Заканчивая с фантастикой 1901 года, вспомним пару событий, важных для понимания атмосферы того времени:
В этот период Рудольф Штайнер начинает читать лекции о концепции, которая станет началом антропософии - нового религиозного движения, направленного на изучение духовного мира с такой же точностью и ясностью, которыми руководствуются ученые, исследующие физический мир. В своей незаконченной автобиографии Штайнер расскажет, что еще в детстве он чувствовал, "что знание духовного мира нужно носить в себе по образцу геометрии... [ибо здесь] позволено познать то, что только разум, благодаря своей собственной силе, испытывает. В этом ощущении я нашел обоснование духовного мира, который я ощущал... Я утвердился в том, что с помощью геометрии я должен говорить о мире, который "не виден"". Опубликовано в 1901 году. "Мистицизм Штайнера на заре современной эпохи".
Первым нехудожественным бестселлером Уэллса стала книга "Предвосхищение воздействия технического и научного прогресса на жизнь и мышление человека" (1901). Первоначально книга была опубликована под заголовком "Пророческий эксперимент" и считается его самым откровенно футуристическим произведением. В ней содержится непосредственный политический посыл: привилегированные слои общества будут продолжать препятствовать продвижению способных людей из других классов до тех пор, пока война не приведет к необходимости использовать в качестве лидеров наиболее способных, а не выходцев из традиционно высших классов. Предсказывая, каким будет мир в 2000 году, книга интересна как своими удачными выводами (поезда и автомобили, приводящие к рассеиванию населения из городов в пригороды; снижение моральных ограничений по мере того, как мужчины и женщины стремятся к большей сексуальной свободе; поражение германского милитаризма и создание Европейского союза), так и промахами (он не ожидал появления современных самолетов до 1950 года и утверждал, что "мое воображение отказывается видеть какую-либо подводную лодку, делающую что-то, кроме удушения своей команды и ее основателя в море").
А теперь к художественной научной фантастике 1901 года
"Мастер-ключ: Электрическая сказка, основанная на тайнах электричества и оптимизме его приверженцев" - роман Л. Фрэнка Баума, автора "Волшебника страны Оз", написанный в 1901 году.
Главный герой - мальчик по имени Роб Джослин. Его возраст не указан. Баум посвятил книгу "Моему сыну, Роберту Стэнтону Бауму", который родился в 1886 году и которому на момент публикации было около пятнадцати лет.
Роб - любитель электрических экспериментов, отец поощряет его и заботится о том, чтобы он "никогда не испытывал недостатка в батареях, моторах или каких бы то ни было принадлежностях". Вскоре "сеть проводов протянулась по всему дому". Он теряется в хитросплетениях проводов и, пытаясь заставить светиться картонный домик, "экспериментирует довольно бессистемно, соединяя то один, то другой провод вслепую и наугад, в надежде найти нужную комбинацию". Происходит яркая вспышка, и появляется существо, называющее себя Демоном Электричества. Он говорит Робу, что тот случайно "прикоснулся к Главному ключу электричества" и имеет право "требовать от меня три подарка каждую неделю в течение трех последующих недель". Роб заявляет, что не знает, о чем просить, и Демон соглашается сам выбрать подарки.
В течение следующих двух недель Роб переживает приключения, исследуя возможности использования даров Демона, но в конце концов приходит к выводу, что ни он, ни мир не готовы к ним. На третьей неделе Роб отвергает дары Демона и говорит ему, чтобы он не торопился, пока человечество не поймет, как их использовать. Демон уходит. С легким сердцем Роб приходит к выводу, что принял правильное решение.
Роман "Мастер-ключ" часто относят к ранним произведениям научной фантастики, хотя, как следует из подзаголовка, он содержит значительный элемент фэнтези. (Влияние "Арабских ночей" очевидно: джинноподобный Демон с его тройкой "желаний" и нападение гигантских птиц). И напротив, книги Баума о стране Оз обычно классифицируются как фэнтези, хотя критики, такие как Мартин Гарднер, отмечают в них научно-фантастические элементы: Механический человек Тик-Ток, ранний робот, или подводные лодки и подводный город в "Глинде из страны Оз".
В начале 20 века выходит интересная приключенческая фантастика, такая как "Хрустальный Скипетр: история приключений" Филипа Веррилла Мигельса. Воздушный шар молодого человека заносит ветром на неизведанный остров в Тихом океане, где он обнаруживает два враждующих племени обезьяноподобных "недостающих звеньев" обладающих оружием и способностью говорить. Став королем светлокожего племени, он освобождает белую женщину из лап темнокожего общества и сбегает с ней.
Джек Лондон пишет пару очень интересных произведений "Пережиток плиоцена" и "Миньоны Мидаса".
"Пережиток плиоцена". Рассказчик отправляется в поход "на крайний север", где его неожиданно принимает у костра гость - человек с очень любопытными сапогами-муклуками. Гость говорит нашему рассказчику, что они сделаны из шкуры мамонта, на что наш рассказчик посмеивается. Ведь мамонты давно исчезли с лица земли. "Не так уж и давно", - уточняет посетитель. "Совсем недавно, потому что последнего он убил собственной рукой..."
" Миньоны Мидаса". Группа анархистов под названием "Миньоны Мидаса" шантажирует богатого магната. Повесть показывает, как мало ценят жизнь обе стороны: с одной стороны, "Миньоны Мидаса" не испытывают угрызений совести по поводу невинно убиенных жертв, чтобы оказать давление на хладнокровного магната Эбена Хейла, который, в свою очередь, ни в чем не уступает. Недавно был адаптирован в телесериал Netflix.
Выходит сборник за авторством Л.Т. Мид (псевдоним Элизабет Томасины Мид Смит) и Клиффорда Галифакса, доктора медицины, "Наперегонки с солнцем". Восемь связанных между собой фантастических тайн и детективных историй, рассказанных Полом Гилкристом, криминалистом, "чьим занятием всю жизнь была наука в ее самых интересных формах - он также увлеченный наблюдатель человеческой природы и знаменитый путешественник" (предисловие). Экзотические яды, гипноз, супервзрывчатка и т. д. "Спальня с панелями" - история о гипнозе и убийстве; в "Гонке с солнцем" ученые-конкуренты пытаются украсть формулу нового взрывчатого вещества, которое они собираются продать немецкому правительству. Протосериал "Фронтир".
"Тайная история Эддипуса, мировой империи" Марка Твена - страшное, но незаконченное видение будущего, наступившего через 1000 лет, где христианская наука Мэри Бейкер Эдди правит миром, а сам Твен, потенциальный спаситель, превратился в Адама.
Дорогие друзья! В сборник научно-фантастических рассказов и новел вошли как -раз произведения, опубликованные с 1900 по 1904 года. Я постарался собрать лучшее из того, что еще не публиковалось на русском языке.
К публикациям 1901 года относятся:
Замечательная повесть Луиса Робинсона (псевдоним Линкольна Грина) "Пленение профессора". За много лет до рассказа Герберта Уэллса "Империя муравьев" появилась эта повесть, для которой это, возможно, было бы более подходящим названием. Действие "Пленения профессора" разворачивается в джунглях Бразилии. Наш рассказчик - энтомолог из Шотландии, который настолько увлечен изучением редких видов муравьев, что игнорирует предупреждения местного племени и отправляется в запретную зону бескрайнего тропического леса.
"Рейд "Мстителя" - рассказ уже известного читателям этого блога британца Джорджа Гриффита. Захватывающая история о дуэли военных ученых Британии и Франции, которые пытаются выяснить, как превзойти друг друга в гонке за улучшение своей военной мощи за счет подводных лодок и иных технологий!
"Человек, который создал человека" Харла Орена Камминса.
И в "Франкенштейне", и в "Человеке, который создал человека" присутствует тема байронического героя, поскольку главные герои - своевольные, высокомерные, мизантропичные, аристократичные люди, отчаянно верящие в то, что им суждено создать жизнь. Они считают, что успех их экспериментов повысит их статус гениальных ученых, но редко задумываются о том, принесет ли это пользу существам или человечеству. В обеих историях создатели теряют контроль над своими творениями: во "Франкенштейне" Виктора постоянно преследуют мысли и реальное существо, которое он создал; Холброк, герой повести, напротив, доведен до безумия и несет ответственность за смерть созданного им человека.
А еще в этот же сборник вошел другой, не менее замечательный рассказ этого же автора "Аннигилятор пространства", который вы так же с удовольствием прочтете.
Вообще, сборник "Следующие шаги природы" богат на хорошую, так называемую, "короткую" научно-фантастическую прозу.
Засим прощаюсь, ваш Дионисий!
(нас ждут воспоминания о 1902 годе)