Найти тему
Здесь

Standard Oil или наследие Рокфеллера

Standard Oil — одна из крупнейших американских нефтяных корпораций, занимавшаяся добычей, транспортировкой, переработкой нефти и продажей нефтепродуктов.

Основанная в 1870 году с капиталом в один миллион долларов, компания выросла из фирмы «Рокфеллер, Андрюс и Флаглер». Путём объединения различных нефтедобывающих компаний США, Джон Рокфеллер сумел взять под контроль железнодорожные перевозки нефти, что помогло ему стать почти монополистом на рынке. Благодаря удачному расположению месторождений и их концентрации, Рокфеллер стал ведущим мировым игроком в нефтяной отрасли. Однако, из-за антимонопольного законодательства, компания была впоследствии разделена на несколько более мелких предприятий.

История компании

После Гражданской войны экономика США переживала бурный рост. Нефтяная промышленность развивалась стремительно, и Standard Oil активно поглощала мелкие и средние компании. К 1880 году корпорация перерабатывала 95% всей нефти, добываемой в стране. В 1882 году Джон Рокфеллер создал Standard Oil Trust, объединяющий 40 компаний отрасли, что дало ему возможность контролировать всю переработку нефти. В 1894 году Рокфеллер стал первым миллиардером Америки.

Законодательство того времени не позволяло корпорациям владеть собственностью за пределами штата регистрации, что создавало определённые сложности. Standard Oil начинала как группа мелких компаний, и Рокфеллер понял, что для привлечения инвесторов нужна новая структура. Он написал устав компании, согласно которому служащие получали не жалование, а акции, что мотивировало их работать эффективно для повышения капитализации. Вместе с Андрюсом и Флаглером он внедрял планы экономии и повышения эффективности производства, включая самостоятельное производство бочек, что снижало их стоимость с 2,50 до 1 доллара.

Рокфеллер также умело использовал конкуренцию среди транспортных компаний, добившись снижения стоимости перевозки нефти до 1,65 долларов за баррель при средней цене 2,40 долларов. Это дало Standard Oil значительное конкурентное преимущество.

Стратегии и инновации

В действительности, между Standard Oil и железной дорогой существовало секретное соглашение о значительных скидках на перевозки. Рокфеллер осознал, что переработка и транспортировка нефти приносит больше прибыли, чем её добыча. Он построил свою стратегию, используя железные дороги для транспортировки нефти из месторождений в Кливленде, что делало мелких производителей зависимыми от перевозчиков. Используя систему скидок, он максимизировал прибыль и нанимал бывших конкурентов в качестве шпионов среди оставшихся соперников. Это позволило ему основать акционерное общество Standard Oil Company с капиталом в миллион долларов, в котором его доля составляла 27%.

На тот момент сырая нефть перевозилась в открытых деревянных бочках, из-за чего испарялась наиболее ценная часть груза, оставляя густой осадок. Владея патентом на металлические и герметичные вагоны-резервуары, Рокфеллер через компанию Union Tank Car сдавал их в аренду конкурентам. Однако, когда производители модернизировали производство для стандартизации перевозок, Union Tank Car разрывала договоры аренды, что приводило к разорению этих компаний. Standard Oil затем покупала их по низкой цене, зачастую получая в придачу и железные дороги.

-2

Публикации Иды Тарбелл и распад компании

С 1901 по 1904 годы журналистка Ида Тарбелл опубликовала серию статей, обличающих нефтяную отрасль. Эти материалы стали сенсацией и привлекли внимание общественности.

В ноябре 1906 года в федеральном окружном суде Сент-Луиса начался процесс против Standard Oil, инициированный администрацией президента Рузвельта в соответствии с антитрестовским законом Шермана. Более двух лет дело рассматривалось в суде, было заслушано 444 свидетеля и представлено 1371 документ. В 1909 году федеральный суд постановил распустить Standard Oil.

В 1911 году компания была разделена на несколько самостоятельных фирм. Самой крупной из них стала бывшая холдинговая компания Standard Oil of New Jersey, которая позже превратилась в Exxon. Второй по величине была Standard Oil of New York, ставшая Mobil. Также были созданы следующие компании:

  • Standard Oil (California), позже ставшая Chevron;
  • Standard Oil of Ohio, первоначально известная как Sohio, а затем ставшая американским отделением British Petroleum;
  • Standard Oil of Indiana, превратившаяся в Amoco;
  • Continental Oil, ставшая Conoco;
  • Atlantic, вошедшая в состав ARCO и затем Sun.

Эти компании, несмотря на независимость и отдельные структуры руководства, продолжали соблюдать разграничения рынков и сохраняли старые коммерческие связи, а также продолжали использовать старые фирменные названия для своих продуктов.

-3

Добыча нефти и газа
0