Мы живём в такое время, когда перспектива обязательной регистрации одноместных вёсельных лодок, надувных крокодильчиков - дельфинчиков и прочего эдакого снаряжения уже не кажется такой уж и нереальной. А ситуация, при которой все точно знают, что “невозможное возможно” чревата обилием всяких конспирологических версий. Впрочем, поводы для слухов и интерпретаций рождаются не только в пучине анонимных “источников” в интернете, но и обильно выдаются на гора вполне себе официальными инстанциями.
Вот и в конце 2023 года медиасферу начало “подколбашивать” на тему формулировок правительственного законопроекта о безопасности людей на водных объектах. Что же так взбудоражило “околоводную” общественность?
1. Якобы, необходимость государственной регистрации вёсельных лодок и чуть ли не пляжных девайсов. Подчеркнём, НИЧЕГО в формулировках правительственного законопроекта на это не указывает. Скорее, наоборот - в определение маломерного судна добавилось понятие “самоходное”, что наоборот, устранят возможность каких - либо разночтений. Так что весь “хайп” вокруг регистрации автомобильных камер и плотов в качестве маломерных судов оставим на совести “лидеров мнений”.
2. Куда более чувствительным (и имеющим под собой основания) моментом стало “выпадение” из законопроекта пункта, конкретизирующего порог требований к маломерному судну, после которого лодка подлежит обязательной постановке на учёт, а значит и соответствующему налогообложению. Напомним, что сейчас это - вес плавсредства от 200 кг (судно + мотор) и мощность мотора свыше 8 кВт (10,88 л.с). Превышение каждой из этих характеристик является поводом для обязательной регистрации судна. И вот эти пороговые цифры в новом законопроекте отсутствовали, что заставило напрячься владельцев маломощных бензиновых и даже электрических троллинговых моторов. Ну а что - формально твоё судно самоходное, так что регистрируй его и плати налоги. В этом пункте ясно, что не ясно, поэтому я решил обратиться за разъяснениями к начальству ГИМС своего региона. Почему к нему, а не к юристам? Да потому, что мне интереснее правоприменительная практика, а не трактовки формулировок, ибо таковы наши реалии, ну с моей точки зрения, во всяком случае. Итак, далее близко к тексту.
● Законопроект будет принят в правительственных формулировках с вероятностью стремящейся к 100%.
● Основной “цимес” этого документа - централизация полномочий в пользу МЧС от местных органов власти (режим судоходства, контроль безопасности и т.п.).
● И главное - базовые параметры для обязательной государственной регистрации судов устанавливаются ГИМС, и могут быть оформлены соответствующим ведомственным актом (в текст закона их могут и не вписывать). О каких либо изменениях по части мощности мотора и веса судна на перспективу до 2025 года моему собеседнику ничего не известно. Нет у него и прогнозов на более долгосрочную перспективу - “Поживём, увидим, пока о каких-то изменениях речи не идёт и задача “обилетить” всех не ставиться”- за что “купил”, за то и “продаю”.
Итак, на сегодняшний день и ближайшую перспективу.
Маломерное судно - это самоходное (согласно новому закону) судно любого типа длиной до 20 метров с количеством людей на борту которого не должно превышать 12 человек.
Регистрации в ГИМС МЧС РФподлежат плавсредства весом более 200 кг (вес маломерного судна + мотор) или мощностью мотора свыше 8 кВт (10,88 л.с). Маломерное судно должно быть зарегистрировано, даже если одно из требований уже соответствует плавсредству/ мотору. На постановку на учет отводится месяц с даты покупки (обретения прав собственности) плавательного средства.
Не подлежат регистрации в ГИМС МЧС РФ •
● Шлюпки, другие принадлежности судна.
● Спортивные парусные суда длиной не более 9 метров, не имеющие двигателя, оборудованных мест отдыха.
● Другие плавсредства весом до 200 кг/ мощностью мотора до 8 кВт.
Документы для регистрации в ГИМС - заявление по установленной форме, страховой полис, гражданские паспорты владельцев, технический паспорт судна, документы, подтверждающие право собственности.
Налогообложение маломерного судна. ГИМС самостоятельно передаёт информацию о зарегистрированном судне в налоговую инспекцию. Налог на лодку уплачивается ежегодно.
Выводы (во всяком случае мои).
Появление в тексте нового закона определения “самоходное плавательное средство” и отсутствие чётких технических “отсечек” по массе лодки и мощности двигателя, несомненно оставляют ГИМС оперативный простор для изменения этих самых параметров без лишних законодательных проволочек. Иными словами, возможность расширения налогооблагаемой базы за счёт снижения регистрационного порога (например, 5 л.с. и 100 кг) выглядит вполне себе вероятной, в какой - то среднесрочной перспективе, но скорее всего не в 2024 году. Я так понял, что пока будоражить водномоторную общественность не хотят, но это не точно.
Да, и по части превышения штрафов. Опять почти цитата - “Не пейте, не нарушайте по части спасательных средств и опасного управления, и отдыхайте в своё удовольствие”. Подтверждаю - у нас ГИМС если и “лютует”, то по части “синих мореходов” и наличия спасательных жилетов, в остальном - каких то безжалостных придирок я не наблюдал. Хотя, может рыбаки - спортсмены им уже примелькались и не представляют интереса.
В общем, сезон 2024 отходим по старым правилам и будем надеяться на лучшее, будучи готовы ко всему.
Здоровья вам и вашему мотору и 7 футов под килем.