Когда вы слышите слово "манга", что приходит вам на ум? Возможно, красочные графические романы с захватывающими сюжетами и яркими персонажами. Но знаете ли вы, что буквально "манга" (漫画) в японском языке означает "любопытные" или "причудливые рисунки"? В XIX веке это слово имело именно такое значение.
В 1814 году знаменитый японский художник Кацусика Хокусай (автор «Большой волны»🌊, которая даже есть в эмодзи) опубликовал первый том своих рисунков под названием "Хокусай манга". Этот сборник стал настоящей сенсацией и заложил основу для того, что мы сегодня называем мангой. Хокусай был мастером своего дела, и его работы поражали воображение зрителей своим уникальным стилем и детализацией.
Интересно, что "Хокусай манга" не была комиксом в современном понимании. Это был сборник причудливых изображений, которые отражали повседневную жизнь, природу и фантазию художника. Тем не менее, влияние Хокусая на последующих художников было огромным, и его работы стали важной частью японской культурной традиции.
Когда в Японии впервые вышел том манги Хокусая "Передающие дух и раскрывающие форму вещей" (Denshin kaishu) или "Случайные рисунки Хокусая", никто не ожидал такого фурора. Книга мгновенно стала бестселлером и завоевала сердца тысяч читателей, став самой продаваемой книгой своего времени.
Популярность этой манги была настолько велика, что в течение следующих 64 лет было выпущено еще 14 томов. Интересно, что последние три книги серии увидели свет уже после смерти Хокусая в 1849 году, когда ему было 89 лет. Две из этих книг были составлены из неопубликованных набросков мастера, которые издатель нашел в его архивах. Последний том представлял собой сборник ранее опубликованных рисунков Хокусая и работ других художников.
Однако этот последний том вызвал неоднозначные отзывы среди искусствоведов. Многие считают его попыткой нажиться на продолжающейся популярности Хокусая в конце XIX века. Тем не менее, нельзя отрицать, что работы великого мастера продолжают вдохновлять и восхищать людей по всему миру.
В предисловии к первому тому 1812 года художник Хансю Сандзин рассказывает удивительную историю создания одной из самых известных книг Хокусая. Все началось с визита великого мастера к своему коллеге и впоследствии ученику Геккотэю Бокусэну в Западных провинциях. Там, вдохновленный красотой местных пейзажей и атмосферой творчества, Хокусай создал 300 спонтанных рисунков, каждый из которых отражал его уникальную теорию искусства.
Но как же эти наброски превратились в книгу? Возможно, именно Бокусэн, который впоследствии стал учеником Хокусая, предложил эту идею легендарному издателю Эйракуя Тосиро. Мы точно знаем одно: Бокусэн активно участвовал в процессе создания книги. Их задача была не из легких — упорядочить разрозненные рисунки мастера и создать гармоничный дизайн страниц.
Однако сам мастер поначалу не был в восторге от этого проекта. Почему же он согласился? Ответ кроется в тяжелых жизненных обстоятельствах.
До 1812 года Хокусай жил безбедно благодаря щедрому пособию от своего старшего сына, наследника богатой семьи зеркальщиков Накадзима. Но трагическая смерть сына лишила художника этого источника дохода. В этот трудный момент на сцену вышел издатель Эйракуя Тосиро. Он убедил Хокусая, что публикация его рисунков может принести столь необходимые деньги.
Несмотря на первоначальные сомнения, Хокусай оказался доволен результатами. Книга не только обеспечила ему финансовую поддержку, но и получила признание критиков. Воодушевленный успехом, художник продолжал работать над этой серией до самой своей смерти в 1879 году.
В манге Хокусая мы погружаемся в "изображения всего, что видел Хокусай или что было задумано его умом" (из предисловия к третьему тому). Эти страницы полны жизни: здесь можно увидеть людей в самых разнообразных ситуациях, экзотических животных, птиц и даже мельчайших жуков. Божественные существа и призраки соседствуют с величественными пейзажами и детализированными изображениями листьев и цветов.
Это целый мир, где архитектура и предметы быта превращаются в произведения искусства, создавая почти энциклопедическую коллекцию тем в пятнадцати томах манги. И то, что вы видите здесь, — лишь малая часть из тысяч изображений, созданных гениальным умом Хокусая.
В начале XIX века манга Хокусая стала не только популярной в Японии, но и сыграла ключевую роль в формировании образа Японии на Западе. В 1831 году немецкий врач Филипп Франц фон Зибольд включил множество изображений из манги Хокусая в свою книгу "Nippon: Archiv zur Beschreibung von Japon", представив западной аудитории уникальные аспекты японской культуры.
Однако настоящий прорыв произошел в 1854 году, когда работы Хокусая привлекли внимание таких выдающихся художников, как Эдуард Мане и Феликс Бракемон. Эти мастера, а также ранние импрессионисты, были очарованы японским искусством. Сохранились наброски Мане и Бракемона, которые почти точно воспроизводят иллюстрации Хокусая.
Эти случайные наброски стали катализатором для широкого интереса к японской ксилографии. Влияние Хокусая распространилось далеко за пределы его родной страны, вдохновляя западных художников и оставляя глубокий след в мировой художественной традиции.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
• Три факта о «Большой волне» Хокусая
• Сестра поэта, мастер ткани: история Людмилы Маяковской
• Как Элизабет Виже-Лебрен эпатировала французское общество своей улыбкой
• Истории известных картин, которые по ошибке были повешены вверх ногами
• Скрытые шутки в голландских произведениях искусства
Понравился текст? Поддержите меня лайком ❤
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты❗