В мае прошлого года Винодельческий дом «Бюрнье» возглавил винный академик Австрийской винной академии, обладатель международной квалификации DipWSET, лауреат премии WSET/IWSC «The Future 50» (Великобритания), магистр-сомелье Международной академии сомелье в Бордо (WorldSom), почетный командор старейшего винного братства Франции в Бордо Леонид Фадеев. О том, что удалось сделать за такой сравнительно небольшой период, он рассказал газете Wine Weekly.
– Леонид, какими были ваши первые впечатления от посещения винодельни «Бюрнье»? Какие первоочередные шаги вы тогда наметили?
– Уже в первый рабочий день на винодельне я понял, какой большой объем работы мне предстоит. Первым делом нужно было провести аудит команды, оценить квалификацию сотрудников, понять, достаточно ли будет этого коллектива. Впоследствии мы значительно расширили наш штат. Необходимо было оценить все процессы, происходящие на винодельне.
Был конец мая, и я понимал, что впереди туристический сезон. Поэтому первым принятым мной решением было открыть двери для винных туристов. У нас оставалось мало времени на подготовку, но не хотелось пропустить сезон. Потребовалось привести в порядок дегустационный зал, закупить хорошие бокалы, обеспечить все необходимое, чтобы туристы чувствовали себя комфортно. Мы разработали сеты, заключили договоры на поставку сыра, лаваша, оливок, фермерских продуктов и проч. Команда отлично поработала, и 1 июля мы запустились. За сезон приняли более 30 групп. Первый тур я проводил сам, а потом к делу подключилась наш экскурсовод Снежана Бирюкова, которая работает у нас более 15 лет.
Параллельно нужно было принимать меры по развитию продаж и маркетинга. Сразу начали запускать различные маркетинговые акции, фактически с нуля развивали социальные сети. И сегодня у нас в Telegram более 3 тыс. подписчиков, ВКонтакте – 1800, в Instagram – 1350. Важно было понять, какой именно продукт мы продаем, как, с кем и почему. Скажем так, недостаточно эффективно работала команда продажников, и это направление тоже потребовалось развивать.
Одновременно нужно было подготовить бизнес-план, на что было отведено четыре месяца. Бизнес-план – всеобъемлющий документ, он является руководством по управлению компанией.
– На ближайшие несколько лет?
– Да. Он у нас охватывает предстоящие 10 лет, и в него включена стратегия развития проекта также на два, пять и десять лет. Мы сделали сегментирование и разработали план реализации стратегии, производственный план проекта (включая виноградники, производство, закупку сельхозтехники). Кроме того, бизнес-план включает в себя стратегию продаж, дистрибуцию, маркетинг, коммерческую политику и, что самое важное, финансовый план.
В то же время мы нашли нашего бренд-амбассадора Олега Нестерова и начали готовиться к первому Open Air, который провели в октябре 2023 года. Это были первоочередные действия, которые были намечены и сразу же начали реализовываться.
– Когда вы пришли к выводу, что для дальнейшего развития винодельни нужна модернизация?
– У компании, помимо действующего виноградника площадью 47 га, было еще 108 га в аренде, и их требовалось развивать. Мощность винодельни сейчас составляет около 200 тыс. бутылок год. Все понимали, что предусмотренное бизнес-планом увеличение площади виноградников и выход на пиковую нагрузку порядка 600 тыс. бутылок потребует обеспечения соответствующей инфраструктуры на предприятии, поэтому было необходимо модернизировать производство.
В результате был заключен договор с компанией, которая сейчас занимается технической реализацией проекта: рассчитывает инженерные коммуникации, систему терморегуляции, воздухопроводов, автоматизации технологических проектов. Мы начали закупать новое оборудование, емкости с плавающими крышками, опрыскиватели, электросекаторы, культиваторы, купили новый трактор МТЗ «Беларус». Также приобрели 18 французских барриков – дубовых бочек для вызревания вина. Ежегодно планируем покупать порядка 20 таких бочек, чтобы придавать винам сложность и бархатистость. На производстве есть старые бочки, и мы намерены обновлять этот парк, но плавно, чтобы новый дуб не менял кардинально стилистику вин.
Кроме того, Винодельческий дом «Бюрнье» планирует начать производство игристого вина. На днях получена соответствующая лицензия, и с этого года мы начнем перерабатывать виноград для этих целей. В настоящее время на винодельню уже поставлено все необходимое для этого оборудование: закуплен аппарат для заморозки осадка, устройство для дегоржажа и дозажа, пюпитры, укупор кронен-пробкой и натуральной пробкой, мюзлеватель, капсулятор, афрометр, сетчатые контейнеры и проч. Будем делать игристое по классической технологии, с выдержкой минимум два года. Для начала объем составит до 3 тыс. бутылок в год, это около 2% от общего количества выпускаемой продукции.
– По завершении модернизации объем производства увеличится?
– Да, потому что мы, помимо прочего, продолжим развивать виноградники. К нашим и арендованным посадкам каждый год станем добавлять от 8 до 13 га. Наращивать обороты хотим постепенно, в течение 10 лет. В прошлом году закупили саженцы, и в 2025-м на арендуемой земле заложим первые 8,5 га новых виноградников.
В итоге к 2035 году наши площади должны вырасти с нынешних 47 га до 119 га. Это позволит нам обеспечить производство около 650 т собственного высококачественного винограда, чего хватит для увеличения объема производства с сегодняшних 200 тыс. бутылок вина в год до 600 тыс.
– Какой виноград посадите? Будете увеличивать базу уже существующих сортов или добавите какие-то новые?
– Сейчас мы выращиваем 13 сортов винограда. Наши флагманы среди черного винограда – Красностоп Золотовский, Каберне Совиньон, Сира, Мерло, Каберне Фран, Саперави и Мальбек.
Из белых сортов – Пино Блан, Шардоне, Мускат Белый, Ркацители, Пино Гри и Вионье. На существующем винограднике (юго-западный склон) сортовой состав меняться не будет. На арендованной площади (эти 108 га расположены фактически на равнине) также сохраним сортовой состав. Но мы намерены провести эксперимент с Рислингом. У нас есть соседство с очень знаменитым винодельческим хозяйством, которое славится своими рислингами. И мы хотим попробовать повторить этот эксперимент. Попробуем также поэкспериментировать с Пино Нуаром, учитывая, что будем производить игристое вино, и с Гренашем.
– На игристое планируете сорта из новых и из старых посадок, или будет классический Пино Блан и Шардоне?
– Да, а еще Блан де Блан и, возможно, Блан де Нуар (если хорошо себя покажет Пино Нуар).
– Сейчас у вас все виноградники органические, в том числе и арендуемые?
– Арендуемая площадь пока только обрабатывается, но и здесь будем сохранять этот подход. В 2022 году мы получили сертификат Роскачества, и теперь ежегодно проходим переаттестацию, подтверждающую соблюдение условий соответствия. В рейтингах Роскачества топ-5 представляют вина «Бюрнье». Конечно, природа может внести свои коррективы, климат меняется, но мы не намерены отходить в сторону от органического виноградарства, ведь в этом направлении была проделана огромная работа.
– Какова сегодня структура сбыта у винодельни «Бюрнье»? Сколько ваших вин реализуется в региональных и федеральных торговых сетях и сколько приходится на канал HoReCa?
– В конце 2023 года мы начали работать с федеральной сетью «ВинЛаб» – сейчас мы представлены в 934 ее торговых точках в пяти российских регионах. Основными каналами сбыта на сегодняшний день для нас являются сети «Азбука вкуса», «Алкотека» и «ВинЛаб». Кроме того, энергично развивается собственная розница. У нас на винодельне есть фирменный магазин, у него очень хорошие показатели. Этим летом собираемся запустить фирменный магазин в Анапе.
Сектору HoReCa мы тоже уделяем большое внимание. С сентября 2023 года интенсивно развиваем это направление в Сочи, где подключили много ресторанов, в Геленджике, Анапе и Новороссийске. А в Москве для решения этой задачи даже специально пригласили нового менеджера.
В Краснодарском крае успешно действует дистрибьютор «Алтима». Также мы ведем переговоры по поводу подключения дистрибьюторов в Москве и Санкт-Петербурге. Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург для нас в приоритете, но мы также работаем с Ростовской и Тульской областями, Чувашской Республикой. Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская, Нижегородская, Тюменская, Ростовская, Самарская, Челябинская области плюс Новосибирск – топ-10 регионов, которые нам интересны.
– В первую очередь это города-миллионники с уже хорошо развитой инфраструктурой HoReCa?
– На HoReCa приходится небольшой объем продаж, этот сектор в основном необходим для представления продукции. Поэтому приоритетными являются сети, дистрибьюторы и собственная розница.
– А насколько хотите масштабировать собственную торговую сеть?
– Пока намерены открыть один магазин в нашем домашнем регионе (мы находимся в станице Натухаевской, и сюда сложно ездить), а в перспективе – открыть в Москве винотеку, чтобы наш представитель был и в столице. А дальше посмотрим, как пойдет – по затратам, по продажам.
– Еще несколько лет назад российские вина были большой редкостью в винных картах большинства ресторанов страны. Насколько изменилась эта ситуация сегодня? Какими мерами можно улучшить позиции российских вин в сегменте HoReCa?
– Здесь необходима длительная работа, направленная на узнаваемость – не отдельных брендов, а понятия «российское вино» в целом. Потому что элемент недоверия к отечественным винам со стороны потребителей пока еще, к сожалению, по-прежнему существует. Понадобится не один год, чтобы этот фактор нивелировать. Все глобальные маркетинговые мероприятия, которые сегодня проводятся, направлены на продвижение российского вина. Думаю, что это грамотные инструменты, позволяющие поднять его имидж в глазах потребителей. А дальше – это уже работа каждого отдельного хозяйства – насколько эффективно оно действует в области маркетинга, как продвигает свою продукцию и повышает ее узнаваемость среди покупателей.
Я заметил, что все больше и больше людей, которые раньше признавали «только Францию и ничего, кроме Франции», уже стали активно интересоваться российскими винами. Пробуют и «Красностоп», и «Саперави», и другие российские вина. И удивляются их качеству, дескать, не ожидали такого.
– В прошлом году бренд-амбассадором винодельни «Бюрнье» стал известный музыкант и писатель Олег Нестеров. Какие совместные проекты с ним удалось реализовать, а какие предстоит провести?
– С Олегом Нестеровым мы провели на наших органических виноградниках концерт Open Air. И этим, по сути, запустили концепцию «Музыка и вино. Вино и музыка». Это мероприятие мы решили сделать ежегодным. Иногда мы с Олегом участвуем в проектах «Клуб путешественников» Михаила Кожухова, и там представлены вина «Бюрнье», а также сопровождаем спектакли Олега Нестерова. У нас совместные грандиозные планы, очень хотим донести до людей нашу любовь к этим двум видам искусства – музыке и вину.
– Весной этого года винодельня «Бюрнье» объявила конкурс молодых региональных художников, работы которых планируется использовать для одной из линеек вин. На каких винах появятся этикетки от победителей конкурса?
– У нас на винодельне проходит ребрендинг, частью которого станет изменение в визуализации этикеток и их сегментирование. Сейчас у «Бюрнье» визуально (не по ценовому сегменту) фактически две линейки. А теперь их будет пять – осенью запустим линейку «Экспонат», в которой представим белое и красное вина.
Чтобы создать этикетки для этих вин, мы в апреле запустили проект «Конкурс молодых региональных художников «Бюрнье», который станем проводить ежегодно. Призовой фонд в этом году составляет 1 млн рублей. Он будет распределен между шестью победителями, согласно «Положению о конкурсе». Работы двух победителей весь год, до следующего конкурса, будут размещаться на этикетках двух вин новой линейки, после чего их сменят творения других лауреатов.
Здесь можно провести аналогию со знаменитыми винами «Шато Мутон Ротшильд», но разница в том, что французский бренд использует на своих этикетках картины известных живописцев, а мы, наоборот, помогаем неизвестным молодым художникам из регионов. Произведения шести авторов, попавших в шорт-лист конкурса, мы разместим в экспозиции на винодельне, и их можно будет купить, а вырученные деньги будут переданы автору картины.
– Ежегодная художественная выставка как дополнительный стимул для развития винного туризма?
– Да, гости винодельни смогут не только полюбоваться виноградниками и познакомиться с производством, но также посмотреть на картины и приобрести их, поддержав современных художников.
– Не планируете ли вы провести рестайлинг и других вин из вашего ассортимента? Нет ли планов по ребрендингу винодельни?
– Визуальный вид продукции очень важен. Поэтому мы уже представили в социальных сетях обновленный логотип Винодельческого дома «Бюрнье». Он стал более современным, легким, универсальным. Как я уже сказал, у нас будет пять линеек, среди них – «Экспонат» с красными и белыми винами с выдержкой от 8 до 18 месяцев и авторскими этикетками. Белое появится в продаже на следующий год после сбора урожая, красное – на второй год после сбора. Позиционирование цены на полке – до 1000 руб.
Вторая позиция – линейка вин «Люблю», в которую войдут белое, красное и розовое вина. Они будут выдерживаться от 8 до 18 месяцев в нейтральных емкостях, но для белых и красных не менее 10% вина будет кратковременно выдерживаться в дубе, что даст особый легкий штрих. Белые и розовые вина, свежие и сочные, поступят в продажу на следующий год после сбора урожая, красные – на второй год. Их цена составит от 1000 до 1500 руб. Этикетки белого вина будут олицетворять симпатию, розового – страсть, красного – любовь.
Классическую линейку представляют моносортовые вина. В перспективе мы добавим к ней вина из Мальбека и Пино Гри. Белые вина будут выдерживаться в нейтральных емкостях более одного года, в том числе пять месяцев на тонком осадке, у красных выдержка более года, до 30% объема – в дубе. Бутылочная выдержка в этой линейке составит 3-6 месяцев, в продаже вина появятся на второй год после сбора урожая. Этикетки у них узнаваемые – классические, но обновленные легкими изящными штрихами, с учетом общего рестайлинга. Эта версия ассортимента «Бюрнье» будет стоить от 1500 до 2000 руб.
Что касается топовых вин, наши «Красностоп Золотовский», «Сира» и «Саперави» будут выдерживаться в дубе 24 месяца, частью новом, и в нейтральных емкостях от шести месяцев, затем в бутылках минимум шесть месяцев. В продаже они появятся на четвертый год после сбора урожая. Этикетки подчеркнут их аристократическую сдержанность и изысканность. Цена на полках – от 5000 руб.
Пятая линейка — игристые вина. Это будет Блан де Блан и, возможно, Блан де Нуар. Классическая технология, выдержка не менее двух лет. Осенью заложим небольшую партию Шардоне и Пино Блана для начала. На этикетке сохраним классический цвет и рисунок. Планируемая цена – от 2500 рублей.
Источник — газета Wine Weekly.