В 2022 году в Вологодской области это дело стало одним из тех, что рассекретили в местном архиве УФСБ. Но с одним существенным исключением – фамилия осуждённого не представлялась широкому кругу читателей.
Этнический немец, он родился в Херсонской области. И свою прародину Германию в глаза никогда не видел. После голодного детства (по его словам) здоровье ослабело, поэтому он и специальность выбрал не столь физически тяжёлую – поступил на курсы киномехаников.
Почему его не взяли на фронт с началом войны с Германией, точной информации не сохранилось, но скорее всего тоже по состоянию здоровья. И он остался в своём селе киномехаником до прихода немцев. А далее он только раз по указанию бургомистра убрал урожай, а уже осенью 1942 года его прямо с семьёй угнали в Германию. Там снова пристроился киномехаником, только теперь уже у немцев. Поскольку отлично знал немецкий язык, использовали его и в качестве переводчика, когда пришла Красная армия. Всё это - в соответствии с его версией.
Перед возвращением в СССР прошёл фильтрационный лагерь. Поскольку их немецкая семья и работала на немцев, многодетного отца четырёх детей хоть и не расстреляли, но отправили на спецпоселение в город Красавино недалеко от Великого Устюга. И мог бы он там спокойно работать слесарем, не обрати на него внимание вологодские чекисты.
4 мая 1947 года в органы МГБ поступил сигнал, что слесарь из спецпоселения в Красавино среди таких же как он немцев распространяет слухи – всех их скоро отправят в Германию. Поэтому он агитировал имущество распродавать, а огороды не садить. Неизвестно, с чьих слов он распространял столь невероятную информацию. Но судя по убеждённости в разговорах, сам в неё полностью поверил.
Чекисты решили проверить, чем занимался в годы войны столь неистово радующийся будущему переезду в Германию советский немец? И в его биографии открылось много неизвестных ранее страниц.
Оказалось, что на малой родине он более года служил в полицаях и лично арестовывал людей. А в Германию уехал с семьёй по собственному желанию. И получил там паспорт и гражданство.
Уже через четыре дня после получения информации о распространении слухов прокуратура выдала санкцию на его арест и дальнейшее расследование дела.
Сначала арестованный категорически отрицал службу в полиции. Когда фактов стало чересчур много, признался – да, служил. Но его туда выдвинули сельчане. И ни в кого он не стрелял. Тем более, не участвовал в боях с Красной армией. Больше следил за порядком, ловил за кражи или сторожил склады. Бывало – конвоировал тех, кого отправляли в Германию.
Рассказал, как в 1944 году переехал с семьёй в Польшу. Пока жена с детьми жила в местечке Лидманштадт, он служил надзирателем в тюрьме г. Равича. После этого, по его словам, немцы перевели его в пожарную охрану. А в январе 1945 года он уже сам выехал с родными в Германию.
В третий класс Красавинской школы ходил сын предателя. Разговор чекистов с ним окончательно поверг их в шок. Он рассказал подробности того, как жил с мамой за границей. Отец бывал у них редко. Но в мае 1944 года приехал в чёрной форме эсэсовца и похвастался, что его наградили «железным крестом». А ещё мальчишка услышал, как отец тихонько рассказывал маме: он участвовал в двух важных операциях. Ликвидировали более 500 военнопленных и ещё сожгли барак. Там тоже было порядка 150 человек. После этого мальчик больше отца в чёрной форме не видел. Спрятал тот куда-то и награду.
Когда немцу прочитали показания сына, тот с железным самообладанием только отмахнулся. Ребёнок маленький, принял форму пожарного за эсэсовскую. И никакого креста у него никогда не было. А жену постращал расправами, так чтобы уважала.
К сожалению, показания ребёнка в суде не могли играть роли. А доказать чекистам удалось только службу предателя в полиции и конвоирование людей к местам отправки в Германию. 5 августа того же года преступника осудили по статьям за антисоветскую агитацию и измену Родине. Он получил 20 лет каторжных работ.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Последняя известная информация была о том, как в 1954 году пособник фашистов, будучи ещё в Воркутлаге, подавал апелляцию, но она не была удовлетворена. Далее следы его затерялись в большой стране. В 90-е годы, когда многие осуждённые советского времени были оправданы, прокуратура не нашла никаких оснований для реабилитации этого человека. Преступления соучастников нацистов не имеют срока давности.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.