Найти тему
журнал Рыбалка GROUP

Ладожская кругосветка 2024

Оглавление

– Папа, а почему половина капитанов – лысые, а вторая половина – седые?
– Видишь ли, лысые – это те, кто ходит на всем, что держится на воде… Они выходят в любой шторм. Швартуются с полного хода в самых тесных гаванях. На полном ходу в тумане проходят самые узкие и извилистые фарватеры. Посещают пиратские районы…
– А седые?
– А седые – это те, кто ходит в море с лысыми.

Приветствую Вас, дорогие читатели журнала Петербургская рыбалка!

В этом году я пятый раз участвовал в Ладожской кругосветке или, как раньше называли это мероприятие – Ладожском экстрим-марафоне. Но бриться налысо я начал сильно раньше и совершенно не поэтому поводу. Хотя возможно, что таким образом заранее готовился к этому мероприятию, ещё даже не зная о его существовании.

Читать еще: Ладожский экстрим-марафон вокруг Ладоги на надувных лодках

Цель Кругосветки очень простая и понятная – пройти вокруг Ладоги на надувных лодках и, по возможности, вернуться целым и невредимым, но вусмерть уставшим и каким-то просветлённым, что ли. И это при том, что уже после первого раза ждать снова именно это событие начинаешь ровно тогда, когда оно заканчивается в этом году.

Наверное, я никогда не перестану удивляться – насколько разной бывает Ладога. Каждый год ты вроде бы проходишь в одно и то же время и по одному и тому же маршруту, но каждый раз она настолько разная, что иногда даже начинаешь сомневаться – а по этому ли самому пресному морю ты ходил раньше. Так и этот год не стал исключением.

Первый день

Первый день – это самый длинный переход напрямую из бухты Петрокрепость до устья Видлицы практически через самый центр озера. В этом году мы уложились в 9 часов хода, хотя бывало, что шли и больше. Где-то на середине этого перехода у большинства участников заканчивается первый бак топлива и это прекрасный повод не только дозаправится, но и пообедать. Да как! Вокруг – 40 километров до любого берега.

Под тобой – глубина с девятиэтажный дом, от которой тебя отделяет тонкая полоска ткани ПВХ, а ты, в это время сидя на баллоне спокойно пьёшь горячий чай из термоса и заедаешь его душистым салом на чёрном хлебе. И поверьте – никакой ресторан с самой лучшей подачей не сравниться с этой трапезой ни по вкусу, ни по ощущениям.

-2

Кстати – в этом году именно в центре озера было замечено пусть небольшое, но всё же неприятное волнение, чего обычно там не бывает в это время года. Обычно вода там спокойная. Что интересно – за последние 30 километров до Видлицы мы несколько раз проходили участки как с очень холодным, так и очень тёплым воздухом, как будто кто то специально попеременно включал то кондиционер, то обогреватель.

Причём граница между ними была очень резкой. Практически мгновенной. Только что ты мёрзнешь даже в своём костюме – поплавке и уже через пять минут начинаешь буквально обливаться потом. А километров за 10, уже в зоне прямой видимости берега прошли сквозь полосу то ли тумана, то ли дымки, что было воспринято нами пусть и как небольшое, но приключение. Но кто же знал – что Ладога нам приготовила дальше…

Подойдя к Видлице, мы с удивлением обнаружили, что небольшой пляж, на котором мы традиционно разбиваем лагерь и ночуем полностью покрыт водою. Вообще вода в озере в этом году высокая. Где-то на метр – полтора больше обычного уровня. Ну да где наша не пропадала – выбрали другое место поближе к устью и спокойно там переночевали. Ну как спокойно. Справа и с лева от Видлицы над Ладогой всю ночь стояли грозовые тучи и сверкали молнии, а на нас пролилось только буквально пара капель и то уже утром – когда все уже были собраны и готовы к следующему переходу на остров Валаам.

День второй

Вообще в планах у нас был только кратковременный заход в Монастырскую бухту Валаама с целью посетить собор и купить сувениров с фирменными постными пирожками из монастырской лавки и отбыть на ночёвку на находящийся в 15 километрах остров Мёккерикке, но хочешь рассмешить альдогов (духи Ладоги, прим. автора) – поделись ими с другими. От Варашева камня до Валаама мы несколько раз попадали в такой сильный туман, что идти приходилось буквально крадучись и собравшись в плотную группу, чтобы не потерять никого из вида.

При подходе же к самому Валааму туман стал настолько сильным, что казалось, будто его можно есть ложкой. Ну а когда при подходе к острову на наших глазах туман как будто плотным покрывалом стал стелиться с покрытых сосновым лесом берегов Валаама, то стало ясно, что идти на Меккерикке это очень плохая идея. Но стоило только зайти в Монастырскую бухту, как снова с неба засветило солнце и о тумане не осталось даже воспоминаний.

Поэтому спокойно зарегистрировавшись в паломническом центре (обязательная процедура для всех, кто пребывает на Валаам своим ходом с ночёвкой на туристической стоянке. Стоимость – 400 рублей. Кассовый чек при этом не дают) мы отправились на выделенную нам стоянку. О самом Валааме что-то рассказывать бесполезно, так как это то место, на котором хоть раз нужно обязательно побывать. Кто был – поймут. Кто ещё не был – завидую белой завистью, так как это событие у них впереди. И всё же, если днём температура была + 27 градусов, то ночью упала до + 6 и спать в палатке было даже немного прохладно.

Утро третьего дня

Утро третьего дня нашей экспедиции выдалось спокойным, но как же мы ошибались, принимая ласковое ладожское солнце и спокойную воду у берега за чистую монету… Отойдя буквально пару километров от берега острова мы снова попали в такой густой туман, что прямая видимость редко превышала 10 – 15 метров.

Но, полагаясь на современные средства радионавигации и связи, согласно которым был проложен наш маршрут колонна упорно двигалась вперёд, пока на нашем пути не возникло неожиданное препятствие в виде… Ледового поля, ширина которого по самым примерным оценкам была не меньше километра, а длина – до 5 километров.

 лодка во льдах
лодка во льдах

Сказать, что мы удивились такому повороту событий – это очень мягко сказано. Особенно если учесть, что на календаре стояла дата 2 июня и льда на Ладоге в это время уже не бывает. А здесь, лавируя между самыми настоящими айсбергами высотою до трёх метров можно было легко себе представить, что мы находимся не на Ладоге, а где-то в Арктике или даже в Антарктиде. Итак, только представьте себе каково это – идти друг за другом в густом тумане на малом ходу в окружении льда, который шуршит по надувным бортам лодки…

В какой-то момент я даже поймал себя на мысли, что если сейчас из тумана появится капитан Юхан Сигвард на своём черный мотобот «Господня благодать» в сопровождении верного пса. Тем более, что, согласно легенде, это именно его район плавания. Но пронесло. И только ладожские нерпы с удивлением наблюдали за нами со льда. Кстати, это ледовое поле объяснило и наличие такого густого тумана. Напомню – температура в те дни доходила до + 27 градусов и при испарении лёд давал такой эффект.

Встреча с этим ледяным полем стала самым сильным переживанием за всё время нашего путешествия, поэтому дозаправившись в бухте Владимировская мы отправились к месту стоянки недалеко от мыса Чалка, где и провели последнюю ночь. До бухты Петрокрепость оставалось каких-то 80 километров, которые были пройдены за 3,5 часа без каких – либо происшествий.

Несколько слов об экипировке

Рассказывая об этом мероприятии, нельзя не сказать пару слов о экипировке, во многом благодаря которой и стало возможным прохождение этой непростой дистанции. В этом году я отправился в Ладожскую кругосветку на надувной моторной лодке с надувным дном низкого давления (НДНД) «Gladiator 450» серии Expedition. И этот выбор был не случайным.

-7

Во – первых, лодки этой серии от компании «Gladiator» специально разрабатывались для подобных условий. Их главное достоинство не скорость, а широкий вместительный кокпит, фальшборта, идущий в базовой комплектации носовой тент и повышенные мореходные качества.

В лодке без проблем уместился запас топлива, а это 6 полных до краёв баков объёмом 24 литра, две экспедиционные канистры по 10 литров и всё необходимое для того, чтобы команде из двух человек можно было комфортно чувствовать себя не только на воде, но и на суше, включая сюда полноценный бензиновый генератор. И во время движения внутри кокпита ещё оставалось место для того, чтобы вытянуть ноги и весь маршрут идти комфортно.

Читать еще: Ладога штормит? Не беда! Крупные притоки выручают всегда

Так получилось, что среди всех участников моя лодка была самой большой, поэтому, когда один из участников повредил сделанное из аир-дека дно своей четырёхметровой лодки, который невозможно отремонтировать в полевых условиях, её в свёрнутом виде положили ко мне и при этом места в кокпите ещё оставалось. Мотор, с которым я прошёл всю дистанцию был «Gladiator 9,9 PRO». Не смотря на указанную мощность в 10 л.с. по факту это полноценная двадцатка, мощности которой было вполне достаточно, чтобы со стандартным винтом двигать большую нагруженную лодку со скоростью 30 км/час. Да и сам двигатель показал себя очень надёжным и простым в эксплуатации. То же самое можно сказать и про фирменное двухтактное масло с формулой TC-W3 от «Gladiator» - топливную смесь я делал только на нём и двигатель не дымил и работал как часы на всех режимах и оборотах.

Отправляясь в такое путешествие вопрос личной безопасности выступает на первое место. Мало того, что спасательный жилет является обязательным атрибутом на любом маломерном судне, так он должен ещё быть удобным, функциональным и что самое главное – иметь сертификат соответствия. Поэтому в этом году большую часть путешествия я был одет в спасательный жилет Sea Star Orange от Санкт-Петербургской компании hikeXp, которая специализируется как раз на производстве спасательных жилетов для водных видов спорта. Жилет не только очень удобный и продуманный (так, кроме больших карманов у него есть специальный карман, куда можно положить телефон или радиостанцию), но и очень стильным.

Отправляясь в водномоторное путешествие далеко не лишним будет подумать о защите личных вещей и документов от воды. Поэтому гермоупаковка – это обязательный предмет на борту маломерного судна. В этом году меня сопровождали два герморюкзака «Практик – Актив» объёмом 30 и 50 литров от компании «Русонар».

-9

Рюкзак «Практик – Актив 30» уже давно является моим постоянным спутником не только в водных, но и вело и автопутешествиях. В нём удобно хранить те вещи, в которые ты переодеваешься на берегу, а также ключи и документы. Ну а в новинку этого сезона – герморюкзак «Практик – Актив 50» поместились два запасных комплекта одежды, которые я обязательно беру с собой в подобные путешествия и спальный мешок, который я так же стараюсь тщательно беречь от воды, чтобы не испытывать дискомфорта во время ночевок.

Ну и нельзя не отметить, что сами эти рюкзаки выглядят просто отлично и с ними не стыдно выйти не только в поход, но и в город. Так же в этом году мне очень пригодился их фирменный фонарь-брелок с прикуривателем. Оказалась очень удобная штука. Не смотря на небольшой размер фонарь светит действительно очень ярко и его света оказалось более чем достаточно, чтобы осветить себе путь от костра до палатки и саму палатку. Но самое главное – прикуриватель действительно работает даже на очень сильном ладожском ветре. При этом одной зарядки аккумулятора хватило на всё время путешествия.

Ну и большим открытием этого путешествия для меня стали сумки от компании #IVLERBOAT. С собой в этом году я взял органайзер и сумку на ликтрос, которые очень удобно встали между банок по обоим бортам лодки. В органайзер было помещено всё, что может в любой момент пригодиться на воде, а именно: набор инструментов для ремонта, пассатижи, рация, несколько бутылок с питьевой водой, энергетик, термос, power-bank.

При этом, что мне особенно понравилось – на органайзере есть закрывающийся отсек с жёсткой крышкой, на которой можно разместить эхолот или навигатор, а элементы питания спрятать вовнутрь. В отсеках сумки уютно разместился запас масла для двухтактного двигателя в литровых бутылках из расчёта на весь маршрут + обязательный запас в пару литров и трансмиссионное масло на всякий случай, запасные винты, запасной шланг для топливного бака и ремкомплект с аптечкой и многое другое. Ничего по кокпиту не раскидано. Наоборот – всё очень компактно сложено и всегда под рукой в случае необходимости. Действительно – «Продумано до мелочей!» является заслуженным слоганом компании #IVLERBOAT.

Друзья делитесь своими поездками, которые вы планируете этим летом или куда вам уже удалось съездить )

Павел Прудников, специально для журнала Рыбалка GROUP

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ / КАНАЛ  VK/ НАШ САЙТ

Пробуйте, экспериментируйте – и у вас всё получится. Удачи! 😉

P.S. Друзья, не забываем комментировать статьи, и подписываться на журнал, сейчас для нас это как никогда важно, чтобы сохранить одно из последних печатных рыболовных изданий в России - Петербургская рыбалка!