Найти тему
ОколоТехники

Grumman G-21 Goose - "маршрутка" для богатых бизнесменов 30-х годов

Grumman G-21 Goose — гидросамолет-амфибия, разработанный в середине 1930-х годов американской авиастроительной компанией Grumman Aircraft Engineering Corporation. Хотя изначально он задумывался как междугородний транспорт для богатых бизнесменов, G-21 Goose довольно быстро был принят на вооружение несколькими странами во время Второй мировой войны. В последующие десятилетия он будет играть важную роль в качестве связующего звена между отдаленными поселениями в таких регионах, как северная Канада и южная часть Тихого океана.

-2

История создания

Как гласит легенда, группа из 10 состоятельных бизнесменов с Лонг-Айленда во главе с Уилтоном Ллойд-Смитом и богатым американским финансистом и филантропом Э. Роландом Гарриманом обратилась к компании Grumman с просьбой предоставить им самолет-амфибию, который можно было бы использовать для перевозки с комфортом небольших грузов и пассажиров из Лонг-Айленда в Нью-Йорк, а затем обратно.

До этого бизнесмены для этих целей использовали "воздушную яхту" Loening Air Yacht, хотя ее конструкция была разработана 1920-ых годах, с учетом быстро развивающейся отрасли самолетостроения, к середине 1930-х годов она казалась сильно устаревшей. Первоначально мужчины обратились в Loening с просьбой о создании новой версии, но получили отказ и после этого отправились в сторону Grumman.

Loening Air Yacht
Loening Air Yacht

Поездки из Лонг-Айленда в Нью-Йорк не были особенно далекими с географической точки зрения, но из-за состояния дорог и того, что в 1930-х годах уже существовали проблемы с пробками, им могли потребоваться часы, чтобы въехать или выехать из города.

Самолет-амфибия совершал это путешествие намного быстрее: взлет и последующая посадка занимали от 15 до 25 минут, а на посадку и высадку тратилось еще всего несколько минут. К счастью, как для бизнесменов, так и для военных, Грумман согласился, и проект начал набирать обороты.

Grumman G-21 Goose

Когда в 1937 году была представлена ​​окончательная версия самолета, это был первый в истории моноплан Grumman, первый двухмоторный самолет Grumman и первый самолет компании, вступивший в мир коммерческих авиаперевозок. Несмотря на длинный список новинок, G-21 Goose сразу же доказал свою ценность, а фундаментальная конструкция оказалась настолько надежной, что в конечном итоге были построены и сотни самолетов по всему миру.

-4

Прозвище «Воздушная яхта», которое использовалось для более раннего проекта Loening, также использовалось некоторыми людьми для обозначения нового самолета Grumman, хотя эти две машины не имели общих частей и выглядели совершенно по-разному.

Ранние версии самолета будут оснащены парой 9-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-985 Wasp Junior мощностью 450 л.с., установленных на передней кромке крыла. Конструкция Goose была почти полностью металлической, тканевое покрытие, первоначально использовалось только на задней половине основного крыла, элеронах, рулях высоты и руля направления.

-5

Самолет имел крейсерскую скорость 290 километров в час и дальность полета 1290 километров, что более чем достаточно для его прямого назначения. Более поздние версии будут оснащены более мощными двигателями, топливными баками большего размера и другими модификациями, обеспечивающими увеличенные характеристики как скорости, так и дальность полета.

Использование во время Второй мировой войны и послевоенные годы

Во время Второй мировой войны практически вся продукция Goose использовалась для военных нужд, в основном для Соединенных Штатов, однако Канада, Австралия, Великобритания и некоторые другие страны также применяли военные версии самолетов для транспортных, разведывательных, спасательных и учебных целей.

-6

После войны самолеты в основном продавались частным лицам и корпорациям, многие из них использовались в качестве небольших авиалайнеров для полетов на отдаленные острова в Карибском бассейне, южной части Тихого океана, а так же для путешествий по северной Канаде и Аляске. Считается, что из 345 построенных самолетов около 30 до сих пор летают.

-7