Найти в Дзене
КиноFeels

Что не так с Саидом из культового "Белого солнца пустыни"?

Вот фильм, к которому придраться невозможно. И не хочется. Он великолепен от начальных титров до слова "конец". Наш советский вестерн. Борщ-вестерн))). Истерн. Фильм переполнен цитатами, ставшими неотъемлемой частью нашей жизни. Он состоит из цитат, ставших крылатыми. Сюжет, не оставляющий зрителя равнодушным, динамика, ярчайшие герои, ставшие культовыми: Верещагин(Павел Луспекаев), товарищ Сухов(Анатолий Кузнецов), Абдулла(Кахи Кавсадзе), Петруха(Николай Годовиков), Саид(Спартак Мишулин)... Так что же не так с Саидом? Мне всегда страсть как нравился Саид. Но именно те особенности его поведения, которые привлекают в нем, совершенно не характерны для представителя среднеазиатских наций. Это поведение американского индейца, во всяком случае, таких, каких мы имели удовольствие видеть в исполнении несравненного Гойко Митича и др. актёров в зарубежных вестернах, но никак не аборигена Средней Азии: невозмутим, немногословен, мужественен донельзя, хладнокровен, благороден, минималистичен в ж

"Белое солнце пустыни", 1970 год. Реж. Владимир Мотыль, авторы сценария Рустам Ибрагимбеков, Валентин Ежов.
"Белое солнце пустыни", 1970 год. Реж. Владимир Мотыль, авторы сценария Рустам Ибрагимбеков, Валентин Ежов.

Вот фильм, к которому придраться невозможно. И не хочется. Он великолепен от начальных титров до слова "конец". Наш советский вестерн. Борщ-вестерн))). Истерн. Фильм переполнен цитатами, ставшими неотъемлемой частью нашей жизни. Он состоит из цитат, ставших крылатыми.

Сюжет, не оставляющий зрителя равнодушным, динамика, ярчайшие герои, ставшие культовыми: Верещагин(Павел Луспекаев), товарищ Сухов(Анатолий Кузнецов), Абдулла(Кахи Кавсадзе), Петруха(Николай Годовиков), Саид(Спартак Мишулин)...

Так что же не так с Саидом?

Этот воин, благородный и переполненный достоинствами, представитель СА? Полноте.
Этот воин, благородный и переполненный достоинствами, представитель СА? Полноте.

Мне всегда страсть как нравился Саид. Но именно те особенности его поведения, которые привлекают в нем, совершенно не характерны для представителя среднеазиатских наций. Это поведение американского индейца, во всяком случае, таких, каких мы имели удовольствие видеть в исполнении несравненного Гойко Митича и др. актёров в зарубежных вестернах, но никак не аборигена Средней Азии: невозмутим, немногословен, мужественен донельзя, хладнокровен, благороден, минималистичен в жестах, словах, мимике.

Образ, конечно, сногсшибателен, несмотря на свой дырявый чапан, Саид дивно хорош, но принять этот образ как представителя народности Средней Азии я могу лишь руководствуясь следующим вариантом - все эти "индейские" качества Саида есть исключительно свойства его характера, его индивидуальные особенности.

Даже Абдулла относится к Саиду с должным уважением.
Даже Абдулла относится к Саиду с должным уважением.

Вот что не так с образом Саида. Понятно, что он - условный индеец в истерне. Я же, прожив в Узбекистане 11 лет, имею все основания для того, чтобы утверждать: да, поведение и манеры Саида совершенно не свойственны коренным народам СА. Персонажу приданы ментальные черты более присущие индейцам Северной Америки, по крайней мере, тем индейцам, которых мы привыкли лицезреть в соответствующих фильмах.

Саид - это наш Чингачгук, Текумзе, Ункас ...

Сцена прощания Сухова и Саида великолепна. Прощаются два воина. Нет никаких пафосных клятв в вечной дружбе и верности, банальностей и соплей, так присущих амер. кинематографу. Сдержанно, с глубочайшим уважением к друг другу, понимающие друг друга с полуслова - два достойных мужика...
Сцена прощания Сухова и Саида великолепна. Прощаются два воина. Нет никаких пафосных клятв в вечной дружбе и верности, банальностей и соплей, так присущих амер. кинематографу. Сдержанно, с глубочайшим уважением к друг другу, понимающие друг друга с полуслова - два достойных мужика...

Когда Сухов предлагает Саиду "помочь с Джавдетом", тот медленно отводит глаза в сторону и тихо говорит: "Нет. Джавдет мой. Встретишь - не трогай его".

Бушующая в нем при одном упоминании этого имени, но скрываемая ярость, ясно читается и во взгляде, и в голосе, и в позе.

Ох, и не поздоровится Джавдету, когда Саид его найдет. Джавдет проклянет тот миг, когда подло выстрелил в спину отца Саида.

Одна из культовых в советском кинематографе сцен: Давно обосновался?
Одна из культовых в советском кинематографе сцен: Давно обосновался?

Да, о Джавдете!

Джавдет относится к весьма интересной категории персонажей - это такие персонажи, о которых мы знаем очень многое, кроме одного. А именно - их внешнего вида, так как лицезреть их нам не предоставляется возможности. Персонаж не присутствует в кадре, но его присутствие в сюжете очень немаловажно. Иной раз такие персонажи-фантомы оказываются совершенно не второстепенными, они имеют связь с другими героями сюжета и оказывают влияние на самое сюжет.

-6

Что мы знаем о Джавдете? Он мразь, трус, крыса и шакал. Ибо тот, кто стреляет безоружным людям в спины, не может более никак называться (такая же мразь действует в ф. "Служили два товарища" - обезумевший белобандит Брусенцов).

Конечно, Джавдет в курсе, что Саид жив и ищет его. Он предупреждён, а значит - вооружён. Но я в Саиде уверена. Он мужик вострый. Саидом движет святое чувство мести, Вселенная на его стороне. Один раз Джавдету удалось подловить Саида, но быть подловленным второй раз Саид не допустит, теперь он настороже.

Насколько мне известно, поединок Саида с Джавдетом показан в ф. "В чёрных песках" - Саид принесет негодяя на своей спине из пустыни в Ревтрибунал - для законного суда. Но это так, детали...

-7

-8

Шедевр советского кинематографа.

Ваша любимая цитата из фильма?

-9

-10

Приюты для животных нуждаются в нашей помощи🙏