добавили те, которые могут дополнительно помочь. Диалог Марины с Костей состоялся. Её основная задача была убедить Костю извиниться перед учителем. В результате разговора Костя перед учителем извинился (до этого, кстати, он этого почему-то не сделал, видимо, родителям эта идея в голову не пришла). А ещё он открылся несколько больше, чем за все предыдущие беседы в течение двух лет. Я спросила у Марины, что, на её взгляд, повлияло больше всего. Что стало теми самыми волшебными словами, благодаря которым ребёнок раскрылся. Марина назвала следующее:

  • готовилась заранее, а не в моменте выловила ученика, чтобы поговорить, всю беседу шла по созданному нами сценарию,
  • очень внимательно слушала,
  • много раз повторила «Мне очень важно знать, что ты думаешь по этому поводу», «Что ты чувствовал в тот момент?», что важен комфорт всех в школе, его, учителя, других учеников.

Вот такие простые секреты. На самом деле, секретов у качественной обратной связи больше, просто Марина многое уже делала на автомате, а вот эти три вещи в этот раз держала в фокусе.

А что же именно мальчик смог раскрыть? Расскажу. Мальчик произнёс такую фразу:

«Я могу чувствовать себя хорошо, и никто на меня не орёт, только когда я гуляю на улице».

Дальше он признался, что дома на него часто орут и говорят, что он виноват во всём. В общем, гипотеза о том, что не всё так гладко дома, подтвердилась. Возможно, родителям трудно с мальчиком, и они тоже сильно устают, поэтому срываются. В итоге потом с другими взрослыми мальчик бесконечно проверяет – примут его таким? А таким? А до такой грани можно дойти?

И безусловно, не в компетенциях школы что-то поменять. Помочь настроить внутрисемейные отношения — это работа семейного психолога. Марина говорит, что чувствует, словно «нашла и раскопала клад, но не понимает, что теперь с ним делать». От мальчика в школе устали. Учителя не горят желанием с ним работать. При этом Марина тоже не может всё своё внимание уделять ему и каждый день обслуживать его потребность в привлечении внимания и проверке принятия. И мальчика тоже жалко, ведь он сменил уже несколько школ, нигде долго не задержавшись. И при этом в семью лезть не будешь, но явно чинить надо там. Сейчас от решения Марины зависит дальнейшая судьба Кости. Вот такая история, друзья. Иногда с помощью качественного диалога мы не можем решить проблему, а можем лишь раскопать её суть.

Диалог, даже самый конструктивный – это не всегда молоток и гвозди, чтобы починить, порой это просто ключ, чтобы раскрыть.

Про книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно узнать тут.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.