Найти в Дзене

Что известно о "росомонах", царской династии Росов

Оглавление

Загадочный народ «росомоны», о котором говорится лишь единожды и только в одном источнике «О происхождении и деяниях гетов» римского историка Иордана, может говорить о незначительности этого народа, либо о его кратковременном пребывании на исторической арене.

Е. Ч. Скржинская в своём комментарии к «Гетике» (№ 389) сообщает:

«Росомоны («Rosomonorum gens infida», в разночтении: Rosomanorum, Rosimanorum, Rosomorum). Это название записано только у Иордана и только один раз, в § 129. Тут же приведены три имени представителей племени росомонов: Sunilda, Sarus, Ammius. Интерес вызывает начало слова: «рос», подобное началу названия «роксоланы». Предполагается, что это осетинское (аланское) «рохс» — «светлый».

Б. А. Рыбаковым (в тезисах его доклада «К вопросу об образовании древнерусской народности») придается большое значение племени росомонов: с этим племенем связывается «ядро будущей русской народности», ему приписывается область Среднего Поднепровья «в бассейне реки Роси, на южной окраине обширной территории распространения «полей погребений» антов»; его соседями с юго-востока признаются роксоланы; его имя предлагается толковать, как «росские мужи»; с его районом в VI в. связывается свидетельство Захарии Ритора о народе «рос».

Сводить росомонов к исторически засвидетельствованным роксоланам (Страбон, Птолемей, Иордан) нет оснований.»

© Иордан. Гетика. Комментарии

Что же рассказал Иордан о племени росомонов и готском короле Германарихе в своей «Гетике»:

«129) Вероломному же племени росомонов, которое в те времена служило ему [Германариху] в числе других племён, подвернулся тут случай повредить ему. Одну женщину из вышеназванного племени росомонов, по имени Сунильду, за изменнический уход от короля, её мужа, король Германарих, движимый гневом, приказал разорвать на части, привязав её к диким коням и пустив их вскачь. Братья же её, Сар и Аммий, мстя за смерть сестры, поразили его в бок мечом. Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного.

130) Узнав о несчастном его недуге, Баламбер, король гуннов, двинулся войной на ту часть готов, которую составляли остроготы; от них везеготы, следуя какому-то своему намерению, уже отделились. Между тем Германарих, престарелый и одряхлевший, страдал от раны и, не перенеся гуннских набегов, скончался на сто десятом году жизни. Смерть его дала гуннам возможность осилить тех готов, которые, как мы говорили, сидели на восточной стороне и назывались остроготами.»

© Иордан. Гетика

Что можно сказать о племени «росомонов». Росомон или росоман, на латинском языке означает человека племени Росов. Man — человек. Племя росомонов может означать «род Росов». Это племя служило в те времена Германариху, в числе других племён. Они были покорены превосходством оружия Германариха, силой и умением его армии.

Если сравнивать успехи армии Германариха с походом Карла Великого против славян, то можно заметить определённую закономерность:

«В 789 году Карл совершил экспедицию для защиты мекленбургских ободритов против славянского племени лютичей (вильцев). Франки навели два моста через Эльбу, перешли реку и при поддержке союзников (саксов, фризов, ободритов и лужицких сербов) нанесли страшный удар лютичам. Согласно летописям, те дрались упорно, но устоять перед огромными силами противника не смогли. Карл гнал вильцев до реки Пены, уничтожая всё на своём пути. Их столица капитулировала, а князь Драговит покорился и дал заложников.»

© Википедия. Карл Великий

То, что Росомоны принадлежали к царскому роду говорит тот факт, что король Германарих взял в жёны женщину из племени Росомонов, или из рода Росов. Ведь он был уже не вождем варваров, а королём народа, состоявшего на службе у Римской империи. Готы же были конфедератами. Потому то «европейский король» не мог жениться на ком попало, а только на равной себе. Это в наложницы набирают тех, кто понравился и «паспорта не спрашивают».

То, что правители народов той эпохи, захватывая чужие земли брали себе в жёны родственницу царя покорённого народа (дочь или племянницу) сказано также и у Иордана. После того, как король готов Германарих наложил на себя руки и отошёл в мир иной, его королевский престол занял не его сын Гунимунд, а родственник и успешный полководец, покоривший венетов, Винитарий.

Таким образом, королём готов стал родственник Германариха из рода Амалов — Винитарий. Когда же армия Винитария была разгромлена гуннами, а сам Винитарий убит стрелой в голову, которую пустил с большого расстояния царь гуннов Баламбер, то гуннский царь с племенем готов поступил «зеркально». Баламбер взял себе в жёны племянницу готского короля, как в своё время сделал Германарих с покорённым племенем Росомонов.

«249) Но в третьем сражении, когда оба противника приблизились один к другому, Баламбер, подкравшись к реке Эрак [ориентировочно река Тилигул, впадающая в Чёрное море, течёт по Одесской области], пустил стрелу и, ранив Винитария в голову, убил его.

250) Затем он взял себе в жёны племянницу его Вадамерку и с тех пор властвовал в мире над всем покорённым племенем готов, но однако так, что готским племенем всегда управлял его собственный царёк, хотя и соответственно решению гуннов.

Вскоре после смерти Винитария стал править ими Гунимунд, сын могущественнейшего покойного короля Германариха, отважный в бою и выдающийся красотой тела.»

© Иордан. Гетика

Когда королева готов Сунильда была уличена в супружеской неверности, то столетний король воспылал ревностью и решил её сурово наказать. Возможно прелюбодеяния и не было, просто молодая королева не так взглянула на симпатичного человека из свиты.

Король Германарих публично казнил свою жену, королеву Сунильду, возможно племянницу славянского царя Божа, при этом два брата Сунильды, Сар и Аммий, находились во время казни рядом с Германарихом. Они посчитали, что их сестра ничего такого не сделала и приговор для неё был слишком суровым. Было ли при них оружие или нет, скорее всего нет, ведь они заложники покорённого враждебного народа. Но где-то они добыли меч, может выхватили у кого, и сразу ударили царя, скорее всего из неудобного положения, либо им помешали сделать смертельный удар. Германарих был ранен, но не смертельно, а вот Сар и Амий прожили после этого, скорее всего, несколько секунд и были изрублены охраной.

Готская королева Сунильда в девичестве была царевной росомонов по имени Лебедь, возможно она была племянницей казнённого Винитарием царя антов Божа, который также мог быть росомоном, то есть принадлежал к царскому роду Росов. Лебедь — распространённое у славян женское имя. Как известно, сестра основателя Киева — Кия носила имя Лыбедь.

Брата Сунильды — Лебедя по имени Сар также можно причислить к царскому роду, потому что на персидском языке «Сар» означает «голова, царь».

Таким образом, росомоны были не просто славянским племенем, покорённым готским королём Германарихом, а это был царский род Росов, который правил государством, упомянутым византийским императором Константином Багрянородным как «Росия». Отсюда можно заключить, что Росия — это страна царей Росов, в которой одной из царских династий были «росомоны».

Что интересно, на Русской земле, простирающейся с самых давних времён от Эльбы до Волги и от Балтийского моря до Чёрного, называемого в старину Русским, правили царские династии названия которых начиналось на букву «Р», такие как Росы (Росомоны), Рюриковичи и Романовы.

Как писала главный переводчик иордановской «Гетики» на русский язык, доктор исторических наук Скржинская Елена Чеславовна (1894 — 1981) в своих комментариях:

«Широкого развития и полной разработки положения Б. А. Рыбакова пока не получили, и окончательного истолкования этнического имени «росомоны» еще нет. В указанных кратких тезисах не могло быть сообщено, откуда взяты те или иные сведения или соображения относительно племени росомонов.»

В 1981 году не стало Елены Чеславовны (86 лет), в 2001 году ушёл из жизни академик Рыбаков Борис Александрович (93 года), а вопрос об идентификации племени или рода «росомонов» так и не был разрешён. Хотя статья Б. А. Рыбакова вышла в свет в сборнике «Советская археология» ещё в 1953 году, но исследования о происхождении племени росомонов дальнейшего продолжения так и не получили.

Возможно, тут вмешалась политика и те процессы, которые были запущены в СССР после 1953 года. Статья Б. А. Рыбакова называется «Древние русы» (К вопросу об образовании ядра древнерусской народности в свете трудов И. В. Сталина).

Может быть само содержание статьи, рассказывающее о том, что народ «росы», если судить по их могильникам, был весьма богатым. Мужчины росы и особенно их женщины по своему убранству и украшениям не уступали царским родам Греции, Рима, а также искушённых в роскоши царей Востока.

Для государства рабочих и крестьян тема «царских» богатств народа «росов», к которым причислял росомонов академик Рыбаков Б. А., не находила своей поддержки у многих советских учёных того времени. Поэтому стоит отразить основные тезисы из статьи об образовании ядра русской народности.

«В 550-е годы, когда Иордан писал об изменении имени венетов в зависимости от зарождения новых племенных образований, в восточной части Византийской империи безымянный автор-сириец впервые упомянул имя народа Рос.»

«В 555 г. сочинение Захарии Ритора было дополнено географическим очерком земель и народов, расположенных на север от Кавказа: «Ауангур-народ живущий в палатках, аугар, сабир, булгар, куртаргар, авар, хазар, дирмар, сирургур, баграсик, кулас, абдел, эфталит — эти тринадцать народов живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием. Вглубь от них — народ амазраты и люди-псы; на запад и на север от них — амазонки… Соседний с ними народ «hrws» [рос или рус] — люди, наделенные огромными членами тела; оружия нет у них, и кони не могут их носить из-за их размеров. Дальше на восток у северных краев есть еще три черных (?) народа».

Следует отметить, что народ рос, наделенный богатырским ростом, автор не смешивает с амазонками и не ставит в родство с ними, а только говорит об их соседстве. С какой стороны народ рос примыкал к амазонкам? Юг и восток исключаются, так как текст прямо говорит о том, что соседями с этих сторон были кочевники, амазраты и люди-псы. Остается допустить, что русы были западными или северными соседями кочующих «амазонок».

Народ «рос» противопоставлен кочевникам почти так же, как у Тацита венеты противопоставлены сарматам; отсутствие оружия у богатырей-русов следует понимать не дословно, а лишь по сравнению с кочевниками, живущими, по словам автора, постоянным разбоем. А. П. Дьяконов указывал, что сирийское начертание имени народа богатырей может быть прочтено с двоякой огласовкой: рос (греческое) и рус.

Географически область народа рос должна соответствовать юго-восточной окраине антских племен, где древние венеты со времен Тацита смешивались с сарматами. Здесь, в лесостепной полосе, мы находим и Русскую землю наших летописей, и культуру пальчатых фибул, которая может помочь в географическом приурочении народа рос (рус) середины VI в.»

«С постоянными походами русских дружинников на берега Понта и Меотиды в V — VI вв. следует связывать появление в Русской земле таких же вещей, какие изготавливались в Корчеве или Корсуни. Русские воины V — VII вв. носили такие же пышные, украшенные серебром  пояса, как и все другие воины, встречавшиеся друг с другом в южных степях и совместно совершавшие походы. Русские женщины не уступали жившим «на брезе синему морю готским красным девам» в подборе украшений и щегольстве убранства плащей.»

«Участие русов в общеантских походах VI в., а следовательно участие их в таком событии европейского значения, как победоносная борьба с Восточно-Римской империей, доказывается, помимо прочего, наличием вещевых кладов V — VIII вв. в Русской земле. Золотые и серебряные вещи, изделия со штемпелями константинопольских мастерских, христианская церковная утварь — все это оказывалось в антской, русской лесостепи в качестве трофеев победы. Народ «рос», люди-богатыри VI в., был активным творцом новой истории Европы, начавшейся с завоевания Рима и почти полного овладения «вторым Римом» — Византией.»

«Древности V — VII вв., обнаруженные по р. Роси, несколько севернее ее (до Киева?) и южнее ее (до начала луговой степи), следует связать с конкретным антским племенем — русами или росами.

Распространение имени росов — русов на соседнее антское племя северян произошло, очевидно, в VI в., в связи с совместной борьбой против авар и Византии, когда анты Посемья, верховьев Сулы, Псла, Ворсклы и Донца вошли в союз с могущественными и богатыми росами — русами Среднего Приднепровья.»

«Область двуглавых фибул IV — V вв. — это область росов — русов от р. Роси до Русской Поляны и Переяславля Русского. В их обряде погребения, в облике прикладного искусства ощущается верность тацитовского наблюдения над смешением венетов с сарматами. Венеты-росы как земледельческий народ оказались сильнее в языковом отношении, и сарматы, оседавшие в лесостепи, оказались ассимилированными; русский язык победил сарматский, как он побеждал впоследствии многие другие.»

«С областью двуглавых фибул Поросья, где веком позднее появляются пышные клады мартыновского типа, мы можем сопоставлять упоминаемый Иорданом «народ росомонов», первым начавший борьбу с Германарихом и поэтому подвергшийся осуждению готского историка, назвавшего этот народ «вероломным» («Rosomonorum gens infida»).

В названии народа «росомоны», сохранившемся у готского историка Иордана (возможно, родом алана), легко расчленить две части: «росо-мойне» т. е. «росы-мужи», «люди-росы», так как «мойне» по-осетински значит «муж». Где произошло столкновение росов с Германарихом, сказать трудно; вероятнее всего, это было вдали от земли росомонов, где-нибудь в низовьях Днепра.

После событий конца IV в., когда южнорусскими степями завладели гунны, возможно, что часть русских бродников, наполнявших ранее эпизодически причерноморские степи, вынуждена была покинуть их и прочнее обосноваться на родине. С этим может быть связано появление в Поросье кладов мартыновского типа. Доказательством того, что эти клады V — VI вв. связаны с местным населением IV в., является преемственность фибул и общность стиля.»

«Напомню, что южнорусские летописцы XII в., употребляя понятие «Русская земля» и в широком и в узком его значениях, иногда сужали его еще больше, и тогда под словами «вся Русская земля» подразумевали только Киев, Поросье и незначительную часть Левобережья. Именно здесь в IV — VII вв. можно проследить в археологическом материале известное своеобразие: двуглавые, антропоморфные и зооморфные фибулы (сосуществующие с более широко распространенными пальчатыми фибулами), «уши» головных уборов, огромные спиральные височные кольца и устойчивый тип знаков собственности на поясах.

При нанесении всех этих данных на карту мы получаем небольшую территорию протяжением 150 х 100 км по берегам р. Роси, ее притока Россавы, по Днепру (от Треполя до Русской Поляны, близ устья Тясмина) и отчасти по р. Суле. Это — южная окраина лесостепной полосы.

В эпоху полей погребений черняховского типа (II — V вв.) здесь, на территории русов, было много поселений и кладбищ. Поля погребений встречаются и южнее русов — в Днепровской Луке, где их предположительно можно связывать с уличами. Наиболее богатые клады вещей V — VI вв. зарыты близ низовьев Роси.

Возможно, что именно здесь и находился центр племени росов — русов. В устье р. Роси, по всей вероятности на месте знаменитого городища Княжья Гора, находился древний город Родня (Родьня), известный по летописному рассказу о борьбе Ярополка и Владимира Святославичей в 980 г. Город Родня был, очевидно, очень хорошо известен на Руси, так как по поводу осады 980 г. целую сотню лет продержалась поговорка: «Бѣда аки в Роднѣ»Не стоит ли название города Родни в связи с загадочным наименованием русов: «Роди же нарицаеми руси…»

«Никоновская летопись сохранила очень древний вариант сказания (IX — X вв.) о походе Руси на Царьград в 860 г., в котором встречено это интересное наименование русов «родами».»

«Росомоны» («народ-рос») Иордана обитали, очевидно, на юге, в непосредственной близости от ставки готского князя Германариха. Это нисколько не противоречит тому, что основной массив племени находился на Среднем Днепре: во-первых, расстояние от земли росов до устья Днепра равнялось всего пяти дням конного пути, а во-вторых — мы знаем ряд примеров расщепления племен в процессе устремления на юг: северяне на Десне и северяне на нижнем Дунае, ободриты у Балтийского моря и ободриты на среднем Дунае и другие».

Приблизительно к эпохе Буса и Германариха относится целый ряд отдельных вещей и погребений в Среднем Приднепровье с характерными богатыми вещами IV — V вв. южного боспорского происхождения. Это — еще одно свидетельство связей росов и их соседей с югом.»

«Рассказ Иордана о росомонах представляет большой интерес. Из него мы узнаем, что какой-то знатный рос был союзником или подчиненным Германариха и вышел из повиновения. Тогда готский князь приказал разорвать конями жену этого роса Сунильду, после чего братья Сунильды (тоже росомоны), в порядке кровной мести, убили самого Германариха. Это могло произойти лишь при том условии, что росомоны были не покоренным племенем, а равноправными союзниками.»

«Племя росов в IV — V вв. рисуется нам как одно из сильных антских (восточнославянских) племен, более и ранее других связанное с Причерноморьем. «Росомоны» — это русские дружинники на юге, которым приходилось то вступать в союз с готским князем, то враждовать с готами.»

«Археологические материалы позволяют нам восполнить недостаток письменных памятников и проследить постепенное разрастание небольшого племени русов (на р. Роси) в Русский племенной союз, объединивший в VI в. целый ряд лесостепных антских племен, и превращение группы племен в народность, а союза племен — в крупнейшее в Европе государство.

На этот исторический путь от племени к народности потребовалось около шести столетий. А для того чтобы древнерусская народность превратилась в русскую, украинскую и белорусскую нации, потребовалась еще почти тысяча лет.»

© Советская археология. Том 17. Б. А. Рыбаков. Древние Русы

Наследие Росомонов

Несмотря на то, что о Росомонах говорится только у готского историка Иордана и то лишь единожды, об этом народе или царском роде (династии Росов) сохранились не только богатый археологический материал, но и широко распространённая топонимика.

Две реки Роси: одна из которых является родиной Росомонов и о которой так подробно рассказал выдающийся советский археолог, директор Института археологии Академии наук СССР, академик Рыбаков Борис Александрович (1908 — 2001), находится в Киевской области и впадает в Днепр в 120 км южнее Киева; вторая река Россь (Рось) находится в Полесье (Белоруссия) и является притоком реки Неман.

Первая Рось через Днепр связана с Русским (Чёрным) морем; вторая Россь через Неман связана с Белым-Варяжским (Балтийским) морем. Два моря, которые в старину активно осваивались русским народом связаны между собой реками Рось.

Разгром Росомонов готами Германариха, обосновавшимися в Крыму и Тавриде; последующий разгром готов пришедшими с Востока гуннами, которых сменили через какое-то время жестокие и беспощадные авары, заставили Росомонов уйти от берегов Русского моря (Причерноморья) в свою северную вотчину, на берега Варяжского моря.

О присутствии Росов (потомков Росомонов) на берегах Балтики свидетельствуют ныне сохранившиеся общины Россов (Rossow) и Россин (Rossin) в земле Мекленбург — Передняя Померания (ФРГ). Некогда там жил славянский народ пруссы, давший название «ядру германской государственности» — Пруссии. А Померания — это славянское Поморье, южный берег Балтийского моря.

Крупнейшим городом Балтийского Поморья, земли Мекленбург — Передняя Померания является Росток (Rostock), который находится в 140 км к западу от Россова, недалеко от острова Рюген, легендарного Руяна, на котором находился славянский город Аркона.

К западу от города-порта Ростока, в 90 км, находится ещё один примечательный город — Любек. В прошлом эти земли были славянскими. Вполне возможно то, что из города Любека происходил Малк Любечанин — отец Малуши и Добрыни, матери и дядьки-воспитателя князя Владимира Святославича.

Что интересно, рядом с общиной Россов, буквально в 30 км, находится польский город Щецин на реке Одер, в прошлом прусский город Штеттин (до 1945 года), в котором родилась великая российская императрица Екатерина Вторая.

Имела ли какое отношение императрица Екатерина Алексеевна, в девичестве принцесса София, к царскому роду Росов — не известно. Но, именно в её правление, Россия (правопреемник погубленной в 375 году Росии — страны царей Росов) вернула свои исконные земли — малую родину народа Росомонов (давшему название стране Росии) — Северное Причерноморье.

Как говорит Никоновская летопись, росы именовались также «родами», отсюда и слово «родина». В России есть два понятия: Родина и Отечество. Родина — это место рождения, в узком смысле «малая родина», символизирующая также корни, истоки; а вот Отечество — это Родина в широком смысле, то есть вся Россия.

Исходя из этого, берега реки Роси (правого притока Днепра), «малой родины» родов или росов можно перефразировать в «Малую Россию». Потому в Российской империи народ там живущий, по месту жительства, назывался «малороссами».

Малороссы были частью единого русского народа, который просуществовал после формирования Руси целое тысячелетие, прежде чем был разделён на русских, украинцев и белорусов.

Что интересно, русские в Российской империи именовались двояко: «великороссами» и «великоруссами». Белорусы — только «белоруссами», несмотря даже на то, что у них есть своя река Рось (Россь), левый приток Немана. Украинцы (которые восточные) назывались всегда «малороссами» и никогда «малоруссами», что косвенно подтверждает тот факт, озвученный академиком Рыбаковым Б. А., что река Рось первична и является родиной народа «росов — росомонов».

Белорусская река Россь (Рось, по-местному), по всей видимости была названа переселенцами с первой Роси. Прусские населённые пункты Россов и Россин имеют также по две буквы «с» в своём названии, как и наша страна, Россия. Всё это говорит о наследии, оставшемся от того, что когда-то называлось Росией, страной царей Росов или Росомонов.

Продолжение в статье Как гунны наследовали землю славянскую.

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы