Найти в Дзене

Как нас слышат дети с алалией?

Одной из самых стойких проблем на выходе из алалии часто оказывается нарушение фонематического восприятия. Уже и лексику неплохую накопил ребёнок, и грамматика почти не внушает опасений, а вот с недостатками фонематического слуха никак не удаётся справиться. Вот, для примера, зарисовка одной мамы. Короткий диалог с сыном показал ей, что не всё ещё ладно у него с восприятием речи на слух. Дальше её прямая речь. 🟣 Мы всё с фонемами воюем. И смех, и грех. Вчера объясняла, что мама и папа - это родители. На день рождения они дарят подарок. Сегодня сыну как раз день рождения. Спрашиваю: - У кого сегодня день рождения? - У меня, - отвечает сынок. - А на день рождения дарят...? - Подарок. - А кто дарит подарок? - ...одитель. - А кто у тебя родитель? - Папа. - А мама кто? - ...ассажир. (Я в шоке.) Сын продолжает перечислять: - И я пассажир, и Артём (старший брат) пассажир. Тогда я понимаю, что слово "родитель" сын слышит как "водитель". А ведь я была уверена, что он понял, кто т

Одной из самых стойких проблем на выходе из алалии часто оказывается нарушение фонематического восприятия. Уже и лексику неплохую накопил ребёнок, и грамматика почти не внушает опасений, а вот с недостатками фонематического слуха никак не удаётся справиться.

Вот, для примера, зарисовка одной мамы. Короткий диалог с сыном показал ей, что не всё ещё ладно у него с восприятием речи на слух. Дальше её прямая речь.

🟣 Мы всё с фонемами воюем. И смех, и грех. Вчера объясняла, что мама и папа - это родители. На день рождения они дарят подарок. Сегодня сыну как раз день рождения.

Спрашиваю:

- У кого сегодня день рождения?

- У меня, - отвечает сынок.

- А на день рождения дарят...?

- Подарок.

- А кто дарит подарок?

- ...одитель.

- А кто у тебя родитель?

- Папа.

- А мама кто?

- ...ассажир. (Я в шоке.)

Сын продолжает перечислять:

- И я пассажир, и Артём (старший брат) пассажир.

Тогда я понимаю, что слово "родитель" сын слышит как "водитель". А ведь я была уверена, что он понял, кто такие родители!

🟣 Следующая зарисовка уже из моего опыта.

Пришла Аня на занятие с разбитым лбом. Спрашиваю у неё: "Откуда у тебя шишка на лбу?" - и вижу, что она меня не понимает. Решила уточнить: "Покажи, где у тебя лоб?" Анечка наклоняется и стучит ладошкой по полу. Вот нам с мамой и ответ на вопрос, почему девочке так трудно даётся речь. Я говорю "лоб", а она слышит "пол". Очень уж отличаются наши реальные слова от того, что Аня воспринимает на слух.

🟣 Другой пример совсем свежий, Лаврик меня "порадовал" на недавнем занятии. Тренируем восприятие фонем на слух и способность синтезировать из них слово. Наговариваю ему по одному звуку: "Лаврик, какое слово я загадала - К... У... Р... И... Ц... Ы ?"

Картинку я Лаврику не показывала, когда диктовала слово по буквам.
Картинку я Лаврику не показывала, когда диктовала слово по буквам.

Он подумал и уверенно ответил: "Цыплёнки." Очень близко, почти попал, но совпали только четыре звука, остальные мимо.

Это, конечно, ситуации с юмором. Захотелось разбавить улыбкой те невероятно сложные задачи, которые приходится решать ребёнку при освоении звучащей речи. Если же говорить серьёзно, то только овладение письменной речью поможет детям на выходе из алалии закрепить чёткие представления о фонематическом строе русского языка.

Всем успехов в развитии речи!