Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 19 июня в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1698 год. Император Священной Римской империи германской нации Леопольд I Габсбург принимает в своей летней резиденции Петра I
Встреча в Вене состоялась на завершающей стадии Великого посольства русского царя в Европу. Петр страстно желал увидеть императора, которого чтил как правителя самой великой европейской державы. Ни один другой монарх Европы не вызывал у него такого почтения. Они были союзниками, и Петр рассчитывал, что эта встреча поможет закрепить за Россией отвоеванные у турок Азов и Таганрог. Он также надеялся уговорить императора продолжить войну с турками, пока те не согласятся уступить России Керчь, без которой русские оказывались запертыми в Азовском море. Однако все свелось к 15-минутному обмену пустыми любезностями. Опытность и хитрость 58-летнего Леопольда, «закованного в церемониал, как в броню», взяли верх над энергией 26-летнего Петра. Русский царь был в бешенстве. Увидев в пруду придворного парка лодку, он схватил весла и некоторое время неистово греб, восстанавливая душевное равновесие. Наблюдавшие за этим зрелищем придворные хохотали от души.
Долгие переговоры в Вене не дали результата — Австрия отказывалась включать в требования договора с Османской империей передачу Керчи России и предлагала согласиться на сохранение уже завоеванных территорий. Однако это перечеркивало усилия по обеспечению выхода к Черному морю.
Следующим пунктом в маршруте Великого посольства значилась Венеция, но известие о стрелецком бунте нарушило планы Петра, заставив его вернуться в Москву.
1809 год. Боргоский сейм утверждает образование Финского государства и вхождение его в состав России на правах автономии
Территорию Финляндии Россия заняла в ходе войны со Швецией, которая на момент созыва сейма в Борго (ныне Порвоо) еще продолжалась. В этой ситуации российский монарх пытался заручиться лояльностью финляндского населения, а местные элиты — обеспечить наиболее выгодные условия для вхождения их земель в состав России, в победе которой над Швецией уже никто не сомневался.
Утвердив документы о вхождении Великого княжества Финляндского в состав Российской империи на правах широкой автономии, Боргоский сейм, в работе которого участвовали представители всех сословий, фактически создал национальное государство для финского народа, до этого находящегося в колониальной зависимости от шведской короны. Началось формирование финской нации, подъем интереса к финской культуре, финскому языку.
Александр I не стал применять к новой территории империи методы грубой колонизации. Царь заявил, что сохранит «религию, коренные законы, права и преимущества» финнов, а конституция финской автономии не подлежит отмене и ограничению. Великое княжество Финляндское превратилось в аналог современных свободных экономических зон. Собираемые там налоги пускали на развитие своего края. Плюс финны имели право на беспошлинную торговлю с русскими территориями и возможность устанавливать прямые контакты с Западом. Вплоть до 1917 г. они пользовались правами, о которых прочие подданные российского императора могли только мечтать. С конца XIX века на территории Финляндии находили убежище многие русские революционеры, включая Ленина.
1899 год. Утверждением Монетного устава в России завершается реформа министра финансов Сергея Витте
Реформа установила твердый курс рубля и его свободный обмен на золото. В стране вводились монеты и купюры достоинством от 0,5 копейки до 100 рублей («катеньки»). Пяти- и десятирублевые монеты столичные острословы того времени окрестили «матильдорами» (по имени супруги Витте) и «виттекиндерами».
Довольно быстро реформа Витте укрепила внешний и внутренний курс рубля, в страну стали стекаться капиталы (как российские, так и заграничные) благодаря оздоровленному инвестиционному климату.
«Я совершил денежную реформу так, что население России совсем и не заметило ее, будто ничего не было, – позже вспоминал Витте. – И ни единой жалобы! Ни единого недоразумения со стороны людей!» Отцы денежных реформ в советский и постсоветский период, видимо, многое бы дали, чтобы иметь возможность повторить слова графа Витте.
1934 год. Москва торжественно встречает героев Арктики – челюскинцев и их спасителей – летчиков, ставших первыми Героями Советского Союза
Фотограф Анатолий Егоров, Москва, улица Горького (сейчас Тверская). 19 июня 1934 года. Фото с сайта «История России в фотографиях»
«Пройдут десятилетия, но всенародного праздника 19 июня 1934 года не забудет Красная столица. Пройдут десятилетия, но не померкнет подвиг советских летчиков», – этими словами открывался на следующий день номер «Правды».
Из книги Сергея Семанова и Владислава Кардашова «Иосиф Сталин: Жизнь и наследие»:
«Столица была украшена флагами и транспарантами. Десятки тысяч людей ждали героев у вокзала и еще больше – на улицах. Машины с челюскинцами были буквально засыпаны цветами. На Красной площади – демонстрация. Герои выстроились у Мавзолея. Руководители партии и правительства обошли их строй, поздоровались с каждым, а затем пригласили всех подняться на трибуну Мавзолея. Получилось так, что впереди оказались челюскинцы и летчики, а члены правительства – позади. Ляпидевский сказал Сталину, что, мол, вышло неладно. – Стойте здесь, – засмеялся Сталин, – мы всегда здесь стоим, нас все знают и видят. Постойте теперь вы!»
Зрелищной кульминацией устроенного в честь героев праздника стал воздушный парад, на котором демонстрировались достижения советской авиации. У всех, смотрящих в московское небо, захватило дух, когда над Красной площадью появился краса и гордость советского авиапрома АНТ-20 «Максим Горький» в сопровождении казавшихся крохотными на его фоне истребителей И-5. Восьмимоторный гигант с размахом крыльев в 63 м, впервые поднятый в небо летчиком-испытателем Михаилом Громовым всего за два дня до парада, был на то время самым большим самолетом в мире. На трибуне мавзолея вместе с руководителями страны за полетом огромной машины наблюдал и человек, чье имя носил самолет, Максим Горький.
1939 год. На экраны СССР выходит первый украинский цветной фильм Николая Экка «Сорочинская ярмарка»
На тот момент на счету режиссера уже было создание первого звукового советского фильма «Путевка в жизнь» (1931) и первого цветного советского фильма «Груня Корнакова» (1936). Для украинского цветного кинодебюта Экк выбрал в качестве литературного источника, возможно, самое показательное, наиболее украинское произведение Николая Гоголя «Сорочинская ярмарка». Выход одноименной картины приурочили к 130-летию со дня рождения писателя.
Создатели фильма первыми на Киевской киностудии применили бипачный метод, при котором съемка велась одновременно на две кинопленки, сложенные эмульсиями друг к другу – в результате лента обретала цвет. Для съемок использовали пленку отечественной фабрики «Свема». И после выхода картины критики отмечали «многокрасочную симфонию пейзажей и натюрмортов, которые иногда даже оттесняли на второй план сюжетную канву повести», и удачное музыкальное сопровождение. Колоритную украинскую музыку написал уроженец Одессы композитор Яков Столляр.
Вообще критика благосклонно приняла эту музыкальную комедию, сразу полюбившуюся публике. За «Сорочинскую ярмарку» Экка наградили орденом Трудового Красного Знамени. Но эта кинолента стала и последней для него на долгие 24 года. В 1941-м, когда режиссер работал в эвакуации над фильмом о чехословацком сопротивлении, его приказом начальника Комитета по делам кинематографии при СНК СССР отлучили от режиссерской работы в кино за срыв графика съемок, расхлябанность и низкий идейный уровень отснятого материала. После этого Экк работал театральным режиссером в Средней Азии, не имея ни своего жилья, ни нормальных доходов.
Несмотря на все былые заслуги, вернуться к любимому делу ему не позволяли. Сильно настаивать он не мог, так как был за ним один грешок, еще до войны вскрытый сотрудниками НКВД. Оказывается, Экк жил под чужой фамилией и выдавал себя за другого. А настоящее его имя – Юрий Ивакин. В 1916 г. Юрий был призван из университета в школу прапорщиков и после служил в 110-м полку Русского экспедиционного корпуса в Персии. Вернувшись в 1918 г. в Москву, он на учет как бывший офицер царской армии не встал, а призыв проигнорировал. Легализоваться ему помог знакомый доктор Казимир Экк – дал метрическую выписку своего сына Николая. Так Ивакин стал Экком, помолодев на шесть лет. Под этим именем поступил в Московский университет и позже связал свою жизнь с кинематографом.
Вернуться в Москву после среднеазиатской опалы Экк смог только после того, как в 1951 г. решился обратиться с письмом к главному партийному идеологу и серому кардиналу Кремля Михаилу Суслову. Экк снял еще три картины в 1960-х годах, но главные его фильмы все же остались в прошлом. Умер он в 1972 г.