Найти тему
Андрей Казачкин

Слуга двух господ? Что не так с "христианским мессианизмом" современных поместных Церквей

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.» Мф 6:24

Хочу поделится некоторыми мыслями, после прочтения статьи: "О христианском мессианизме"

Исходя из представленной в статье авторской логики (в формате "исторической линейности"), можно сделать предположение о том, что единая христианская Вселенская Церковь (экклесия), сегодня неправомерно "раздроблена" - поделена на множественные конфессии (т.н. "церкви-сестры") по национальному и/или по государственному признаку.

Такая логика неизбежно диктует необходимость обретения "евхаристического единства" - соединения расколотых частей-церквей. Отсюда и проистекают различные "богословские диалоги", "унии", "экономии" и пр., пр. Вся подобная логика сама базируется на искаженном административном (я бы даже сказал на "сергианском") понимании учения о Церкви.

Вопреки мнению автора мы полагаем, что учение о Церкви наличествует в Новом Завете и раскрыто в апостольских посланиях во всей своей полноте. И, согласно сему апостольскому учению, действительно можно констатировать тот факт, что все поместные церкви апостольских времен, никоим образом не являются аналогом современных поместных церквей и даже скорее наоборот.

Автор и сам указывает на этот факт, но только с иной точки зрения. Но подобная авторской отправная позиция, как раз и играет с теми кто на нее встал злую шутку. Попробуем это показать.

Для Апостолов Церковь — это столп и утверждение Истины! Иными словами, залог единства Церкви согласно учению Апостолов в ее подлинной Соборности как в "Поиске, выявлении и в служении (утверждении) Истине в духе братской Любви".

В приведенном же тексте прослеживается лишь административно-историческое понимание Церкви, как некоей земной национальной, государственной или иной структуры, объединенной общей традицией, внешней обрядностью и некоей иерархической преемственностью - чередой рукоположений без относительно того совершались ли они по Истине или совершались лишь формально.

Именно такое восприятие экклесии и привело к тому, что внешняя административная сторона церкви начала доминировать в головах и сердцах клириков, над "служением в Духе и Истине". Именно такой, сугубо административный, я бы даже сказал "юридический", подход принято сегодня именовать "каноническим"! Его административно-юридическая ущербность весьма ярко ощутима сегодня в период СВО, например, в связи с событиями на Украине вокруг УПЦ и ПЦУ. Подробнее здесь:

Церковь, «гражданская Родина», «кабинетные мечтатели» и «неразумные ревнители» (апология УПЦ МП)

Таким образом очевидно, что в представлении большинства современных клириков и прихожан, поместная церковь — это всего лишь некая "административная единица", исполняющая традиционные обряды и "требы", сплоченная вокруг своего первосвященника (первоиерарха), безотносительно того, как этот поместный глава и вся его остальная административная иерархия относятся к Истине и ее исповеданию!

Ну а "Вселенская Церковь" или "Вселенское православие" при таком понимании — это математическая сумма указанных административных единиц, находящихся между собой в диалоговом и в евхаристическом общении.

Теперь если посмотреть на то, что такое понятие "грех" (амартия - промах, мимо цели, хождение не туда...) по существу и соотнести понятие "грех" не только с простыми людьми, но и с теми или иными религиозными организациями (администрациями)... И если при этом учесть, что, согласно Церковному Учению, грех отделяет согрешившего/согрешивших от Церкви и что возврат происходит лишь в таинствах Покаяния и Евхаристии...

Тогда мы должны будем согласится с тем, что в случае поместной или иной экклесии (не важно национального или государственного образца) отказ ее клира от приоритета служения Истине (в угоду властям, интересам иерархии или чему-либо иному) — это и есть промах=грех (амартия), т.е. хождение мимо Истины, мимо Истинной Цели, движение в сторону, или даже "на сторону" (блуд).

Таким образом очевидно, что истинная Вселенская Церковь всегда едина, поскольку она служит только Истине и потому она никогда не разделялась, как нераздельна Истина.

В то время как многие поместные церкви, в тот или иной исторический период времени ставившие себе целью какие-либо иные приоритеты (кроме утверждения Истины), например легализацию своей иерархии в богоборческом социуме и т.д., просто сами отделяли себя от Вселенского Тела Христова.

И вернуться во Вселенскую Экклесию они могли/могут отнюдь не путем механического соединения своих администраций друг с другом. Вернуться можно только путем отречения от вызвавшей разделения амартии и возврата на путь СОБОРНОСТИ, на путь выявления и служения Истине!

Надеюсь, что мы сумели указать вам на существенскую разницу между Апостольским пониманием Церкви и ее современным поместным пониманием, хоть и пишу сейчас совсем накоротке.

Все вышесказанное не означает, что видимая организация той или иной поместной Церкви не нужна или не важна. Вовсе нет, внешняя организация тоже весьма важна и нужна. Для полноты понимания здесь можно привести аналогию между Духом, душой и телом.

Суть в том, что основой и целью Церкви-организации должно быть именно служение Духу Истины! Посему все остальные церковные Таинства, служения и "требы" возможны и должны совершаться лишь в контексте Главного Основания и Служения и никоим образом не противоречить Ему, т.е. быть в синергии с Истиной, ни в коем случае не вступать с ней (с Истиной) в административное, национальное, государственное или какое иное противоречие, как это наблюдается сегодня повсеместно. И вышеприведенный авторский текст тому подтверждение.

Именно о таком понимании единства Церкви свидетельствует и святитель Григорий Богослов:

«Да не подумают, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разномыслие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом… Но, когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщиться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю Истины стать предателем учений веры и Истины» (Творения, ч. I, стр. 192).

В противном случае - в случае отказа от приоритета утверждения и исповедания Истины, из каких либо меркантильных, политических, национальных, административных, патриотических или иных подобных соображений, любая церковная организация тут же утрачивает свой первоначальный смысл! А ее отказавшиеся иерархи, клирики и их несчастная, зачастую ничего не подозревающая паства оказываются в разрыве с Вселенским Телом Христовым, в разрыве с Духом Истины (уходят в т.н. "раскол"). И это неизбежно, поскольку по слову Христа:

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть." Мф 6:24

____________

см. так же: "Церковь и Деноминация*: В чем сходство и в чем различие?"

Как будет установлен подлинный Мир в Российской Церкви (мысли о будущем Всероссийском Соборе)