Сейчас в европейских странах стало общим местом говорить, что в свое время колониальные державы провели границы неправильно и что именно это зачастую приводит к войне. Поэтому есть мнение, что их стоит разделить – например, на месте Ирака создать курдское, суннитское и шиитское государства.
Часто то же самое утверждают и об Афганистане – как бы хорошо, если бы там было две страны – пуштунская и таджикская. Вторая в таком случае могла бы стать независимой или же войти в состав Таджикистана. Как бы было хорошо – никакой войны!
Объясняем, почему этого никогда не будет.
Как уже было сказано, такие вопросы задают кто угодно, но не сами афганцы. Иностранцы почему-то думают, что в этой стране представители разных народов ненавидят друг друга 7 дней в неделю и 24 часа в сутки. Но нет, это исключение из правила – тут огромное количество смешанных браков, люди ладят друг с другом, дружат и занимаются общим делом.
Тот же Талибан – не совсем пуштунское этническое движение. Там хватает и таджиков, в том числе, и на высокопоставленных должностях. Также, есть организация под названием «Джамаат Ансаруллах» (таджикский Талибан), подконтрольный общей системе.
Таджики веками были частью афганского общества и занимали там важное место. Их политические интересы выходят за пределы своей этнической группы, что приводит к заключению долговременных союзов. Местные таджики широко представлены в правительстве.
Даже известный полевой командир Ахмад Шах Масуд никогда не был таджикским националистом, не стремился к независимости или вхождению в состав Таджикистана. Напротив, он воевал за то, чтобы установить контроль надо всей страной и был близок этому, сколотив коалицию моджахедов, в которую входили узбекские, хазарейские и пуштунские группировки.
В Афганистане много лет идет гражданская война, но никогда не было серьезных проблем с сепаратизмом. Это нарушит и без того слабую экономику, разорвет торговые пути страны, которая и без того не имеет выхода к морю. Может быть, этого не понимают простые люди, но прекрасно осознают отцы-командиры.
Кроме этого, есть и иные причины. Любая попытка афганских таджиков отделиться или присоединиться к своим собратьям будет иметь последствия для всего региона и дестабилизирует и без того сложную ситуацию. Таджикистан и так очень бедная страна, и не сможет провести столь глобальную интеграцию.
Да и вряд ли местные лидеры захотят терять власть, ведь центр принятия решений неминуемо сместится на юг. Они понимают, что в случае объединения их просто захлестнет, изменится все: политическая ситуация, экономика и культура. Ведь не зря же в свое время Россия и Британия провели границу по Памиру – эта горная система сама по себе разделила таджиков.
К тому же, таджики Таджикистана – это бывшие советские люди. Много говорится об их высокой религиозности и «отсталости», но это они вполне знакомы с современной жизнью. Их правительство понимает, что такое светское государство и именно на этом строит свою политику. Напротив, подобная концепция для их афганских родственников неприемлема. Девушка в короткой юбке на улицах Базарака или Кабула – да вы что?!!
Таджики из разных стран только по названию один народ, а на самом деле, выглядят иначе и имеют разную культуру. Северяне в расовом отношении являются альпинидами, сильно смешанными с узбеками. А вот южане – ираниды и больше похожи на персов. У них разные обычаи, разные диалекты, разный национальный костюм.
Также, афганские таджики доминируют только в относительно компактном юго-восточном уголке своей страны. Начиная от Кабула и далеко на юг они живут вместе с другими народами, в том числе, и с пуштунами. Поэтому в случае сепаратизма за спорные земли начнется такая борьба, что прежняя гражданская война покажется мелочью жизни.
Не следует забывать, что Афганистан возник не в процессе деколонизации и не стал чьим-то бывшим владением. Его государственности около трехсот лет, и все началось в середине 18-го века после получения независимости от Ирана. Поэтому у местных жителей есть свои герои и есть свой патриотизм, и таджики не хотят ни к кому присоединяться.