В последние несколько лет автоматизация бизнеса стала буквально всеобъемлющей. Новые технологии проникли почти во все сферы профессиональной жизни: от написания писем до онбординга кандидата — причём, в любой нише. Делимся наблюдениями о том: какие сферы автоматизировать в первую очередь, какова роль искусственного интеллекта, а главное, какую выгоду получает бизнес.
Упомянем и сложности, с которыми можно столкнуться при автоматизации, а также подскажем, как их преодолеть.
Интерес к автоматизация бизнес-процессов стремительно возрастает
Собственники бизнеса, менеджмент и эйчары активно ищут информацию об HR-аналитике и автоматизации. Если задаться целью проанализировать количество поисковых запросов по теме начиная с 2020 года, несложно заметить стремительный рост интереса к этой теме. И дело не только в ковидных ограничениях (хотя пандемия, конечно, наложила свой отпечаток, а в каком-то смысле даже стала двигателем процесса).
Компании готовы внедрять инновации, ведь эффективное управление временем и ресурсами персонала — не прихоть, а необходимость, позволяющая быстрее адаптироваться к новым условиям.
Почему выгодно автоматизировать бизнес-процессы?
Повышенный интерес к средствам автоматизации бизнеса обусловлен тем, что они:
- позволяют рационально распоряжаться временем;
- исключают «человеческий фактор», снижают вероятность повторяющихся ошибок;
- обеспечивают доступ к информации — бесперебойный и без промежуточных звеньев;
- становятся основой для стандартизации HR-процессов;
- в определенном смысле обеспечивают независимость от специалиста — если один уходит, его не так сложно заменить.
И хотя на начальных этапах это требует инвестиций, в скором времени они себя окупают.
Тенденции в автоматизации HR-процессов компании
В нескольких словах тренды можно обозначить так:
- онбординг без стресса;
- активное задействование искусственного интеллекта;
- забота об эмоциональном благополучии персонала;
- принятие решений на основе данных и аналитики;
- коммуникация с помощью чат-ботов.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Рекрутинг без стресса
Независимые исследования показали, что 69 % сотрудников останутся в компании на 3 года и более, если у них был мягкий адаптационный период. Сам по себе этап довольно стрессовый, поэтому важно упростить его, используя автоматизацию HR-процессов и обучения. Достаточно собрать все необходимые документы и онлайн-формы в одном месте, систематизировать их и подготовить пошаговое руководство, чтобы новичку было проще освоиться на рабочем месте.
Искусственный интеллект
Более 83 % крупных западных компаний в той или иной степени используют ИИ для решения HR-задач. Однако на отечественном рынке труда цифры будут другие: процент тех, кто никогда пока не пробовал новые инструменты остаётся довольно высоким. С чем это связано? С сомнением в их эффективности, неумением ими пользоваться или нехваткой ресурса.
Однако, тренд на ИИ останется надолго. Ведь инструменты на основе этой технологии существенно упрощают рутинные задачи. Например, системы анализа резюме на основе искусственного интеллекта помогают HR-отделам автоматизировано отбирать наиболее релевантных кандидатов, экономя время и ресурсы.
Эмоциональное благополучие сотрудников
Борьба с выгоранием и повышение стрессоустойчивости сотрудников становится фокусом в ближайшие годы. В этом плане интересно задействование системы автоматизации HR. У нас well-being программы пока распространены недостаточно, но если делать упор на психологическую поддержку персонала, понадобится, например, доступ к платформам, где сотрудники смогут конфиденциально общаться с онлайн-терапевтами. Упрощённый вариант — регулярный сбор обратной связи, возможность выбирать бонусы за работу (в ПО), командный коучинг (в том числе онлайн).
Аналитика данных
Использование аналитики — ключ к эффективному стратегическому управлению персоналом и найму. Это позволяет компаниям адаптироваться к изменениям во внутренней и внешней среде, прогнозировать потребности, оптимизировать бизнес-процессы и определять резервы для дальнейшего развития.
Автоматизированные данные HR-аналитики помогают отслеживать общие показатели, понимать куда и сколько средств и времени тратит команда. Ключевые метрики для эйчаров — текучесть кадров и вовлеченность персонала. Что касается рекрутинга, важна собственно воронка, мониторинг времени закрытия вакансии, а также cost per hire.
Чат-боты вместо обычной коммуникации
Еще один тренд, в котором заинтересован отечественный бизнес, — чат-боты. Причем, как для коммуникации внутри команды, так и для общения с клиентами. Чат-боты имеют все шансы стать частью рекрутинга и управления персоналом, потому что с их помощью можно, например, автоматизировать коммуникацию с кандидатами. Допустим, предоставлять информацию о вакансиях, задействовать в онбординге и обучении.
Плюсы и минусы автоматизация HR
О преимуществах решения было сказано в начале материала. А есть ли у этого подхода недостатки? В их числе обычно называют:
- утрату индивидуальности — некоторые ситуации могут требовать рассмотрения сквозь призму личного опыта эйчара;
- затраты на внедрение — однако, окупаются они быстро;
- необходимость обучения персонала — без этого невозможно начать ими пользоваться.
Впрочем, минусы сложно назвать критическими, в целом они довольно условны.
Подытоживая, отметим: автоматизация стала не просто трендом, а элементом стратегии крупных компаний. Спектр задач, которые можно делегировать HRM-системе или искусственному интеллекту все время расширяется. Поэтому даже если вы не использовали такие инструменты раньше, 2024 год может стать переломным моментом, чтобы научиться получить максимум от современных технологий.