Леонид Гайдай, известный своими комедиями, снимал поначалу не только их. "Деловые люди" — триптих из новелл О'Генри, среди которых одна - эксцентричная комедия, вторая - зарисовка из жизни с элементами комедии и драмы, а третья - самый настоящий маленький вестерн, обожаемые мною "Дороги, которые мы выбираем".
В моей жизни первичен был фильм, увиденный в раннем детстве и призведший огромное впечатление, с рассказами ознакомилась несколько позже, но начну именно с рассказа.
Акула Додсон -- это такой американский Иван, родства не помнящий. Моральный облик его родителей нам, конечно, не известен. Может, это были вполне достойные люди, а любезный сын смылся с фермы, так как "крутить коровам хвосты" не входило в его планы. А, может, они были американскими алкашами. Нам известно лишь то, что 17летний Додсон сбегает с фермы и отправляется куда глаза глядят. И вот доходит он до перекрестка. Вижу эту картину, ибо воображение у меня богатое...
Как стоит парень, небогато одетый. Лето. Жара. И — дорога. Можно идти налево, можно -- направо. Он идет налево.
Дорога, перед которой стоял юный Додсон, не просто дорога. Эта дорога олицетворяет собой жизнь. Додсон идет налево. То есть, выбирает неправый путь. Но в том- то и смысл слов Боба: неважно, какое направление выбрал бы Додсон, все равно он был бы подонком, ибо родился подонком. К тому же, он из породы ловких подонков. Деньги, из-за которых он убил Боба, несмотря на дружбу с ним в течение нескольких лет, Додсон не пропил, не прожрал, не просрал, нет, он вложил их в дело, раскрутился, стал крутым бизнесменом. Такой вот правильный подонок. Самая гнусная разновидность.
Да... Бурно провёл эти годы Акула Додсон. Думаю, на его счету не только те два убийства, о которых говорит Боб.
И вот, наконец, удача! Но....
"Я думал, будет больше...", говорит Додсон, поддевая носком сапога пачку банкнот.
План уже созрел в его голове. Мне так жаль, Боб, что твоя гнедая сломала ногу, вновь и вновь повторяет он, смакуя эту фразу. Да он рад, что Боб лишился лошади, ибо теперь руки Додсона развязаны. Но, подобно Волку из басни Крылова, Додсон, "делу дать хотя законный вид и толк", находит для себя причину, по которой он теперь может, не особо заморачиваясь моральными аспектами, уничтожить своего подельника.
Актер великолепен в этой роли! Его Додсон, повторяя снова и снова какмнежальбобчтотвоягнедаясломаланогу, обдумывает мысль, уже давно засевшую в его голове. Меркует. Потому и двигается, и разговаривает медленно, поглядывая искоса на ни о чем не догадывающегося Боба.
Даже вопрос Боба он слышит не сразу, вопрос выводит его из задумчивости: Из какого ты штата?
Вопрос не только возвращает Додсона к действительности, но и сподвигает на откровенность. Он рассказывает о том, как покинул родительскую ферму в 17летнем возрасте...
Не знаю, как у кого, но у меня мурашки каждый раз пробегают по коже, когда я слышу: "Я часто думаю, что было бы, если бы я выбрал другую дорогу?— А я думаю, что было бы то же самое. Ведь дело не в том, какую дорогу мы выбираем, а в том, что внутри нас заставляет выбирать именно эту дорогу".
Мощный смысл в этих словах. Как и во всей новелле. Много смысла, метафор, иносказаний, аллегорий.
Но какая напряжённая сцена! Буквально ощущается всеми фибрами -- что-то назревает. Как он двигается, поддевает небрежно сапогом деньги, медленно говорит и искоса поглядывает на напарника...
И вот итог.
Бесподобная баллада моего гуру — Юрия Шевчука и гр. "ДДТ", словно эпитафия на смерть Боба:
На дороге -- разбитое тело,
На деревьях -- останки души.
Одинокая смерть пролетела
В этой Богом забытой глуши.
Он лежал на истлевшем бурьяне,
Плыли в небе слепые глаза.
Безымянный, босой, окаянный...
А вдали собиралась гроза.
На груди в свете молний сияли
Два червя да серебряный крест.
А вдали молча горы стояли,
Стерегли пустоту этих мест.
Эй, бродяга, ты сын человечий,
Где твой конь, где жена, где село?
Облаками окутавши плечи,
Мать- гроза обнимала его.
Сколько лет ты по свету скитался?
Как давно от родимой двери
Вдаль ушел и навек там остался?
Господь, душу его забери!
Закопал я его под ольхою,
Свет от молний стекал по усам.
Не увидел я тень за собою --
Понял, что хоронил себя сам.
Итак, Додсон победил.
Он оказался умным, а Боб -- дураком.
Додсон еще сызмальства знал, что ему нужны деньги, и не для того, чтобы потратить их на шлюх, а для дела. А потому -- Боливар не вынесет двоих, каждый -- за себя, и думать нужно прежде всего о себе и о том, что выгодно тебе, а не кому-то — целее будешь, богаче будешь, нервы крепче будут. Кто может так -- тот счастливец.
А кто лузер -- такой, как Боб -- тот обречён. Если бы лошадь Додсона сломала ногу -- для Боба это не стало бы причиной для уничтожения приятеля. Додсон с малолетства был заточен на капитал и настроен был распорядиться им правильно. На что был настроен Боб -- неведомо, но, сдается мне, что Боб жил по формуле "украл- выпил- в тюрьму". По-русски говоря: в поле - ветер, в жХпе - дым. А Додсона не прельщала перспектива провести всю жизнь, занимаясь грабежами. Грабить, потом удирать, отстреливаясь, в общем, жить каким- то перекати-полем. Нет, это не для ловкого малого Додсона по прозвищу Акула.
Поэтому слова Боба о дорогах, которые мы выбираем, о том, что внутри нас заставляет выбирать эту дорогу(то есть, поступать именно так, как поступаем и жить именно так, как живем)являются главной мыслью новеллы, ее слоганом, логотипом, ее визитной карточкой.
Додсон просто не хотел делить бегджаминов, а потому Боб был обречён изначально. Не сломай ногу его лошадь -- Додсон нашел бы другую причину, а, может, не стал бы и заморачиваться, следуя принципу: ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
Так Додсон был прав? Боливар действительно не вынесет двоих?
Закон джунглей -- каждый сам за себя, как утверждали Шер-Хан и Табаки?
Я искренне хочу услышать мнения разных людей. Ибо сей вопрос меня очень занимает.