Найти в Дзене
Школа «Летово»

В помощь учителю. «Философская шляпа» на уроке обществознания

Как способствовать развитию мышления на уроках обществознания в средней и старшей школе? Учитель обществознания «Летово» Анастасия Валерьевна Авдиева проводит с детьми дискуссии, используя философскую шляпу.

Реквизит:

  • шляпа, куда собираются вопросы участников,
  • место и средства для записи 3 больших тем (доска, маркеры, флипчарт),
  • листы для записи вопросов + пишущие принадлежности,
  • мяч, песочные часы или другой предмет, передача которого означает передачу слова.

Учитель-ведущий на время самого обсуждения становится равноправным участником дискуссии, на время выходя из экспертной позиции и становясь соисследователем вопроса. В процессе он протоколирует основные идеи, новые вопросы и ходы мысли на доске. Также можно делегировать эту задачу одному или нескольким ученикам, особенно, если они чаще активно высказываются сами. Это позволит им побыть в роли активных слушателей и дать пространство для менее решительных участников. Ведущий сможет сосредоточиться на моделировании процесса обсуждения. Он помогает проводить различия между позициями и подводить итоги, проясняет обсуждаемый вопрос и возвращает к нему, если учащиеся в ходе дискуссии уходят в сторону. Участники вправе в любой момент заявить, что обсуждаемый вопрос исчерпан, подвести итоги и вытянуть следующий вопрос из философской шляпы.

Процедура:

Шаг 1. Определите список из трёх тем в виде понятий или словосочетаний в соответствии с вашей задачей (мотивировать изучать новые темы, подвести итоги юнита или целого года и др.) Например: наука, искусство, религия/выбор, зло, справедливость.

Шаг 2. Выберите одну тему путем голосования.

Шаг 3. Попросите каждого участника дискуссии записать один вопрос в рамках выбранной темы.

Важно! Вопросы записываются на заранее подготовленных листочках, складываются и отправляются в шляпу. Вопросы записываются анонимно.

Примеры вопросов к теме «Экономическая сфера»:

  • За что всегда нужно платить, а что должно быть доступным и бесплатным?
  • Есть ли конечная цель у экономического развития?
  • Существуют ли экономические законы?
  • Неизбежны ли экономические циклы? До какой степени и возможно ли их контролировать?
  • Объективно ли экономическое знание?

Шаг 4. Желающий взять слово вытягивает из шляпы первый вопрос. Он зачитывает вопрос для всех и даёт первые комментарии, после чего передает слово любому другому участнику, бросая мяч\передавая выбранный предмет.

Важно! Каждый раз, прежде чем высказаться, участник должен озвучить, что именно он хочет сделать:

  • поддержать предыдущую мысль;
  • развить или предложить новый аргумент;
  • высказать критику;
  • задать вопрос;
  • привести пример, проиллюстрировать;
  • предложить новый ответ на вопрос;
  • обобщить, подвести итог.

Шаг 5. Участники благодарят друг друга за дискуссию. Ценно собрать «билеты на выход» у каждого с самой интересной (запомнившейся/дискуссионной) мыслью из состоявшегося обсуждения.

Больше полезных материалов для учителей читайте в нашем Telegram-канале для профессионального сообщества «Летово.Профиль».