Найти тему

Теория поколений: в чем мы разные и в чем мы похожи

Последние два века истории нашей планеты сопровождаются уникальными по масштабам и скорости переменами во всех сторонах жизни общества. В это время разница между социумами разных десятилетий оказывается большей, чем до начала промышленной революции — разница между веками, а в каких-то аспектах и тысячелетиями. Человек 1910-х и человек 1960-х — очень разные люди. Более разные, чем человек XII и XIV веков, хотя эти десятилетия находятся в пределах одной человеческой жизни.

Конфликты и недопонимания между поколениями явление не новое. Но именно сейчас все чаще слышны опасения, что между современными подростками и всеми остальными действительно может образоваться гигантский разрыв — во взглядах, привычках и образе жизни. Чтобы понять более молодых, «новым взрослым» можно обратиться к теории поколений, которая уже описала и разложила по полочкам мышление и поведение людей, родившихся и выросших в разные периоды.

В современной России концепцию Теории поколений взяли на вооружение маркетологи и HR-специалисты, хотя первые исследования проводились еще в СССР в рамках социальной и культурной антропологии. На сегодняшний день отечественный концепт данной теории представляет Российская школа теории поколений Rugenerations.

На основе данных о поколениях часто строятся стратегии привлечения и удержания, и не важно, идет ли речь о покупателях продукции известной компании, о найме профессионалов в организацию или о работе с электоратом перед выборами.

В основе любой такой стратегии лежат знания о целевой аудитории. Поэтому задача теории поколений — обрисовать крупными мазками группу людей, которую необходимо привлечь, выявить их общие черты и шаблоны поведения.

Далее мы будем знакомиться с характеристиками каждого поколения. И скорее всего вы будете автоматически сверяться с собой или заметите, что далеко не все ваши паттерны поведения соответствуют описанию того поколения, к которому вы относитесь «по паспорту». Это нормально. Потому что Теория поколений призвана систематизировать знания о человеческом обществе, а потому исследователи выявляют «усредненные» черты его представителей.

В отличие от психологов, у них нет задачи изучать частные случаи, объяснять индивидуальные особенности и скрупулезно анализировать исключения. Исследователь поколения должен построить модель среднестатистического человека. Поэтому нет ничего странного в том, что одни ее признаки вы у себя найдете, а других не обнаружите.

Итак, Теория поколений - это концепция, предполагающая, что каждое поколение людей имеет уникальные характеристики, ценности, убеждения и поведенческие особенности, которые определяются их социальной и исторической средой. Изучение теории поколений помогает нам лучше понять, как формируются и эволюционируют общественные представления и сменяются ценности из поколения в поколение.

Поколения и их ценности

Сегодня в населении планеты представлены 6 поколений:

  1. «Молчаливое поколение» 1925-1943 г.р.
  2. Беби-бумеры 1944 - 1963 г.р.
  3. «Икс» (Х) 1964-1984 г.р.
  4. Миллениумы (Y, игрик) 1985-2002 г.р.
  5. Хоумлендеры (Z, зет, зумеры) 2003 - 2012 г.р.
  6. Альфа 2012 г.р. -н.вр.

Наиболее активны сегодня представители трех поколений: Беби-бумеры, «Иксы» и поколение Миллениум. Люди, которые родились на стыке поколений (плюс-минус три года от граничных дат), относятся к так называемому эхо-поколению. Они обладают ценностями и той, и другой группы.

Поколения формируют три основных фактора:

Первый – большие события-воспоминания, например Олимпиада-80 или Игры-2014, полет человека в космос 12 апреля 1961, 1-3 сентября 2004 года. Эти события на слуху у всех детей двора (района, города, страны, мира).

Второй фактор – набор сообщений общества: миру – мир, пятилетка в четыре года, голосуй сердцем. Следующее за «игриками» поколение «зет» растет, слушая про инновации, высокие технологии, стартапы, финансовую грамотность.

Наконец, третий фактор – воспитание. Цели у родителей разных поколений в общем и целом похожи, но акценты делаются на разных вещах и используются разные слова. К примеру, раньше детей учили «быть храбрыми». Теперь учат тому, как «постоять за себя», «быть лидером». Иксы дают детям возможность учить иностранные языки – в их время это был пропуск в мир успеха, а Миллениумы считают важным учить потомков искусству коммуникации (хотя и иностранному языку находится место). Беби-бумеры и Иксы сетуют, что «Миллениумы читают мало книг, а сами Миллениумы используют для развития совсем другие форматы – путешествия, общение, видео, электронные устройства.

Перечислять можно долго, но мы уже подобрались к одному из важных источников формирования ценностей того или иного поколения. Ценностями поколения становится то, что в дефиците. Во времена детства беби-бумеров книги были редкостью – и они до сих пор крайне важны. «Иксы» никогда не откажутся от лишнего блокнота или ручки, а миллениумы, хоть и растут в профиците электронных устройств, как правило, не получают достаточно живого общения – а потому стремятся поделиться с миром каждым своим переживанием.

Как мы узнаем, что именно было в дефиците у того или иного поколения? Как не ошибиться, например, в разговоре с родителями или наследниками? Очень просто: слушайте собеседника и себя. Рано или поздно и у вас, и у него возникнут претензии к системе ценностей оппонента. Ниже – подсказка с перечислением основных поколенческих претензий.

-2

Чтобы лучше понимать Молчаливое поколение, достаточно вспомнить некоторые условия, в которых формировалась большая его часть: влияние мирового экономического кризиса, голод 20-30-х годов, попытки индустриализации и коллективизация, пятилетки и социалистические соревнования, Великая Отечественная Война и Победа в ней, строгая цензура, доносы; обучение грамотности, ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, начало противостояния СССР-США, открытия в области техники и технологий и др.

Если посмотреть на приведенные выше события, то время для формирования Молчаливого поколения было трудным. Надо было быть очень осторожными и в своих действиях и в выражении своих мыслей, т.к. снаружи было много угроз и опасностей. Это одна из причин, по которой это поколение называется Молчаливым.

Ценности людей Молчаливого поколения:

«Уважение закона и порядка, законопослушность»: для этого поколения Закон является непререкаемым авторитетом, а приказ, распоряжение руководителя (официального лица) является достаточным основанием для его выполнения.

«Коллективизм»: если хотите донести свое обращение до всех сразу, то надо обращаться к Коллективу. И обязательно использовать это слово. Коллектив – привычная форма работы и проведения досуга и для детей и для взрослых.

«Много работать – норма»: Если нужно больше поработать, представителей Молчаливого поколения уговаривать не нужно. Для них много работать – норма.

-3

Беби-бумеры часто упрекают молодежь в нехватке амбиций: в их собственном детстве страна ставила большие цели, это вылилось в ожидания, что и наследники будут стремиться стать первыми, лучшими, двигать страну вперед. Если наследник Беби-бумера временно не работает, для родителя это некомфортно, ему мерещится призрак слова «тунеядец». Ребенок для Беби-бумера – проект или программа, за реализацией которого он весьма внимательно наблюдает. Так что если Беби-бумер спрашивает, как у вас дела, ему действительно нужно это знать: только так он поймет, в правильном ли (по его мнению) направлении вы движетесь.

Ценности Беби-бумеров:

  1. Команда (спортивная)
  2. Быть молодыми
  3. Большие цели и амбиции
  4. Победа
  5. Долгосрочные планы
  6. Быть вовлеченным
  7. Новости и быть в курсе
  8. Статус
-4

Иксы выросли в условиях большой автономности – никто не указывал, когда, где и что делать. Выжить сначала на улице, потом в мире свободы и изменений им помогал профессионализм и стремление досконально вникать во все, чем они занимались, а также налаживание полезных связей. Эмоции же, наоборот, портили дело. Поэтому основная претензия гиперответственных «иксов» к наследникам – их легковесность, стремление все попробовать, не задерживаясь подолгу на одной работе, излишняя эмоциональность и несерьезный, по мнению иксов, настрой.

Ценности Иксов (X)

  1. Профессионализм
  2. Уникальность
  3. Свобода выбора
  4. Равноправие
  5. Изменения как стиль жизни
  6. Неформальность
  7. Супер-ответственность
  8. Личное общение
-5

Миллениумы формировались в обстановке заявленных проблем социума и экологии, поэтому для них важными являются забота об окружающем мире, интеграция России в мировое экономическое пространство. Они со своей стороны упрекают компании в том, что они недостаточно занимаются решением этих проблем, а к родителям и руководителям-Иксам есть вопросы — особенно часто жалуются на нехватку обратной связи и информации на работе, и в семейном кругу. А «игрикам» нужны нюансы, они хотят понимать, над чем стоит еще поработать, а где и так все хорошо, им важно делиться тем, что они испытывают. А Беби-бумеры, по мнению Миллениумов, слишком обстоятельны и медлительны.

Ценности Миллениумов (Y)

  1. Позитив
  2. Быть влиятельным и делать лучше свою страну, мир
  3. Современность
  4. Визуальное качество
  5. Быстро
  6. Публичный успех
  7. Быть на связи в сети
  8. Партнерство
  9. Вкладываться в экологичность
-6

Уникальность поколений Z отражают другие названия — «зумеры», «цифровые люди», «цифровые аборигены». Это первое поколение в России, родившееся и выросшее в среде цифровых технологий. Они с ранних лет умеют пользоваться смартфонами и не представляют мира без интернета. Они являются частью глобального сообщества, видят весь мир и могут показать себя всему миру, нажав кнопку записи видео на своём смартфоне.

Исследователи говорят, что поколение ещё находится в процессе формирования и определения своих ценностей. Однако многие черты уже проявляются. Интересно сравнение Z-ов с молчаливым: согласно теории, между этими поколениями много общего. Наиболее очевидными сходствами являются опосредованные знания о мире, одиночество и осторожность.

Ценности Хоумлендеров (Z)

  1. Приоритет науки
  2. Вкладываться в искусство и творчество
  3. Заботиться о здоровье всю жизнь
  4. Безопасность
  5. Дом и комфорт в нем
  6. Семья – основа всего
  7. Культура еды и вкуса
  8. Разнообразие во всем
  9. Любимое дело

Соседние поколения всегда наиболее конфликтные. Лучше взаимодействие идет через поколение, так как у них похожие этапы экономического цикла. Но главный вывод таков: конфликт поколенческих ценностей – это не конфликт людей, ничего личного здесь нет.

Конечно, поколенческие ценности – лишь один из видов индивидуальных ценностей, личность всегда будет сложнее, чем абстрактный Икс или Миллениум. Способность слушать, спрашивать, анализировать более важна, чем умение быстро (по паспорту) определить, в какое поколение вписан ваш собеседник. Однако Теория поколений ценна тем, что «работает» во множестве ситуаций во всем мире. А значит, скорее всего, сработает и для вашей семьи или работы.