Проект Аристотель
В 2012 году Google запустил проект «Аристотель», целью которого был поиск критериев, определяющих эффективность командной работы. Важным этапом для исследователей стало изучение работ Эми Эдмондсон, профессора Гарвардской бизнес-школы. Она более 20 лет занималась изучением концепции психологической безопасности. В результате команда проекта пришла к выводу, что ключевым фактором, влияющим на эффективность команды, является уровень психологической безопасности.
Межличностный риск
Мы постоянно следим за тем, как нас воспринимают другие. Боимся показаться глупыми? Тогда не задаём вопросов. Опасаемся прослыть некомпетентными? Молчим о своих ошибках и слабостях. Всякий раз, когда участвуем в совещании, задаём вопросы, высказываемся публично или просто делимся информацией, мы оцениваем уровень межличностного риска.
Что такое психологическая безопасность
Психологическая безопасность — это состояние, при котором люди чувствуют себя уверенно, выражая свои мысли и принимая межличностные риски. В такой обстановке сотрудники могут смело обсуждать новые идеи, не соглашаться с коллегами и делиться своими опасениями без страха негативных последствий. Безопасность предполагает открытость для общения, экспериментов и возможностей.
Эмпирический контроль и психологическая безопасность
Скрам базируется на принципах эмпирического контроля, который обеспечивает объективность оценки. Успешность спринта определяется завершённостью циклов инспекции и адаптации, вне зависимости от достижения основной цели. Однако для эффективной работы в рамках Scrum необходимы максимальная прозрачность и создание психологически безопасной среды.
Я встречала команды, которые боялись говорить об ошибках из-за страха наказания и не обсуждали их во время обзора спринта. Также я сталкивалась с командами, в которых не принято обсуждать определённые темы. Разработчики, с которыми я общалась, признавались, что боятся поднимать острые вопросы, опасаясь выглядеть странно или скучно.
Задача руководителей и скрам-мастеров — создать среду, где люди могут свободно и безопасно совершать ошибки. Ведь только открыто признавая свои ошибки, мы учимся, выявляем их причины и в итоге снижаем количество реальных ошибок.
Скрам-мастер и любовь
Скрам-мастер — лидер-слуга, который обладает качествами SELFLESS: (S)trength, (L)ong-Term Orientation, (F)lexibility, (L)ove, (E)motional Intelligence, (S)ystem Intelligence, (S)piritual Intelligence.
В чем же заключается любовь скрам мастера
- Заботиться о людях и иметь четкое понимание того, что хорошо, а что плохо.
- Противоположность страху. Организации, переполненные им, не могут быть креативными и инновационными.
- Создание безопасного пространства, внутри которого каждый может расти и процветать.
Скрам-мастер создает безопасное пространство
Перечислю подходы, инструменты, которые помогают мне, как Скрам-мастеру, создавать безопасное пространство в командах:
- Партисипативная фасилитация.
- Коучинг (ICF).
- Активное слушание (2й и 3й уровни).
- Открытые мощные вопросы.
- Присутствие “здесь и сейчас” с командой.
- Избегание блейминга, фокус на исследовании системы и системных факторов.
- Собственный пример.
- Фасилитация конфликта.
- Немедленная интервенция, когда участники команды негативно говорят друг о друге.
- Делиться своими ошибками, переживаниями, быть самим собой.
- Показывать свою уязвимость.
- Демонстрация готовности принимать обратную связь от команды.
Мне кажется, что команда проекта Аристотель и Эми Эдмондсон нашли что-то по настоящему важное для нас, что-то, что нельзя просто забыть и поставить пылиться на полку. Это исследование дает надежду на то, что мы сможем изменить мир работы, создавая команды и организации, в которых люди смогут раскрывать свой потенциал.