Я путешествую часто и много - иногда уже кажется, что в самый раз, и больше уже и не нужно, а иногда кажется, что хочется чаще куда-то нестись через полстраны или полмира. В одну из зим я встречал Новый Год в Нюрнберге, что в Баварии. Город известен всем россиянам по названию процесса над рядом военных преступников, но речь пойдёт не о них. Чем обычно запоминается место или человек - ну, зачастую чем-то неприглядным, или шокирующим - и реже чем-то выдающимся и позитивно повлиявшим на мир.
Ночью я прошёлся по улицам и площадям, посмотрел, как город, наполненный жителями, празднует, и ушёл спать, а утром - я хотел пораньше встать и посмотреть город, свободный от людей.
1 января, 8 утра по местному времени - и вот я уже на улицах города. Отель находится сразу у городской стены, 20 метров - и я внутри в юго-западном углу. Вчера ночью тут было страшно шумно, многолюдно, толпы толпы толпы - я сбежал сразу, не разбирая что вокруг, благо - особо на что смотреть в этом кусочке не было - дома, витрины. Утром же на улице не было никого - городская стена, окна домов и мостовая со следами вчерашнего праздника. Почти никого.
По улице шёл одинокий человек - черноволосый мужчина - мигрант во втором или третьем поколении - в чёрной куртке, он держал руки в карманах, голову прятал вниз, и шёл, шёл, шёл по улице. Иногда он останавливался, смотрел в витрину, его передёргивало - словно он увидел там что-то до жути неприятное - и он шёл дальше. Дойдя до конца улицы, он развернулся и двинулся в обратный путь, также останавливаясь перед витринами, вглядываясь в их недра, передёргиваясь всем телом от колен до ушей и уходя дальше.
Он выбирал. Он выбирал между очень страшными и очень огромными и ещё более страшными и ещё более огромными предложениями. Предложений было всего три - все остальные витрины были пусты - и каждое из трёх окон предлагало...
...предлагало мир увеселений. Фотографировать там нельзя, как оказалось - но пару фото я сделал. Номера домов с сердечками, красный цвет Erdgeschoß - нулевого этажа - огромные, подсвеченный красным светом витрины, в глубине которых демонстративно стояли кровати, а на переднем плане "красовались" официально трудоустроенные сотрудницы, зазывающие страждущих погрузиться в мир грёз и фантазий.
Утром 1-го января этот мир, откровенно говоря, был явно измучен и потаскан. Все спали, но в этих трёх витринах была жизнь, и эти формы жизни были настолько огромны, что с трудом помещались в створ окон. Они устало улыбались тому одинокому, но очень страждущему мигранту, а тот никак не мог остановиться и определиться - какое же из предложений ему менее омерзительно?
Впечатления же от увиденной картины чётко совпадали со скульптурами, живущими по всему городу, пересекающиеся с творчеством и жизнью Альбрехта Дюрера - в них отражалась суетность этого мира, его грехи, проблемы семьи и брака, но также и современная повестка - призыв против разрушения окружающей среды, войны и насилия.
Но всё же - Нюрнберг
Просто оцените масштаб влияния города на историю: Нюрнбергу тысяча лет, 800 лет назад он получил права имперского города, подчиняющегося непосредственно Императору Римской Империи;
в 1356 году император Карл IV издаёт в Нюрнберге важнейший имперский свод законов «Золотую буллу», в котором среди прочего регламентируются выборы императора, а вновь избранный император должен проводить первое заседание правительства в Нюрнберге;
в 1424 году император Сигизмунд издаёт постановление о том, что имперские регалии будут вечно храниться в Нюрнберге, что и было до XIX столетия, когда они под угрозой французского вторжения были перевезены в Вену;
в XV-XVI. Нюрнберг был центром немецкого Возрождения, ремесленной и художественной столицей центральной Европы, в типографии Петреуса впервые напечатали революционный труд Коперника «О вращении небесных сфер, в городе изобрели карманные часы и глобус;
в 1927 году в Нюрнберге состоялся первый съезд Национал-социалистической рабочей партии (НСДАП), так как Гитлер считал, что готическая архитектура Нюрнберга наиболее полно воплощает германскую культуру - и здесь же происходил самый громкий и известный судебный процесс XX века.
Но для меня Нюрнберг - родина Альбрехта Дюрера и всего, что связано с этим художником, входящим в мой личный топ.
===============
Больше о путешествиях здесь