После отбытия моего какого-никакого, но ПК, я все же долго не решался протестировать, потянет ли мой ноутбук с AMD Ryzen 3 3250 with Radeon Graphics 2,60 GHz x4, 4 Гб ОЗУ из 2020 года эмуляцию японского ПК из 1982-2000 годов выпуска, чтобы игры работали нормально, не лагали, а ноутбук не перезагружался бы после 10 минут игры.
Оказалось, что может. Протестировать я решил на такой игре, как 46 Okunen Monogatari -The Shinkaron- (на русский язык можно перевести как История длиной в 4,6 миллиарда лет: Теория эволюции). Игра вышла в 1990 году под издательством Enix эксклюзивно для NEC PC-9801, а вот разработчики ее из Almanic Corporation, для куда большего количества даже кор-аудитории остаются неизвестными. Собственно, лично мне приходят от них только на ум Wonder Project J (которую я бы, однажды, хотел пройти и разобрать, концепт у нее интересный!), да очень годную, потрясную и, более постоянным читателям, знакомую Shin Nekketsu Kōha: Kunio-tachi no Banka 1994 года для Super Famicom.
Да, эти же разработчики создадут в 1992 году для Super Famicom игру E.V.O.: Search for Eden, которую смело можно назвать альтернативной версией 46 Okunen Monogatari -The Shinkaron- в плане геймплея. Но проходил я именно более диковинную версию, для более экзотической для наших широт платформы, в отличие от Super Famicom.
Сюжет игры написан самой жизнью, 4,6 миллиардами лет эволюции. Забавно звучит, но учитывая, что игра посвящена эволюционным процессам, это вполне себе логично. И поэтому, сюжетную развязку мы как бы тоже знаем, в общем и целом! Но если говорить про частную историю, то начинаем мы играть в подводном мире за доисторического, давным-давно вымершего телодуса, который был найден другими телодусами и приведен в место их обитания, в их стаю.
Когда главный герой подплывает к старейшине стаи, небо озаряет странная зеленая вспышка, после которой все просто с цепи срываются и хотят убивать. Старейшина, будучи не самым разумным представителем эволюционного развития (честно, я не специально, оно само так!), сходу обвиняет главного героя во всех этих бедах, от расправы над которым спасает только внучка старейшины, заступающаяся за ГГ. Смерть ему заменяют изгнанием. На прощание та самая внучка говорит нам о том, что ГГ ей симпатичен и она не считает его виновником всех бед, в отличие от остальных. С горечью попрощавшись и выразив надежду на то, что однажды они еще встретятся, наш телодус покидает своих недолгих друзей-спасителей.
Классическое синее диалоговое окно сообщает нам, что ГГ так никогда и не узнал о том, что ту самую стаю что-то ужасное выкосило наповал, и никого не осталось в живых.
И вот в процессе своего водного путешествия, наш телодус (или уже не совсем телодус, но об этом позже) встречает некую фею по имени Гайя (как иронично вплетается волшебное, религиозное с теорией эволюции!). Она говорит ему о том, что ГГ еще совсем недоразвит, но она верит в эволюцию и что именно он и изменит жизнь на планете, что они встретятся через всего каких-то 500 миллионов лет. И вот, продвигаясь от одной ступени развития к другой, сталкиваясь с разными предзнаменованиями от Гайи, сложностями, задачами и врагами, мы постепенно эволюционируем, узнаем, кто есть главное зло, как религиозное переплетается с научным, что эволюция – это не только и не столько про биологию, но еще и про социальные процессы, в отсутствии которых все миллиарды лет эволюции могут пойти к праху. В буквальном смысле.
Кроме того, игра, казалось бы, с не особо примечательным сюжетом, который может быть ну получше первых двух игр серии Dragon Quest или первых двух же Final Fantasy. В которой сюжет, буквально – это «голос сказал тебе иди туда, найди то и эволюционируй». И вот в этой игре есть (не буду раскрывать, в каких главах) есть посылы и рассуждения о космополитизме, идеи государства планеты Земля без национальных государств как о вершине эволюционного развития не только в биологическом, но и в ментальном плане, рассуждения о природе и катастрофических последствиях войн для каждой из сторон конфликта. Да, внезапно, такая, вроде бы непримечательная игра, про которую я сперва подумал в духе «ну что может быть интересного в игре про рыб и рептилий?», начинает играть новыми красками.
Что же можно сказать про геймплей игры? 46 Okunen Monogatari -The Shinkaron-, на самый первый взгляд, это типичная такая JRPG, которая является образом и подобием первых же Dragon Quest. Перемещение по карте, бои в отдельных диалоговых окошках, где у нас доступны атака, команды, число которых будет увеличиваться прямо пропорционально эволюционному развитию. Ближе к концу игры появятся еще и предметы, которыми можно будет пользоваться неограниченной количество раз (постоянный эффект до конца боя), но смысла в них не очень много. По сути, боевая система за редкими исключениями строится на спаме пробела по команде атаки, потому что большинство команд особо не нужны. Редкий раз восстановить здоровье, усилить урон по противнику, застанить его на пару ходов, или поднять свою защиту. Но я использовал это или попробовать, как работает, или пару раз действительно для дела.
С восстановлением здоровья, кстати, есть ловушка в том, что это пропускает фазу атаки у ГГ, и, как правило (а чем более дальние этапы эволюции, тем серьезнее), урона мы получаем больше, чем восстанавливаем. То же самое работает с хилом и у противника. Поэтому целесообразности в действии мало. Лучше начинать более здоровым бой, чем противник, и при условии, что вы сильнее его, он вам ничего не сможет сделать, даже если усилит защиту, застанит на ход-два. Причем, как я заметил, прописан ИИ в этом плане не очень хорошо, и многие противники начинают применять вышеописанные меры будучи почти при смерти, что уже им особо не поможет, а лишь подзатянет бой.
Но у игры есть и ряд отличий от Dragon Quest. Первое, что бросается в глаза, это вид сбоку. У нас нет как таковой карты, а перспектива перемещения и общая атмосфера, скорее, напоминает, Ecco the Dolphin. Но такое, продлится лишь до второй главы. Со второй главы и до конца у нас будет более привычный вид сверху.
Второе явное отличие от множества пошаговых, классических JRPG по типу Final Fantasy, Dragon Quest, Phantasy Star, является отсутствие случайных встреч. Все противники всегда видны, и мы понимаем, как можно уклоняться (но где-то вариантов не будет обойти без боя) от боя, кто конкретный перемещается поблизости с вами.
Еще одним интересным отличием от большинства JRPG того времени (да и нынешних нередко) является система прокачки. Здесь нет традиционного понимания повышения уровней за победу над противниками, желающими прервать эволюционный путь главного героя. За каждую победу мы получаем очки эволюции, которые можно потратить на одно из четырех направлений прокачки: мудрость (повышает эффективность навыков); живучесть (повышает количество хитпоинтов); атака (повышает наносимый урон); защищенность (снижает наносимый урон). Если повысить очки навыка до значения, указанного в скобках, будет предложено пойти по пути эволюции. Но в каждой главе у нас возможно только определенное значение в навыках. И повыситься тогда можно будет уже лишь после сюжетной эволюции, завершающей главу.
Эволюция может быть как горизонтальная, так и вертикальная. Первая, по сути, позволяет перейти к более выгодным вертикальным эволюциям, а вторая — улучшить свои характеристики. Но при эволюции нужно быть аккуратным. Если слишком эволюционировать на определенном этапе (например, из динозавра, из вирна в дракона), то можно получить ложную преждевременную концовку (и это за многие годы до Nier: Automata!). К примеру. та же эволюция в дракона приведет к тому, что найдутся герои-приключенцы, которые этого самого дракона и прикончат, что откати нас к предыдущему чекпоинту.
Да, так как игра для ПК, а не консоли на картридже, то сейвы в игре неограниченные и можно делать их в любое время в игре (кроме боя). Это существенно облегчает прохождение, и если не забывать сейвится, то сложностей вообще не будет, не придется терять драгоценные минуты геймплея.
А еще здесь отличие от более классических представителей JRPG заключается в том, что карта мира не является полноценно открытой. Эта игра из разряда невозвратных JRPG, где после завершения главы нельзя будет вернуться в предыдущие локации. Такое есть обычно в отдельных поселениях, но карта мира все же часто свободна для исследований.
Еще стоит отметить, что вариативность игры в плане эволюционных преобразований поражает. И чем ближе мы к финальной ступени эволюции — человеку, нам дадут более разнообразный набор. Можно будет эволюционировать из динозавра в неандертальца, эльфа. горгона, дварфа (он даже магию может кастовать!), человеко-ящера, или даже в на’ви с Пандоры (за 19 лет до того, как вообще выйдет Аватар Кэмерона).
Последнее, что хотел бы отметить, что в игре практически отсутствуют боссфайты. Исключением является главный антагонист сюжета — демоница Люцифер, с которой предстоит сразиться дважды, но оба боссфайта — худшее, что есть в игре. Вы начинаете первым, и, если не пройти с первого раза, то поняв, какая команда за что отвечает как в первом, так и во втором боссфайте, вы пройдете босса сразу же, затянув его в вечный стан и нанося по нему мощные атаки без ущерба для себя (ущерб от действий, к слову, есть, но не критичный и успеху не помешает никак).
Графически игра выглядит прелестно. Прелестная 16-битная ПК-графика PC-98 является одним из главных достоинств данной игры. Конечно, и близко не самая красивая игра на данном японском ПК, но выглядит все очень и очень достойно. Локации действительно разнообразны, сами карты тоже не похожи друг на друга. CGI-арты выполнены на очень достойном уровне. Да, игра не лишена графических багов, А еще не лишена графических обманок, которые кажутся, возможным путем, но на деле, представляет собой стену или до которой вообще нельзя добраться.
Саундтрек в игре, возможно, не самый многообразный, но запоминающийся, идеально показывает, какой момент в игре является забавным, какой — трагичным, какой — боевым, а какой — просто путешественно-прогулочным. Все же Сугияма Коити — бессменный композитор серии Dragon Quest (кроме готовящейся XII части) при жизни всегда был хорош в саундтреке. И какие бы противоречивые чувства сейчас я бы не испытывал по отношению к первым частям Dragon Quest (как и по отношению к личности Сугиямы, но это точно отдельная история). И этот саундтрек, будьте уверены, отложится в голове, как мне кажется, вне зависимости от того, понравится ли вам игра или нет. Репетативность этого самого саундтрека свое дело сделает.
___________________________________________
JRPG, которая не может называться образовательной в полной мере (за элементы фентези, фантасткики, выдуманных существ, о которых науке ничего неизвестно), несмотря на небольшую энциклопедичность в отношении реально существовавших животных.
Для меня это внезапный hidden gem, который я откладывал долго, хоть это одна из редких игр для PC-9801, которая на сегодняшний день имеет перевод на английский и (внезапно) португальский языки.
Да, игра определенно не самая разнообразная, не самая лорно привлекательная (ведь приятней играть в игру про каких-нибудь приключенцев и представлять себя на их месте, нежели представлять себя доисторической рыбешкой да каким-нибудь беспозвоночным), но в ней есть свое очарование, и эта игра даже заставляет задуматься над рядом вечных, актуальных проблем.
Если вы такой же любитель ретрогейминга, а особенно, всякой ретро-экзотики, то советую обратить внимание на игру. Несмотря на ее репетативность и не самое высокое разнообразие, она крайне залипательна.