Найти тему

А если ваш ребенок медленный?

- А ты всегда так медленно все делала?

- Да. У меня черепаха в шкафчике весь садик простояла.

Тогда на занятии мы с девочкой- подростком посмеялись над тем, что воспитатели ей постоянно ставили в шкафчик черепаху, потому что она все время медленнее всех одевалась. Да и вообще, делала все самой последней.

А на самом-то деле, не очень и смешно.

Очень часто, вот прям много-много раз в моей практике родители подростков жаловались на своих детей:

«Ну спит прямо на ходу! Это все из- за телефона. Ночью из- за него не высыпается!»

«Жутко ленивая. Ведь невозможно так медленно все делать!»

«Я устала ее/его подгонять. Все время подталкивать приходится»

«Уроки учит по 5 часов! Там, где за полчаса можно управиться»

«Как начнет дома убирать, так пол дня это делает! Я бы уже все переделала за это время»

И еще много чего можно услышать от мам про своих детей. И всегда на это жалуются те родители, которые сами не такие. У них- то «все в руках горит», по их словам. А еще, самое печальное во всем этом, что своего ребенка они постоянно сравнивают с кем- нибудь. С ребенком подруги, родственником, вторым ребенком, который «не такой, он на меня потому что похож».

А потом ко мне обращаются с просьбой поднять самооценку ребенку.

Когда-то и я была такой мамой. «О, неужели мой ребенок будет не таким шустрым, как я?! У меня же все в руках горит! Я же могу несколько дел одновременно делать!» И я настойчиво подгоняла и переучивала свою маленькую дочку, потому что она в садике медленнее всех одевалась, выходя на прогулку. И даже, когда меня учила уму- разуму мудрая преподавательница моей девочки по фортепиано, я отмахивалась: «Яжмать, я лучше знаю, что нужно моему ребенку. Не мешайте воспитывать, учите ее музыке».

К чему мы пришли? К тому, что в 10 лет у моего ребенка упала температура до 35 градусов, давление тоже было пониженное, все время не было сил, но зато была постоянная сонливость. Побежали по врачам…. А там сбой в работе щитовидной железы… Вот так она у меня и замедлилась. Стала такой, какой она родилась. Вопреки мне.

Сразу скажу, что с щитовидкой у нее уже давно все в порядке, с отношениями между нами тоже все супер.

Потому что остановились вовремя и разобрались, в чем реальная то проблема.

Сейчас у меня огромное количество знаний в голове, много опыта работы с детьми (как со своими, так и с клиентами) и мне приходится постоянно родителям доказывать, что медленный ребенок – это не «бракованный» ребенок. Он просто ДРУГОЙ! Уникальный. И да, дети у вас в одной семье могут быть совершенно разными. И это не плохо. Это ИНТЕРЕСНО!

И когда вы начинаете гнать вперед, подталкивать, ругать, приклеивать ярлыки типа «черепахи», то вы не помогаете своему ребенку ускориться, а делаете его «хуже кого-то». Постоянно помогая ему закончить быстрее с вашей помощью, вы делаете его зависимым от вас. И тогда эти дети у меня говорят, что они постоянно чувствуют себя беспомощными, что они сами никогда не справятся.

А воспитатели, которые ставят таких черепах детям в шкафчики- это отдельная моя боль! Для чего? Уже с двух лет с вашей помощью ребенок понимает, что он самый худший. Ведь лучшие те, кто без черепахи.

А с чего это лучше тот, кто быстрее колготки надел? Или кто на прогулку первый выскочил? Не потому ли, что вам так удобнее?

Медленные дети- это врожденная история. Это про разную скорость реакции на все. Они не могут делать быстрее. Вы, конечно, можете его «допинать» и потом мне скажете: «Да все он может, просто не хочет». Но ребенку это будет даваться крайне тяжело (возвращаю вас к истории с моим ребенком).

Таких детей, чем больше торопишь и дергаешь, тем сильнее они замедляются. И это основное ключевое знание о таком ребенке, которое нужно усвоить и потом не забывать и при подготовке к школе, и в начальной школе, потому что это не меняется даже у взрослых людей: поторапливание их отбрасывает к стартовой точке.

«Медленные» дети не могут качественно заниматься двумя делами одновременно: не могут слушать и писать, есть и слушать, смотреть и есть. Эти дети абсолютно не многозадачны в принципе. Поэтому, не сравнивайте их собой, говоря, что вы можете, а он нет. Да, не может.

При высокой мотивации «медленный» ребенок может «ускориться» — например, быстро собраться в кино. При этом он, конечно, окажется в состоянии стресса, но стресс этот будет позитивным. Поэтому часто родители мне говорят: «Когда ему нужно, он может быстрее»

И все было бы хорошо у таких детей, если бы их папы/ мамы были бы такими же. Так нет же, чаще всего это суперактивные и скоростные родители. А еще и жизнь сейчас такая быстрая.

Но я, как всегда, хочу спросить: «Кто тут взрослый?»

Что важно? Понять. Принять. Помочь.

Вашего «медленного» ребенка еще до школы нужно научить говорить: «Для меня это слишком быстро», «Извините, но я не успел». И это хоть как- то защитит его от негативной реакции других взрослых.

А про черепаху тоже важно объяснить: «Все разные, есть черепахи, а есть пантеры, никто из них не хуже и не лучше. Черепаха, например, более защищенная, обладает очень высоким интеллектом и долго живет, а пантера быстро бегает и очень эффективно охотится»

Посмотрите внимательно, за своими возмущениями о его медлительности, вы наверняка потеряли его таланты и сильные стороны. А они точно есть.

Ищите. Еще не поздно.

Татьяна Бурым

Написать в Вотсап

Написать в Телеграмм

Сообщество в ВК