Найти в Дзене
КиноFeels

Боливар действительно не вынесет двоих?

Леонид Гайдай, известный своими комедиями, снимал поначалу не только их. "Деловые люди" — триптих из новелл О'Генри, среди которых одна - эксцентричная комедия, вторая - зарисовка из жизни с элементами комедии и драмы, а третья - самый настоящий маленький вестерн, обожаемые мною "Дороги, которые мы выбираем". В моей жизни первичен был фильм, увиденный в раннем детстве и призведший огромное впечатление, с рассказами ознакомилась несколько позже, но начну именно с рассказа. Акула Додсон -- это такой американский Иван, родства не помнящий. Моральный облик его родителей нам, конечно, не известен. Может, это были вполне достойные люди, а любезный сын смылся с фермы, так как "крутить коровам хвосты" не входило в его планы. А, может, они были американскими алкашами. Нам известно лишь то, что 17летний Додсон сбегает с фермы и отправляется куда глаза глядят. И вот доходит он до перекрестка. Вижу эту картину, ибо воображение у меня богатое... Как стоит парень, небогато одетый. Лето. Жара. И —

-2

Леонид Гайдай, известный своими комедиями, снимал поначалу не только их. "Деловые люди" — триптих из новелл О'Генри, среди которых одна - эксцентричная комедия, вторая - зарисовка из жизни с элементами комедии и драмы, а третья - самый настоящий маленький вестерн, обожаемые мною "Дороги, которые мы выбираем".

-3

В моей жизни первичен был фильм, увиденный в раннем детстве и призведший огромное впечатление, с рассказами ознакомилась несколько позже, но начну именно с рассказа.

Акула Додсон -- это такой американский Иван, родства не помнящий. Моральный облик его родителей нам, конечно, не известен. Может, это были вполне достойные люди, а любезный сын смылся с фермы, так как "крутить коровам хвосты" не входило в его планы. А, может, они были американскими алкашами. Нам известно лишь то, что 17летний Додсон сбегает с фермы и отправляется куда глаза глядят. И вот доходит он до перекрестка. Вижу эту картину, ибо воображение у меня богатое...

Как стоит парень, небогато одетый. Лето. Жара. И — дорога. Можно идти налево, можно -- направо. Он идет налево.

- Я часто думаю, говорит Акула Додсон, которому захотелось пооткровенничать, что было бы со мной, если бы я выбрал другую дорогу... И ответ Боба, магические слова, верные, пророческие:- Я думаю, было бы то же самое. Ведь дело не в том, какую дорогу мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет нас выбирать именно эту дорогу.
- Я часто думаю, говорит Акула Додсон, которому захотелось пооткровенничать, что было бы со мной, если бы я выбрал другую дорогу... И ответ Боба, магические слова, верные, пророческие:- Я думаю, было бы то же самое. Ведь дело не в том, какую дорогу мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет нас выбирать именно эту дорогу.

Дорога, перед которой стоял юный Додсон, не просто дорога. Эта дорога олицетворяет собой жизнь. Додсон идет налево. То есть, выбирает неправый путь. Но в том- то и смысл слов Боба: неважно, какое направление выбрал бы Додсон, все равно он был бы подонком, ибо родился подонком. К тому же, он из породы ловких подонков. Деньги, из-за которых он убил Боба, несмотря на дружбу с ним в течение нескольких лет, Додсон не пропил, не прожрал, не просрал, нет, он вложил их в дело, раскрутился, стал крутым бизнесменом. Такой вот правильный подонок. Самая гнусная разновидность.

Владлен Паулус в роли Акулы Додсона
Владлен Паулус в роли Акулы Додсона

Александр Шворин в роли Боба
Александр Шворин в роли Боба

Да... Бурно провёл эти годы Акула Додсон. Думаю, на его счету не только те два убийства, о которых говорит Боб.

И вот, наконец, удача! Но....

"Я думал, будет больше...", говорит Додсон, поддевая носком сапога пачку банкнот.

План уже созрел в его голове. Мне так жаль, Боб, что твоя гнедая сломала ногу, вновь и вновь повторяет он, смакуя эту фразу. Да он рад, что Боб лишился лошади, ибо теперь руки Додсона развязаны. Но, подобно Волку из басни Крылова, Додсон, "делу дать хотя законный вид и толк", находит для себя причину, по которой он теперь может, не особо заморачиваясь моральными аспектами, уничтожить своего подельника.

-7

Актер великолепен в этой роли! Его Додсон, повторяя снова и снова какмнежальбобчтотвоягнедаясломаланогу, обдумывает мысль, уже давно засевшую в его голове. Меркует. Потому и двигается, и разговаривает медленно, поглядывая искоса на ни о чем не догадывающегося Боба.

Отличная находка оператора -- черный силуэт на фоне скалы. Тарантул.
Отличная находка оператора -- черный силуэт на фоне скалы. Тарантул.

Даже вопрос Боба он слышит не сразу, вопрос выводит его из задумчивости: Из какого ты штата?

Вопрос не только возвращает Додсона к действительности, но и сподвигает на откровенность. Он рассказывает о том, как покинул родительскую ферму в 17летнем возрасте...

Не знаю, как у кого, но у меня мурашки каждый раз пробегают по коже, когда я слышу: "Я часто думаю, что было бы, если бы я выбрал другую дорогу?— А я думаю, что было бы то же самое. Ведь дело не в том, какую дорогу мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет выбирать именно эту дорогу".

Мощный смысл в этих словах. Как и во всей новелле. Много смысла, метафор, иносказаний, аллегорий.

Акула Додсон думу думает.
Акула Додсон думу думает.

Но какая напряжённая сцена! Буквально ощущается всеми фибрами -- что-то назревает. Как он двигается, поддевает небрежно сапогом деньги, медленно говорит и искоса поглядывает на напарника...

И вот итог.

—Сиди, где сидишь, Боб. Ты отсюда не двинешься. Место есть только для одного.
—Сиди, где сидишь, Боб. Ты отсюда не двинешься. Место есть только для одного.

Найдут ли тело Боба? Предадут ли его земле? Или растащат его койоты да грифы? Сколько их валялось на дорогах да в лесах, безымянных, загибших...
Найдут ли тело Боба? Предадут ли его земле? Или растащат его койоты да грифы? Сколько их валялось на дорогах да в лесах, безымянных, загибших...

Бесподобная баллада моего гуру — Юрия Шевчука и гр. "ДДТ", словно эпитафия на смерть Боба:

На дороге -- разбитое тело,

На деревьях -- останки души.

Одинокая смерть пролетела

В этой Богом забытой глуши.

Он лежал на истлевшем бурьяне,

Плыли в небе слепые глаза.

Безымянный, босой, окаянный...

А вдали собиралась гроза.

-12

На груди в свете молний сияли

Два червя да серебряный крест.

А вдали молча горы стояли,

Стерегли пустоту этих мест.

-13

Эй, бродяга, ты сын человечий,

Где твой конь, где жена, где село?

Облаками окутавши плечи,

Мать- гроза обнимала его.

Сколько лет ты по свету скитался?

Как давно от родимой двери

Вдаль ушел и навек там остался?

Господь, душу его забери!

Закопал я его под ольхою,

Свет от молний стекал по усам.

Не увидел я тень за собою --

Понял, что хоронил себя сам.

Бесподобная находка режиссера, воплощённая оператором: Акула Додсон, после совершенного убийства, скачет мимо скал, которые затем трансформируются в огромную картину, висящую на стене главы маклерской конторы мистера Додсона.
Бесподобная находка режиссера, воплощённая оператором: Акула Додсон, после совершенного убийства, скачет мимо скал, которые затем трансформируются в огромную картину, висящую на стене главы маклерской конторы мистера Додсона.

Да, Додсон правильно распорядился капиталом. Своей состояние он не профукал, не прогулял, он его вложил в дело.  А нутро его, естественно, осталось прежним.
Да, Додсон правильно распорядился капиталом. Своей состояние он не профукал, не прогулял, он его вложил в дело. А нутро его, естественно, осталось прежним.

Здесь цитата убойная, страшная, образная: "Душа этого человека проглянула на минуту, как выглядывает иногда лицо злодея из окна почтенного буржуазного дома".
Здесь цитата убойная, страшная, образная: "Душа этого человека проглянула на минуту, как выглядывает иногда лицо злодея из окна почтенного буржуазного дома".

Итак, Додсон победил.

Он оказался умным, а Боб -- дураком.

Додсон еще сызмальства знал, что ему нужны деньги, и не для того, чтобы потратить их на шлюх, а для дела. А потому -- Боливар не вынесет двоих, каждый -- за себя, и думать нужно прежде всего о себе и о том, что выгодно тебе, а не кому-то — целее будешь, богаче будешь, нервы крепче будут. Кто может так -- тот счастливец.

А кто лузер -- такой, как Боб -- тот обречён. Если бы лошадь Додсона сломала ногу -- для Боба это не стало бы причиной для уничтожения приятеля. Додсон с малолетства был заточен на капитал и настроен был распорядиться им правильно. На что был настроен Боб -- неведомо, но, сдается мне, что Боб жил по формуле "украл- выпил- в тюрьму". По-русски говоря: в поле - ветер, в жХпе - дым. А Додсона не прельщала перспектива провести всю жизнь, занимаясь грабежами. Грабить, потом удирать, отстреливаясь, в общем, жить каким- то перекати-полем. Нет, это не для ловкого малого Додсона по прозвищу Акула.

Поэтому слова Боба о дорогах, которые мы выбираем, о том, что внутри нас заставляет выбирать эту дорогу(то есть, поступать именно так, как поступаем и жить именно так, как живем)являются главной мыслью новеллы, ее слоганом, логотипом, ее визитной карточкой.

Все тот же взгляд -- искоса на собеседника. Медленно произнося правильные слова.
Все тот же взгляд -- искоса на собеседника. Медленно произнося правильные слова.

Мне еще этот кадр нравится -- Уильямс, после того, как Додсон отказывает ему в его просьбе, ничего не говорит. Он непроизвольно сжимает руку, ломая сигару. В этом жесте -- все его отчаяние, безысходность.
Мне еще этот кадр нравится -- Уильямс, после того, как Додсон отказывает ему в его просьбе, ничего не говорит. Он непроизвольно сжимает руку, ломая сигару. В этом жесте -- все его отчаяние, безысходность.

Додсон просто не хотел делить бегджаминов, а потому Боб был обречён изначально. Не сломай ногу его лошадь -- Додсон нашел бы другую причину, а, может, не стал бы и заморачиваться, следуя принципу: ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

Так Додсон был прав? Боливар действительно не вынесет двоих?

Закон джунглей -- каждый сам за себя, как утверждали Шер-Хан и Табаки?

Я искренне хочу услышать мнения разных людей. Ибо сей вопрос меня очень занимает.