Найти тему
Oriental Mos Gallery

Нестареющее искусство Китая – 2. Традиционные форматы

Оглавление

В Китае существует выражение : «Чтобы создать хорошее впечатление человек надевает красивую одежду, как статуя Будды облачается в позолоту». Точно так же красота любого произведения искусства подчеркивается его обрамлением, а в отношении китайского традиционного искусства мы можем назвать этот процесс «монтажом».

Монтаж относится к профессиональной технике дублирования произведения искусства на основу и закрепления его границ шелком в определенном стиле, чтобы выпрямить и сохранить хрупкую бумагу или нежный прозрачный шелк.

Появление китайской техники монтажа картин (дублирования на основу), применяемой до сих пор, датированы временами Южных и Северных династий 南北朝, Nán Běi Cháo) — период истории Китая, длившийся между 420—589 гг. Можно условно выделить четыре основных формата, появившихся с тех пор, о которых мы коротко поговорим:

  1. подвесные вертикальные свитки
  2. горизонтальные («ручные») свитки
  3. альбомные листы
  4. веера

Монтаж произведения искусства из бумаги или шелка в один из этих форматов не только защищает и сохраняет его, но также облегчает хранение и экспозицию. Выбор формата обычно соответствует размеру и форме произведения, а материалы и цвета обрамляющего декоративного шелка выбираются в соответствии с цветами картины, ее сюжетами и, конечно, масштабом.

1. Вертикальный подвесной свиток

Вертикальный свиток: Ли Шида (16-17в.) "Встреча Нового года в деревне" (Династия Мин, период Ванли, 1618г.)
Вертикальный свиток: Ли Шида (16-17в.) "Встреча Нового года в деревне" (Династия Мин, период Ванли, 1618г.)

Это наиболее распространенный формат для китайской живописи и каллиграфии. Он предназначен для настенной экспозиции. Кроме одиночных произведений, распространены форматы парных свитков – «дуйлянь» (куплеты) или серии из нескольких свитков – «пинтяно» (полосы свитков).

В глубине фото: вертикальные свитки «Пейзажи Лань Ина» на золотой бумаге
В глубине фото: вертикальные свитки «Пейзажи Лань Ина» на золотой бумаге

Например, упомянутый в прошлой части набор из 12 вертикальных свитков «Пейзажи Лань Ина», изображающий пейзажи четырех времен года в различных стилях древних мастеров, смонтирован в одноцветный шелк. Такой выбор скромного обрамления был сделан для того, чтобы не спорить с насыщенной цветовой композицией самих картин.

Виды монтажа вертикальных свиткой: Трехцветное | Двухцветное | Одноцветное
Виды монтажа вертикальных свиткой: Трехцветное | Двухцветное | Одноцветное

Из чего состоит вертикальный свиток?

  • 1. Подвесной шнур
  • 2. «Небесный столб» (верхняя планка)
  • 3. «Небо» - Верхняя зона обрамления
  • 4. Ленты «Цзинъянь» - это два кусочка шелка в зоне «Неба». Раньше их привязывали к верхней перекладине или отдельным шестам, чтобы, развеваясь по ветру, они отпугивали ласточек, пачкающих картины. Позже их стали вклеивать непосредственно в верхнюю часть обрамления в декоративных целях.
  • 5. «Водный барьер» ( Верхняя срединная граница )
  • 6. «Под водой» ( Нижняя внутренняя граница )
  • 7. «Второй водный барьер»
  • 8. «Сердце свитка» (обрамляемое произведение)
  • 9. Боковая граница
  • 10. «Земля» - нижняя часть обрамления
  • 11. «Заземляющий столб» (нижняя планка)
  • 12. Набалдашники для утяжеления и декорации

У Ли (1632-1718) "Пейзаж с соснами и водопадом" / 1678г.
У Ли (1632-1718) "Пейзаж с соснами и водопадом" / 1678г.

Почему вертикальные свитки традиционно делают очень длинными?

Подвесные свитки делают для удобства экспозиции картин «в выгодном для них свете». Представьте себе, что вы выставляете работу формата А4: без верхней и нижней шелковой окантовки она показалась бы довольно маленькой и «не впечатляющей». Таким образом, с помощью монтажа обрамления можно регулировать пропорции финального свитка так, чтобы, когда он был бы подвешен, зритель мог оценить композицию всей картины. Длинные зоны «Неба » и «Земли» также служат дополнительной защитой, когда работа свернута.

Подвесные свитки обычно имеют длину около 2-2,8 метра. Соотношение между длинами верхней и нижней границ («Небо» и «Земля») составляет 3:2, причем в отличие от европейской традиции, здесь верхняя зона («Небо») всегда больше.

2. «Ручной» (горизонтальный) свиток

Длинные китайские картины, смонтированные в горизонтальные свитки, появились гораздо раньше вертикальных. Такой метод оформления картин предполагает, что свиток будут рассматривать на столе, прокручивая фрагменты справа налево. Это как своеобразный прото-образ мультипликации, который не рассчитан на то, что зритель увидит картину целиком.

Чэнь Хуань (1573-1620 гг.) / «Поместье пяти ив » 1597 г. / Ручной свиток, тушь, краски на шелке (Коллекция Чи Ло Лу) – сам свиток и описание его составных частей смотрите далее!
Чэнь Хуань (1573-1620 гг.) / «Поместье пяти ив » 1597 г. / Ручной свиток, тушь, краски на шелке (Коллекция Чи Ло Лу) – сам свиток и описание его составных частей смотрите далее!
Производство ручных свитков является самым сложным и трудоемким процессом, в сравнении с другими форматами, из-за их длины, которая составляет не менее семи-восьми метров.

Существует два типа сборки «ручных свитков»: с широкой монтажной рамкой из дополнительного цвета или с узкой ​ленточной рамкой.

Вместе с картиной, в горизонтальные свитки, как правило, вмонтированы дополнительные листы: «открывающий» - справа и «закрывающий» - слева.

Первым стал использоваться «закрывающий»: его добавляли в длину свитка, чтобы увеличить толщину и жесткость в свернутом виде. Это защищало основное изображение от перегибов, расслаивания и растрескивания. Художники и коллекционеры использовали этот лист для личных заметок и описаний, что придавало ценности самой картине, ведь отметки владельцев надежно фиксировали ее провенанс.

Вступительный «открывающий» лист начали добавлять во времена династии Мин. Это место резервировалось для каллиграфической надписи, часто – известной цитаты или устойчивого выражения, которые вводили зрителя в тему и атмосферу основного изображения.

Самый внешний слой ручного свитка называется «оберточной крышкой» (баошоу), он необходим для защиты свитка. Обычно его изготавливают из тонкой и мягкой шелковой парчи (чжиджин или кеси) с богатыми и разнообразными узорами.

3. Альбомный лист

Три самых распространенных вида альбомов: «Сборник сутр», «Бабочка» и «Перекидной альбом».
Три самых распространенных вида альбомов: «Сборник сутр», «Бабочка» и «Перекидной альбом».

Альбомный лист — формат монтажа, разработанный под влиянием переплетного дела и используемый для хранения небольших картин и каллиграфии, писем, заметок и эскизов. Обложка альбома может быть изготовлена ​​из дерева или плотного картона. Первый способ - прочный и долговечный, а второй – более декоративный, обернут парчой с богато украшенными узорами, но более подвержен износу и повреждениям.

1) Сборник сутр

(1) Обложка, (2) Бирка с названием, (3) Произведение, (4) Монтажная рамка, (5) Линия сгиба
(1) Обложка, (2) Бирка с названием, (3) Произведение, (4) Монтажная рамка, (5) Линия сгиба

Как следует из названия, изначально этот формат использовался в Китае для записи буддийских сутр. Все листы такого альбома соединены последовательно, поэтому их можно рассматривать как по два, так и полноценный развернутый альбом.

Формат «сборника сутр» подходит для крепления вертикальных и узких произведений.

2) Бабочка

1. «сердце свитка» 2. Изображение/Колофон/Пустая страница 3. Рамка 4. Линия сгиба
1. «сердце свитка» 2. Изображение/Колофон/Пустая страница 3. Рамка 4. Линия сгиба

В креплении листов таким способом альбом открывается с боков двойным разворотом, а при переворачивании листы напоминают расправленные крылья бабочки, отсюда и его название. Чаще всего используется для крепления вертикальных и квадратных произведений, подходит так же для хранения шелковых вееров.

Дэцин (1546-1623) «Стихи о горном жилище травяным письмом», 1622 г. Альбом из 4 двойных листов (выбрано), бумага, тушь / Chih Lo Lou Collection
Эта работа была создана монахом Дэцином в преклонные годы и оформлена в виде альбома формата бабочки из четырех двойных листов. На каждой паре двойных листьев изображено одно из стихотворений Дэцина «Горное жилище» на каждой стороне. В «Полный сборник сновидений» включено 10 таких стихотворений. Однако из-за повреждений, сохранилось только восемь стихотворений альбома.
Дэцин (1546-1623) «Стихи о горном жилище травяным письмом», 1622 г. Альбом из 4 двойных листов (выбрано), бумага, тушь / Chih Lo Lou Collection Эта работа была создана монахом Дэцином в преклонные годы и оформлена в виде альбома формата бабочки из четырех двойных листов. На каждой паре двойных листьев изображено одно из стихотворений Дэцина «Горное жилище» на каждой стороне. В «Полный сборник сновидений» включено 10 таких стихотворений. Однако из-за повреждений, сохранилось только восемь стихотворений альбома.

4. Веер

Бумажный складной веер
Бумажный складной веер

Расписанные веера – достаточно старинный вид оформления китайской живописи и каллиграфии. Более старым считается вид шелковых вееров, натянутых на рамки круглой или грушевидной формы, но с распространением бумаги появились и складные веера (предположительно, складной формат был модернизирован в Японии из китайских шелковых образцов и уже в таком виде «возвращен» на родину.)

Сейчас веера не имеют практического применения, но являются ценными объектами коллекционирования. Для лучшей сохранности, расписанную часть удаляют с ребер и костей и монтируют в форматы альбомов.

Так, мы коротко поговорили об основных формах оформления произведений китайского традиционного искусства: живописи и каллиграфии.

В настоящее время, произведения выполненные по тем же технологиям и из тех же материалов, часто оформляют в стекло и рамы, что, возможно, их делает более подходящими для интерьеров западного типа.

_____

Вторая статья из цикла «Нестареющее искусство Китая» составлена по материалам выставки «Seeing Art Anew: Mounting and Conservation of Chinese Painting and Calligraphy» («Видеть искусство по-новому: монтаж и сохранение китайской живописи и калиграфии»), которая проходит в HKMOA (Гонконгский музей искусства) в 2024г.

Эту выставку представители «Первая Московская Галерея Восточной Живописи» посетили в рамках ознакомления с видами современной экспозиции китайского искусства.

(с) «Первая Московская Галерея Восточной Живописи» mos.gallery

Автор: В. Рудина

При полном или частичном копировании текста, пожалуйста, помните об авторских правах и не забывайте оставить ссылку на наш канал или название галереи.

Подписывайтесь, чтобы не пропустить выход следующих статей этого цикла!

Мы так же очень ценим Ваши реакции и комментарии!