Исследование СберМаркетинга показало, что лишь 27% россиян, работающих в гибридном формате (чередование работы из дома и в офисе), испытывают чувство одиночества несколько раз в месяц или чаще. Для сравнения, среди всего населения этот показатель составляет 59%. Основной целью исследования было выявление различий между людьми, часто испытывающими одиночество, и теми, кто сталкивается с ним реже, в зависимости от формата работы.
Исследование выявило тенденцию: люди, работающие в смешанном режиме, реже чувствуют себя одинокими. Анализ показал, что в этой группе доля тех, кто ощущает одиночество несколько раз в месяц или чаще, значительно ниже по сравнению с работающими только удалённо или только в офисе. Это подтверждает, что смешанный формат работы помогает людям соблюдать баланс между социальной активностью и личным временем.
Работа в гибридном формате позволяет сотрудникам компаний видеть коллег и других людей, что снижает чувство одиночества, а также создаёт условия для проведения большего количества времени с близкими. Этот гибкий подход становится всё более популярным, поскольку способствует улучшению эмоционального состояния работников.
Однако у удалённой работы есть и свои недостатки. Около 44% опрошенных отметили, что при работе из дома им не хватает практического взаимодействия с коллегами — проще что-то обсудить, посоветоваться, быть в курсе рабочих новостей. 39% респондентов признались, что им не хватает присутствия других людей рядом во время работы из дома. Это подчёркивает важность личного взаимодействия даже в условиях удалённой работы.
Онлайн-коммуникации стали важным элементом рабочего процесса. Половина опрошенных (50%) считают, что онлайн-общение полностью заменяет личные встречи, что свидетельствует о высокой степени адаптации общества к новым условиям за последние годы. Однако, среди тех, кто работает исключительно офлайн, лишь 34% согласны с этим утверждением. Это показывает, что те, кто работает в офисе, менее оптимистично относятся к возможности полного замещения личных встреч онлайн-коммуникацией.
По данным Работа.ру, в этом году 60% российских компаний предоставляют своим сотрудникам возможность работать удаленно. Из них 32% предлагают гибридный формат работы, а 28% — полностью удаленный. При гибридном формате необходимо обеспечивать возможность спонтанной коммуникации, планировать неформальные встречи и в офисные дни оставлять время не только для совещаний, но и для работы, во время которой коллеги могут общаться лично. Также 63% опрошенных представителей бизнеса следят за психологическим здоровьем своих сотрудников. Из них 41% регулярно общаются с сотрудниками, чтобы понять их эмоциональное состояние, в 17% случаев HR-специалисты проводят личные беседы, а 5% организаций используют внутреннее анкетирование.
Кроме того, 81% опрошенных россиян хотели бы перейти на удаленную работу на лето. Среди них чаще всего встречаются работники финансовой отрасли (91%), IT-специалисты (90%) и сотрудники сферы образования (85%). Основным мотивом для перехода на удаленку стала возможность самостоятельно распоряжаться своим временем (67%). На втором месте по популярности оказалась экономия времени на дорогу до работы (59%), а на третьем — отсутствие затрат на поездки и питание (48%).
Методология исследования
Опрос был проведен в мае 2024 года на репрезентативной выборке, соответствующей полу и возрасту населения России старше 18 лет. Метод исследования включал опрос, в котором респондентам нужно было оценить частоту испытываемого чувства одиночества. В опросе приняли участие 600 человек. На основе их ответов участников разделили на две группы: те, кто чувствует себя одинокими несколько раз в год и реже, и те, кто испытывает одиночество несколько раз в месяц и чаще.