Grumman G-21 Goose — гидросамолет-амфибия, разработанный в середине 1930-х годов американской авиастроительной компанией Grumman Aircraft Engineering Corporation. Хотя изначально он задумывался как междугородний транспорт для богатых бизнесменов, G-21 Goose довольно быстро был принят на вооружение несколькими странами во время Второй мировой войны. В последующие десятилетия он будет играть важную роль в качестве связующего звена между отдаленными поселениями в таких регионах, как северная Канада и южная часть Тихого океана.
История создания
Как гласит легенда, группа из 10 состоятельных бизнесменов с Лонг-Айленда во главе с Уилтоном Ллойд-Смитом и богатым американским финансистом и филантропом Э. Роландом Гарриманом обратилась к компании Grumman с просьбой предоставить им самолет-амфибию, который можно было бы использовать для перевозки с комфортом небольших грузов и пассажиров из Лонг-Айленда в Нью-Йорк, а затем обратно.
До этого бизнесмены для этих целей использовали "воздушную яхту" Loening Air Yacht, хотя ее конструкция была разработана 1920-ых годах, с учетом быстро развивающейся отрасли самолетостроения, к середине 1930-х годов она казалась сильно устаревшей. Первоначально мужчины обратились в Loening с просьбой о создании новой версии, но получили отказ и после этого отправились в сторону Grumman.
Поездки из Лонг-Айленда в Нью-Йорк не были особенно далекими с географической точки зрения, но из-за состояния дорог и того, что в 1930-х годах уже существовали проблемы с пробками, им могли потребоваться часы, чтобы въехать или выехать из города.
Самолет-амфибия совершал это путешествие намного быстрее: взлет и последующая посадка занимали от 15 до 25 минут, а на посадку и высадку тратилось еще всего несколько минут. К счастью, как для бизнесменов, так и для военных, Грумман согласился, и проект начал набирать обороты.
Grumman G-21 Goose
Когда в 1937 году была представлена окончательная версия самолета, это был первый в истории моноплан Grumman, первый двухмоторный самолет Grumman и первый самолет компании, вступивший в мир коммерческих авиаперевозок. Несмотря на длинный список новинок, G-21 Goose сразу же доказал свою ценность, а фундаментальная конструкция оказалась настолько надежной, что в конечном итоге были построены и сотни самолетов по всему миру.
Прозвище «Воздушная яхта», которое использовалось для более раннего проекта Loening, также использовалось некоторыми людьми для обозначения нового самолета Grumman, хотя эти две машины не имели общих частей и выглядели совершенно по-разному.
Ранние версии самолета будут оснащены парой 9-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 450 л.с., установленных на передней кромке крыла. Конструкция Goose была почти полностью металлической, тканевое покрытие, первоначально использовалось только на задней половине основного крыла, элеронах, рулях высоты и руля направления.
Самолет имел крейсерскую скорость 290 километров в час и дальность полета 1290 километров, что более чем достаточно для его прямого назначения. Более поздние версии будут оснащены более мощными двигателями, топливными баками большего размера и другими модификациями, обеспечивающими увеличенные характеристики как скорости, так и дальность полета.
Использование во время Второй мировой войны и послевоенные годы
Во время Второй мировой войны практически вся продукция Goose использовалась для военных нужд, в основном для Соединенных Штатов, однако Канада, Австралия, Великобритания и некоторые другие страны также применяли военные версии самолетов для транспортных, разведывательных, спасательных и учебных целей.
После войны самолеты в основном продавались частным лицам и корпорациям, многие из них использовались в качестве небольших авиалайнеров для полетов на отдаленные острова в Карибском бассейне, южной части Тихого океана, а так же для путешествий по северной Канаде и Аляске. Считается, что из 345 построенных самолетов около 30 до сих пор летают.