В Китае существует выражение : «Чтобы создать хорошее впечатление человек надевает красивую одежду, как статуя Будды облачается в позолоту». Точно так же красота любого произведения искусства подчеркивается его обрамлением, а в отношении китайского традиционного искусства мы можем назвать этот процесс «монтажом».
Монтаж относится к профессиональной технике дублирования произведения искусства на основу и закрепления его границ шелком в определенном стиле, чтобы выпрямить и сохранить хрупкую бумагу или нежный прозрачный шелк.
Появление китайской техники монтажа картин (дублирования на основу), применяемой до сих пор, датированы временами Южных и Северных династий 南北朝, Nán Běi Cháo) — период истории Китая, длившийся между 420—589 гг. Можно условно выделить четыре основных формата, появившихся с тех пор, о которых мы коротко поговорим:
- подвесные вертикальные свитки
- горизонтальные («ручные») свитки
- альбомные листы
- веера
Монтаж произведения искусства из бумаги или шелка в один из этих форматов не только защищает и сохраняет его, но также облегчает хранение и экспозицию. Выбор формата обычно соответствует размеру и форме произведения, а материалы и цвета обрамляющего декоративного шелка выбираются в соответствии с цветами картины, ее сюжетами и, конечно, масштабом.
1. Вертикальный подвесной свиток
Это наиболее распространенный формат для китайской живописи и каллиграфии. Он предназначен для настенной экспозиции. Кроме одиночных произведений, распространены форматы парных свитков – «дуйлянь» (куплеты) или серии из нескольких свитков – «пинтяно» (полосы свитков).
Например, упомянутый в прошлой части набор из 12 вертикальных свитков «Пейзажи Лань Ина», изображающий пейзажи четырех времен года в различных стилях древних мастеров, смонтирован в одноцветный шелк. Такой выбор скромного обрамления был сделан для того, чтобы не спорить с насыщенной цветовой композицией самих картин.
Из чего состоит вертикальный свиток?
- 1. Подвесной шнур
- 2. «Небесный столб» (верхняя планка)
- 3. «Небо» - Верхняя зона обрамления
- 4. Ленты «Цзинъянь» - это два кусочка шелка в зоне «Неба». Раньше их привязывали к верхней перекладине или отдельным шестам, чтобы, развеваясь по ветру, они отпугивали ласточек, пачкающих картины. Позже их стали вклеивать непосредственно в верхнюю часть обрамления в декоративных целях.
- 5. «Водный барьер» ( Верхняя срединная граница )
- 6. «Под водой» ( Нижняя внутренняя граница )
- 7. «Второй водный барьер»
- 8. «Сердце свитка» (обрамляемое произведение)
- 9. Боковая граница
- 10. «Земля» - нижняя часть обрамления
- 11. «Заземляющий столб» (нижняя планка)
- 12. Набалдашники для утяжеления и декорации
Почему вертикальные свитки традиционно делают очень длинными?
Подвесные свитки делают для удобства экспозиции картин «в выгодном для них свете». Представьте себе, что вы выставляете работу формата А4: без верхней и нижней шелковой окантовки она показалась бы довольно маленькой и «не впечатляющей». Таким образом, с помощью монтажа обрамления можно регулировать пропорции финального свитка так, чтобы, когда он был бы подвешен, зритель мог оценить композицию всей картины. Длинные зоны «Неба » и «Земли» также служат дополнительной защитой, когда работа свернута.
Подвесные свитки обычно имеют длину около 2-2,8 метра. Соотношение между длинами верхней и нижней границ («Небо» и «Земля») составляет 3:2, причем в отличие от европейской традиции, здесь верхняя зона («Небо») всегда больше.
2. «Ручной» (горизонтальный) свиток
Длинные китайские картины, смонтированные в горизонтальные свитки, появились гораздо раньше вертикальных. Такой метод оформления картин предполагает, что свиток будут рассматривать на столе, прокручивая фрагменты справа налево. Это как своеобразный прото-образ мультипликации, который не рассчитан на то, что зритель увидит картину целиком.
Производство ручных свитков является самым сложным и трудоемким процессом, в сравнении с другими форматами, из-за их длины, которая составляет не менее семи-восьми метров.
Существует два типа сборки «ручных свитков»: с широкой монтажной рамкой из дополнительного цвета или с узкой ленточной рамкой.
Вместе с картиной, в горизонтальные свитки, как правило, вмонтированы дополнительные листы: «открывающий» - справа и «закрывающий» - слева.
Первым стал использоваться «закрывающий»: его добавляли в длину свитка, чтобы увеличить толщину и жесткость в свернутом виде. Это защищало основное изображение от перегибов, расслаивания и растрескивания. Художники и коллекционеры использовали этот лист для личных заметок и описаний, что придавало ценности самой картине, ведь отметки владельцев надежно фиксировали ее провенанс.
Вступительный «открывающий» лист начали добавлять во времена династии Мин. Это место резервировалось для каллиграфической надписи, часто – известной цитаты или устойчивого выражения, которые вводили зрителя в тему и атмосферу основного изображения.
Самый внешний слой ручного свитка называется «оберточной крышкой» (баошоу), он необходим для защиты свитка. Обычно его изготавливают из тонкой и мягкой шелковой парчи (чжиджин или кеси) с богатыми и разнообразными узорами.
3. Альбомный лист
Альбомный лист — формат монтажа, разработанный под влиянием переплетного дела и используемый для хранения небольших картин и каллиграфии, писем, заметок и эскизов. Обложка альбома может быть изготовлена из дерева или плотного картона. Первый способ - прочный и долговечный, а второй – более декоративный, обернут парчой с богато украшенными узорами, но более подвержен износу и повреждениям.
1) Сборник сутр
Как следует из названия, изначально этот формат использовался в Китае для записи буддийских сутр. Все листы такого альбома соединены последовательно, поэтому их можно рассматривать как по два, так и полноценный развернутый альбом.
Формат «сборника сутр» подходит для крепления вертикальных и узких произведений.
2) Бабочка
В креплении листов таким способом альбом открывается с боков двойным разворотом, а при переворачивании листы напоминают расправленные крылья бабочки, отсюда и его название. Чаще всего используется для крепления вертикальных и квадратных произведений, подходит так же для хранения шелковых вееров.
4. Веер
Расписанные веера – достаточно старинный вид оформления китайской живописи и каллиграфии. Более старым считается вид шелковых вееров, натянутых на рамки круглой или грушевидной формы, но с распространением бумаги появились и складные веера (предположительно, складной формат был модернизирован в Японии из китайских шелковых образцов и уже в таком виде «возвращен» на родину.)
Сейчас веера не имеют практического применения, но являются ценными объектами коллекционирования. Для лучшей сохранности, расписанную часть удаляют с ребер и костей и монтируют в форматы альбомов.
Так, мы коротко поговорили об основных формах оформления произведений китайского традиционного искусства: живописи и каллиграфии.
В настоящее время, произведения выполненные по тем же технологиям и из тех же материалов, часто оформляют в стекло и рамы, что, возможно, их делает более подходящими для интерьеров западного типа.
_____
Вторая статья из цикла «Нестареющее искусство Китая» составлена по материалам выставки «Seeing Art Anew: Mounting and Conservation of Chinese Painting and Calligraphy» («Видеть искусство по-новому: монтаж и сохранение китайской живописи и калиграфии»), которая проходит в HKMOA (Гонконгский музей искусства) в 2024г.
Эту выставку представители «Первая Московская Галерея Восточной Живописи» посетили в рамках ознакомления с видами современной экспозиции китайского искусства.
(с) «Первая Московская Галерея Восточной Живописи» mos.gallery
Автор: В. Рудина
При полном или частичном копировании текста, пожалуйста, помните об авторских правах и не забывайте оставить ссылку на наш канал или название галереи.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить выход следующих статей этого цикла!
Мы так же очень ценим Ваши реакции и комментарии!