Найти тему
PRO Историю

Немцы не смогли, а СССР сделал: башни некоторых Т-34 производились по технологии, которую немцам не удалось освоить

Оглавление

Советский танк Т-34 — это не просто один из самых узнаваемых символов Великой победы, но и блестящая разработка фронтовых инженеров, названная многими мировыми экспертами одним из лучших танков Второй мировой. И неслучайно! Ведь в нем идеально сочетаются тактические, защитные, эксплуатационные, ходовые и технологические характеристики. А одну деталь, специально придуманную и спроектированную для этого танка, противник безуспешно пытался повторить в течение всего времени.

Производство легендарной машины

Первый экземпляр легендарного танка сошел с конвейера Уралвагонзавода (в те годы — Уральский танковый завод, УТЗ) 18 декабря 1941 года. Во время боевых действий основное крупносерийное производство разворачивалось на всех машиностроительных заводах в Сибире и на Урале. Главной производственной площадкой по модифицированию конструкции стало конструкторское бюро № 34 при заводе № 183 им. Коминтерна в городе Нижний Тагил, туда был эвакуирован Институт электросварки под руководством Евгения Патона.

При производстве этих танков внедрялись различные новшества, например, впервые в мире была применена конвейерная сварка брони. Производство постоянно совершенствовалось и продолжилось после советской победы.

-2

Среди Т-34 существуют различные модификации, например: Т-34 с огнеметами ФОГ-1, Т-34-57 с пушкой ЗиС-4 или Т-34-3 — с установкой дополнительной спарки двух орудий. Машины немного отличались в зависимости от завода, так как на каждом предприятии были свои особенности.

Но есть в этом ряду и совершенно уникальные вариации. Ведь при их производстве применена уникальная технология изготовления башни, которую не смогли повторить высокотехнологичные, казалось бы, немцы, стремившиеся задавить СССР качеством. Речь о Т-34-85 обр. 1943 года. Эта серийная модель строилась с февраля по март 1944 года на заводе № 112 с пушкой Д-5Т и новой литой трехместной башней большего размера, благодаря которой существенно сокращалось время сборки бронемашины.

-3

Уникальная разработка советских инженеров

Бесшовную литьевую башню разработали в ЦНИИ «Прометей» специально для Т-34, она была гораздо крепче и надежнее, чем у немцев, которые безуспешно пытались скопировать эту технологию.

«Дело в том, что никто, даже [промышленный концерн] "Крупп", так и не смог создать литьевую броню до конца войны. И танки у немцев все варили сваркой. Исходя из этого, углы брони были прямоугольные. И уже к 1943 году было полное первенство наших танков на всех участках военных действий», — рассказал генеральный директор предприятия Алексей Орыщенко в эфире телеканала «Звезда».
-4

Он сказал, что изделия, выполненные по технологии цельной отливки, выигрывали сразу по двум параметрам. С одной стороны, они были очень крепкие, настолько, что могли выдержать до 10–11 попаданий снарядов, что в два раза больше, чем немецкие сварные башни. С другой стороны, они были очень просты в установке — готовая башня практически сразу после отливки ставилась на танк. Это и было основным секретом советских конструкторов.

«Литьевая башня — это готовое уже изделие, на котором облой убирали и ставили сразу на танк. Я думаю, немцам не хватило ума дойти до такого. Даже не сомневаюсь, что это так», — пояснил Орыщенко.
-5

Великая победа — это, в первую очередь, заслуга самоотверженных бойцов и результат стойкости и сплоченности советского народа. Но легендарный танк Т-34 тоже, безусловно, сыграл немалую роль. В глобальном смысле он оказал влияние не только на исход боевых действий, но и на дальнейшее развитие танкостроительной индустрии во всем мире.

Уважаемые читатели, наш канал стал жертвой очередной волны пессимизаций Дзена. Если вы подпишитесь и оставите комментарий, то есть шанс, что алгоритм это заметит и вернет нам рекомендации. Спасибо!