В 1971 году во время медового месяца со своей женой и любимой музой по имени Йоко, Нобуёси Араки (родился в 1940 году) прикупил камеру, на которую заснял всю их поездку. На данном изображении с медового месяца Йоко спит в лодке на реке Янагава. Никогда не упускающий возможности обсудить свою сексуальную жизнь, Араки объяснил фотоснимок так:
«Это был наш медовый месяц, посему она была вся измотана сексом».
Полученные изображения в итоге стали серией под названием «Сентиментальное Путешествие» – одной из самых известных и получивших всемирное признание работ Араки. Нобуёси создал десятки изображений, многие из которых также были опубликованы в фотокниге Араки «Моя Любовь Йоко», изданной в 1978 году, и задуманной как дань уважения его отношениям с Йоко.
В 1990 Йоко умирает от рака яичников, и уже в 1991 году художник публикует серию «Сентиментальное Путешествие / Зимнее Путешествие», в которой были представлены кадры из медового месяца пары наряду с более печальными изображениями Йоко во время её продолжительной болезни. К слову сказать, туда же вошли фотографии и с её похорон.
Данное изображение – одна из любимейших фотографий Араки с участием Йоко, и оно присутствует сразу в двух сериях творца – и в «Сентиментальном Путешествии», и в «Сентиментальном Путешествии / Зимнем Путешествии». Для Араки это особенно резонансно в том смысле, что его композиция почти предвещает грядущую смерть горячо любимой супруги.
Он объясняет это так:
«В Японии говорят, что вы пересекаете реку Сандзу, когда отправляетесь в так называемый «другой мир». У меня не было прямого намерения делать подобный снимок, поэтому я и чувствую, что, вполне возможно, сам Бог или кто-то другой заставил меня сделать его. Посмотрите, у неё же поза как у человеческого зародыша. Кроме того, в районе, где я вырос, мы кладём покойного на тростниковые плоты. Она совершенно случайно спала на этом плотике. Всё по стечению обстоятельств, всё это было только там».
Несмотря на то, что Араки чаще всего бурно обсуждается в связи с его эротическими / порнографическими фотоработами, серия творца «Сентиментальное Путешествие» широко считается одной из самых важных японских фотокниг. Куратор искусства Мэгги Мастард называет отношения художника с Йоко «ядром его самой культовой работы».
А японский фотокритик и историк искусства Иидзава Котаро (родился в 1954 году) объясняет нам следующее:
«Серия снимков «Сентиментальное Путешествие» построена как «сисёсэцу» или же «Я – Роман», иногда также именуемый «личным романом» – японской литературной формой, в которой рассказчик от первого лица углубляется в самые тонкости личных отношений. Все фотографии в «Сентиментальном Путешествии» как бы выполняют функцию текста «Я – Романа», деликатно сшивая воедино историю взаимоотношений художника с близким человеком. Позже он назвал эту технику словом «сисасин», что на русский язык можно перевести как «Я – Фотография» или же «личная фотография». Данная форма со временем стала одним из важнейших течений, пронизывающих собой японское фотографическое самовыражение».
А сам Нобуёси Араки однажды утверждал так:
«Я считаю, что именно «Я – Роман» является наиболее близкой к фотографии художественной формой».
- Фотохудожник – Нобуёси Араки
- Название – «Без Названия»
- Год создания – 1971
- Размеры – 26,7 х 40,5 сантиметров
- Материал – Желатин на серебряной печати
- Место нахождения – Нью-Йоркский Музей Современного Искусства (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)