Беспокойство за свое здоровье (ипохондрия) часто развивается у людей, которым свойственна тревожность, но они не могут ее ни с чем соотнести: предмет тревоги не определяется. Но эту тревогу хочется к чему-то «приложить», и человек вслушивается в свои телесные ощущения, ищет «неполадки», «сигналы». Иногда ипохондрики описывают свое ощущение: «как будто блуждаешь в темной комнате и наощупь пытаешься понять, что в этой комнате находится».
А тревожность-то откуда? Где ее причина, где исток этой тревожной реки? Они не знают, ищут поддержки и помощи у самых близких – жены у мужей, например (по статистике женщины более склонны к ипохондрии). И тут, увы, запрос не по адресу. Муж не может знать, что с дорогой женой не так, как ей помочь. А жена раздражается, и в какой-то момент начинает считать, что это муж виноват – как-то не так ее поддерживает, не так с ней обходится. Все: «стрелочник» найден. Отношения – под угрозой!
Почему супруг не поможет? Да тут не всякий психолог справится! Потому что такая неопределенная тревога может быть родом из самого раннего детства, поэтому она необъяснима (младенец не обладает самосознанием). Что может вызвать стойкую тревогу у младенца? Отношения с матерью. Разлука с матерью. Перебои с питанием (у мамы молока мало, недокорм, кормление по часам). Ясли раньше времени. Могут иметь место различные детские психотравмы.
Что делать мужу, чем помочь? Спросить у жены: когда тебе так не по себе, как я могу тебе помочь? Если скажет – прекрасно! Считайте, у вас в руках план! Если ответит: «не знаю», то развести руками: «я бы очень хотел тебе помочь, но если не знаешь ты, откуда знать мне? Может, обнять тебя?» То есть, спрашивайте, предлагайте, слушайте ответ. Пробуйте.
Когда речь идет об очень ранних состояниях, ребенку, прежде всего, нужен телесный контакт, физическое тепло. Поэтому объятия могут сработать. Не страстные, а родительские. Можно погладить по голове, говорить ласковые слова (опять же, как ребенку). В другой раз можно расспросить о раннем детстве жены, что она знает. Разговор об этом немного снизит накал тревоги.
Ну и по большому счету, это все, что вы можете сделать. Дальше – к специалисту. Супруги, даже самые близкие, не телепаты и не психотерапевты. Любовью ранние детские травмы не излечишь.
Вот так сегодня о грустном. В Москве опять дожди. Нет, ливни!