Обзор немецких медиа
🗞(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье «Российский ВПК: задыхающаяся военная машина Москвы» рассказывает, что российский экспорт оружия падает уже несколько лет. Война на Украине усугубляет проблему: дефекты качества и санкции отпугивают покупателей. Уровень упоротости: повышенный 🟠
Оружие является частью городского пейзажа во многих местах Москвы. В популярном парке стоит исторический танк, перед которым любят фотографироваться гуляющие; на кольцевой дороге недалеко от Красной площади статуя, воздающая честь изобретателю автомата АК-47 Михаилу Калашникову с автоматом в руках. Пластиковые автоматы Калашникова также не редкость на детских площадках, а когда президент Владимир Путин ежегодно 9 мая проводит по центру столицы колонны гусеничной техники и межконтинентальных баллистических ракет в честь победы Советского Союза во Второй мировой войне, тысячи людей стоят на обочине и аплодируют.
Многие россияне гордятся своим оружием, которое известно во всём мире: танки, истребители и системы ПВО - одни из немногих товаров, которые страна успешно продаёт помимо природных ресурсов, наряду с атомными электростанциями. Долгое время в списке крупнейших экспортёров оружия Россию опережали только Соединённые Штаты.
Однако роль России на рынке вооружений уже несколько лет как пошатнулась, поскольку такие важные клиенты, как Индия и Китай, реорганизовали свой бизнес. А теперь ещё и война с Украиной усугубляет проблему: после вторжения в феврале 2022 года падение экспорта вновь значительно увеличилось.
Если в 2014-2018 годах доля России в мировой торговле оружием составляла в среднем 21%, то в 2019-2023 годах, по данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), она составит всего 11%, то есть сократится на 53%. Если в 2019 году Россия все еще поставляла свои системы вооружений в 31 страну, то к 2023 году эта цифра сократилась всего до 12. За последние три года Франция оттеснила Россию на третье место в рейтинге крупнейших продавцов оружия [полагаю, девочкО Катарина не задумывается над тем, что российский ВПК в условиях войны работает в первую очередь на удовлетворение внутренних потребностей, а не экспортных поставок и основной поток продукции идёт в российские войска? — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Звучит парадоксально: открытая война против Украины могла бы стать возможностью продемонстрировать всё чудо-оружие, которым Путин хвастался годами; производство вооружений, идущее полным ходом, также могло бы снова увеличить экспорт. Однако всё происходит с точностью до наоборот. Россия теряет долю рынка - даже в тех странах, которые считаются «дружественными», то есть не присоединившимися к западным санкциям.
«Война против Украины - это не что иное, как реклама для российского оружия», - говорит российский военный эксперт Павел Лузин, приглашённый ученый Университета Тафтса в США: «Никто не может позволить себе воевать так, как российская армия - с «покупным пушечным мясом», под которым Лузин подразумевает высокие потери среди российских солдат, и «запасы советского оружия, которые российское руководство хранит с 1992 года». На самом деле, по оценкам экспертов, Россия использует на фронте материалы, три четверти которых поступают из старых запасов, включая даже некоторые плохо модернизированные танки Т-55 1950-х годов.
Вскоре после вторжения на Украину в Интернете появилось множество фотографий уничтоженных российских танков и сообщений о неправильно направленных ракетах, сбитых самолётах и боевых кораблях. Питер Веземан, эксперт по вооружениям из SIPRI, полагает, что «многочисленные изображения катастрофических отказов российской техники на Украине ещё больше подрывают доверие к российскому оружию».
Бомбы действительно сработали в том смысле, что они упали где-то на территории Украины. Но удары не точны: «Они попали во что-то, и этого достаточно для России», - говорит Веземан. Если российская армия продвигается вперёд, то не благодаря хорошему оружию, а потому, что Москва готова выйти далеко за рамки дозволенного в войне и смириться с чрезвычайно высокими потерями солдат и техники [ммм… Ювелирно точные удары по «Патриотам» и машинным залам электростанций, видимо недостаточно точны, Ога — прим. «М. П.»].
Однако неудачи на поле боя - не единственная проблема. По мнению военного эксперта Лузина [кто это такой и кто назвал его «экспертом»? — прим. «М.П.»], спад российского экспорта начался ещё до начала агрессии России на Украине, потому что не только качество оружия вызывало вопросы, но и оно всё больше устаревало. Это делало его непривлекательным для стран, которые хотели модернизировать свои армии - таких как Индия и Китай. Обе эти страны были одними из самых важных российских заказчиков с середины 2000-х годов, когда Россия реорганизовала свою оружейную промышленность благодаря высоким ценам на нефть.
Но десять лет спустя баланс изменился: Индия обратилась к западным поставщикам из-за растущей напряжённости в отношениях с Китаем и по соображениям качества, а Китай расширил свою собственную оборонную промышленность [по соображениям качества Индия обратилась к западным поставщикам? А где оно, качество? На СВО как-то не особо — прим. «М.П.»]. Пекин долгое время использовал российское оружие в качестве образца для собственных разработок. Тем временем страна «научилась у России всему, чему могла», и теперь производит оружие «наравне» со своим соседом, говорит Веземан из SIPRI. Стокгольмские исследователи предполагают, что Пекин теперь даже способен создавать двигатели для своих истребителей, которые до недавнего времени ему приходилось импортировать из России.
После 2014 года проблемы с качеством усугубились западными санкциями из-за аннексии Крыма и поддержки сепаратистов в Донбассе. Запад нацелился на российских производителей оружия, как выяснилось в 2019 году, когда Турция получила поставку российской системы ПВО С-400, и была исключена Вашингтоном из международного партнёрства по созданию современного истребителя F-35.
Другие страны также отвернулись от России. Например, Индонезия в 2022 году объявила, что из-за карательных мер будет закупать французские истребители, а не российские, как планировалось ранее. И даже дружественная России Сербия теперь предпочитает покупать оружие у Китая, Франции и Германии [исключительно руководствуясь соображениями качества, а не политического давления, конечно — прим. «М.П.»].
Угроза введения санкций против соответствующих банков также отпугивает клиентов, поскольку финансовые операции с российскими партнёрами становятся всё более сложными. Однако эксперт Лузин отмечает, что Россия и так поставляет много оружия в кредит, который в некоторых случаях не нужно возвращать вообще, а в других - только спустя годы. Россия идёт на такие сделки, поскольку в противном случае экспорт упадёт еще больше [примеры можно? — прим. «М.П.»].
Тот факт, что санкции в оборонной промышленности более эффективны, чем в других секторах экономики, вероятно, объясняется тем, что они последовательно соблюдаются, по крайней мере в некоторых случаях. Например, Вашингтон угрожает Египту, который, наряду с Алжиром и Вьетнамом, уже давно является одним из важнейших клиентов России, отменой финансовой помощи, если он продолжит покупать российское оружие, говорит Веземан [да, демократия она такая — прим. «М.П.»].
С другой стороны, у Запада тоже есть альтернативы. Хотя его системы вооружений дороже, их качество выше, поэтому их требуется меньше, и они также требуют меньшего обслуживания, в то время как российские системы приходится регулярно возвращать в Россию [чего?!!! Качество выше и требует меньше обслуживания?!! 😂😂😂 — прим. «М.П.»]. Кроме того, западные производители также предлагают различные уровни качества и ценовые категории.
Многолетние отношения с производителем оружия также становятся проблемой для России. Репутация надёжного поставщика пострадала в результате войны на Украине. Всё чаще поступают сообщения о задержках заказов из-за рубежа; недавно Путин также заявил, что необходимо выполнять обязательства по экспорту оружия перед партнёрами, но «в первую очередь нужно обеспечить потребности наших Вооружённых Сил».
Несмотря на то, что российская оборонная промышленность работает на полную мощность (в этом году государство вливает в нее около €110 млрд, что составляет около 6% ВВП), производственных мощностей едва хватает для поставок на фронт, не говоря уже об экспорте, из-за высоких материальных потерь. Совсем недавно Сергей Чемезов, глава государственного холдинга «Ростех», в который входит большая часть оборонной промышленности, публично пожаловался на низкую рентабельность отрасли - для того, чтобы она могла производить современное оружие, государству придется вкладывать ещё больше денег.
Как и вся российская экономика, оборонный сектор также борется с высокой инфляцией и вопиющей нехваткой рабочей силы: демографические проблемы страны усугубились войной, которая связала сотни тысяч мужчин и вытеснила из страны как русских, так и мигрантов. Хотя на оборонных предприятиях зарплата уже значительно выше, чем на многих гражданских, вакансии всё равно есть, говорит Лузин.
По его словам, рост производства в прошлом году был достигнут только за счёт экспорта и потому, что работа была распределена на большее количество смен. В результате станки работают дольше, но и быстрее изнашиваются, что является проблемой, поскольку большая их часть поставляется из Германии, Тайваня, Японии или Южной Кореи. Замена приходит из Китая, но она значительно хуже, говорит Лузин. О том, насколько перегружена была российская оборонная промышленность, особенно в первое время после атаки в конце февраля 2022 года, свидетельствуют и сообщения о том, что запасные части собственного производства приходилось выкупать у таких стран, как Мьянма и Индия.
Однако в прошлом году Россия изменила свою стратегию, согласно новому докладу американского аналитического центра Center for Strategic and International Studies (CSIS): на поле боя Россия теперь гораздо больше полагается на относительно простую и дешёвую боевую технику, такую как беспилотники, артиллерия и старые танки - вместо сложного оружия, такого как самолёты, вертолёты и ракеты дальнего радиуса действия. Таким образом, Россия компенсирует недостаток западных компонентов [а может быть просто нет смысла забивать гвозди микроскопом? — прим. «М.П.»]. Ведь для производства беспилотников достаточно чисто гражданских товаров или товаров двойного назначения, которые могут использоваться как в гражданских, так и в военных целях - например, микроэлектроники, радаров или камер.
Большую часть таких компонентов Россия получает из Китая. Без помощи Пекина, а также Северной Кореи и Ирана нынешний уровень производства оружия в России был бы невозможен, говорит Мария Снеговая, эксперт по России в CSIS, работавшая над докладом. В этом отношении Россия также отличается от Советского Союза, который мог сам производить значительную часть своих вооружений.
Тот факт, что Россия всё больше производит простое оружие, имеет последствия для экспорта. Согласно докладу CSIS, страну вытесняют с рынка высокотехнологичного оружия. Оборонные компании не только испытывают трудности с получением компонентов для высокотехнологичного оружия, но и отрезаны от инноваций: в целях экономии средств и объединения знаний современная боевая техника часто разрабатывается в рамках международных коопераций. Единственный партнёр, который ещё возможен для России, - это Китай. Но и это маловероятно, считает Лузин, поскольку Пекин не зависит от неё, а обе стороны не доверяют друг другу - несмотря на заверения в единстве.
Попытка сотрудничества с Индией уже провалилась: в 2018 году Дели вышел из совместного проекта истребителя Су-57. Хотя Россия утверждает, что за это время самолёт поступил на вооружение, никто на Западе не может это подтвердить, говорит Веземан из SIPRI. Очень маловероятно, что страна с российской экономикой может разработать такой сложный самолет за столь короткое время и эффективно ввести его в эксплуатацию. В Украине он также ещё не развернут.
То же самое относится и к Т-14 «Армата», который в 2015 году был представлен как «танк будущего». «Сейчас он должен производиться в больших количествах», - говорит Веземан, - «но вы не видите его в большом количестве». Однако Снеговая из CSIS также считает возможным, что Россия бережёт свое лучшее оружие для возможной конфронтации с НАТО.
Эксперт считает, что пока рано объявлять о прекращении российского экспорта оружия: даже если Россия будет продавать меньше современных систем вооружений, она может оставаться привлекательным поставщиком для более бедных стран. Тем более что Москва, в отличие от Запада, не предъявляет к своим покупателям никаких требований, например, гарантий соблюдения прав человека. Кроме того, в настоящее время Россия приобретает ценный опыт использования беспилотников и вкладывает большие средства в их производство. Не исключено, что в дальнейшем Россия вернёт себе экспортные рынки.
Новый министр обороны России, экономист Андрей Белоусов, был одним из первых чиновников, кто ещё в 2014 году заговорил о важности беспилотников. Теперь ему поручено обеспечить более эффективное использование высоких государственных расходов на вооружение и побороть широко распространённую коррупцию в Министерстве обороны. Однако Белоусову вряд ли удастся в ближайшее время изменить ситуацию с сокращением экспорта вооружений. Эксперты CSIS считают возможным, что в ближайшие несколько лет Китай также обгонит Россию - тогда Россия окажется лишь на четвёртом месте среди продавцов оружия, но всё равно опередит Германию, которая, по данным SIPRI, сейчас находится на пятом месте.
С экономической точки зрения это вряд ли скажется на России, поскольку на продажу оружия приходится всего 2-5% всего экспорта. Однако сокращение означает значительную потерю влияния, говорит Снеговая из CSIS: в прошлом Кремль создавал стратегические альянсы на основе торговли оружием и связанных с ней зависимостей. Теперь у Запада есть возможность заполнить образовавшиеся бреши. Однако это потребует от Европы, в частности, вложения гораздо больших средств в производство оружия, чем это было до сих пор.
Автор: Катарина Вагнер. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: у российского ВПК разумеется есть много проблем. Но они не идут ни в какое сравнение с проблемами ВПК немецкого. Ну и «эксперт» Лузин, который, подозреваю, не был в России уже лет 30, но знает о стране абсолютно всё, конечно, доставил.