Найти тему

Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков

Ценителям рисунка и гравюры Государственный Эрмитаж преподнес подарок - в Галерее графики на третьем этаже Зимнего дворца открылась выставка «Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков».

Альбрехт Дюрер. Святой Евстафий
Альбрехт Дюрер. Святой Евстафий

Уникальность данной экспозиции не только в ее редких показах (последняя подобная выставка проходила в Эрмитаже в 1969 году), но и в редких работах немецких мастеров, являющиеся памятниками эпохи. Так выставку открывает рисунок неизвестного автора "Три волхва" – фрагмент композиции «Поклонение волхвов», выполненный пером с размывкой кистью и дотируемый годами. Это самая ранняя работа, которую удалось сохранить до наших дней. Не каждый мировой музей может похвастаться таким шедевром.

Неизвестный автор. Три волхва. 1430-е гг
Неизвестный автор. Три волхва. 1430-е гг

Всего в экспозиции представлено более 150 работ, среди которых рисунки и гравюры таких мастеров как Мартина Шонгауэра, Альбрехта Дюрера, Ганса Гольбейна Старшего, Лукаса Кранаха. Есть работы, авторство которых установить не удалось.

Лукас Кранах Старший. Охота на кабана
Лукас Кранах Старший. Охота на кабана

Как рассказала Светлана Мурашкина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции немецкой гравюры XV–XVIII веков, несмотря на то что рисунков раньше создавалось очень много, поскольку он лежит в основе всех произведений, большая часть их утрачена.

Альбрехт Дюрер. Танцующая крестьянская пара
Альбрехт Дюрер. Танцующая крестьянская пара

«Рисунок не воспринимали как какой-то ценный материал, они терялись, изнашивались, глобально их не коллекционировали до XVII века, - рассказывает Светлана Мурашкина. – Мы благодарны Екатерине II за то, что у нас эти коллекции есть. Она покупала в Европе большие комплексы живописной коллекции, а с ними попадали рисунки и гравюры».

Мартин Шонгауэр. Мадонна с Младенцем во вдоре
Мартин Шонгауэр. Мадонна с Младенцем во вдоре

Открывает выставку работы мастеров XV века и, прежде всего, «Мартина Красивого», так прозвали Мартина Шонгауэра (1450-1491) за красоту своих живописных произведений. «В его творчестве соединились передовые традиции немецкого искусства и влияние лучших образцов нидерландской живописи, немецкая эмоциональность и нидерландская красота и любовь к деталям. Именно Шонгауэр задал то направление в графике, которое в дальнейшем развивали художники немецкой школы», - поясняет куратор выставки.

Альбрехт Дюрер. Молящаяся коленопреклоненная женщина
Альбрехт Дюрер. Молящаяся коленопреклоненная женщина

Переход от поздней готики к Ренессансу демонстрируют рисунки Ганса Гольбейна Старшего. Альбрехт Дюрер ввел в гравюру новые темы, точное определение сюжета которых не могут дать и по сей день. Для него рисование было самоцелью, полем для экспериментов. Его ученик Ганс Бальдунг Грин (1484/1485-1545) один из крупнейших мастеров немецкого Возрождения. В собрании Эрмитажа его творчество представлено несколькими значительными ксилографиями. Произведения Виргиля Солиса, Йоста Аммана, Тобиаса Штиммера дают представление о деятельности художников эпохи маньеризма.

Георг Пенц. Иоанн Богослов
Георг Пенц. Иоанн Богослов

Выставка «Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков» это небольшая часть эрмитажного фонда европейской гравюры и рисунка XV–XХ веков. Раз в четыре месяца ее тема и состав будут меняться. Галерея графики может стать местом встреч и диалогов знатоков и любителей, художников и коллекционеров, центром притяжения всех неравнодушных к изысканному искусству графики.

-8

Ну а любителям рисунка и гравюры немецкой школы организаторы выставки подготовили специальное издание «Эпоха Дюрера. Рисунки и гравюры немецкой школы XV–XVI веков».

-9