Известно, что каждый человек уникален и наделен своими индивидуальными особенностями. Когда мы растем и развиваемся, они проявляются с большей или меньшей интенсивностью в разные периоды И часто родители видят в своем ребенке особенности внешности и характера, но не учитывают их в воспитании сознательно или от непонимания, что с этим делать. Вот несколько примеров из обращений родителей:
Моя дочь, ей 8, слишком замкнута. Она ни с кем не играла в детском саду, во дворе, сейчас в школе у нее нет друзей и она крайне мало общается с одноклассниками. Это нормально или повод для беспокойства?
Мальчик, 6 лет, категорически против любого спорта. Любит заниматься творчеством. Мы считаем, что спорт важен. Как быть?
Мой второй сын вообще не хочет учиться. Только хоккей. Что делать?
Как отличить, что это просто особенность, а не болезнь? То ли он капуша, то ли не слышит, или не хочет делать?
Каждый ребенок индивидуален с рождения
Он имеет свой характер, свой набор физических и психических особенностей. Попытка игнорировать этот факт или воспринимать его как проблему, приводит к постоянным конфликтам в отношениях и сопротивлению со стороны ребенка.
Как мы можем реагировать на особенности ребенка?
Принимать и ориентироваться на них. Или бесконечно бороться, и тогда:
Наиболее частые ошибки, которые совершают родители, игнорирующие особенности ребенка:
1. Есть нормы в воспитании, которым нужно следовать. Важно быть, как все:
Дети должны вести себя тихо, не должны мешать окружающим.
Мальчики должны вести себя как мальчики, девочки - как девочки.
Меня отдали в спорт - и я отдам.
Меня наказывали - и я буду.
Во дворе все ходят на развивающие занятия, и я поведу.
В результате ребенок становится заложником заблуждений родителей и окружения; зацикленность на гендерных и возрастных стереотипах блокирует его реальные потребности.
2. Навешивание ярлыков, сравнение ребенка с другими:
Ему просто не дано
Мой такой капуша
Говорю ему, а он все равно по своему делает / Хоть в лоб, хоть по лбу
Ничего с ним не работает
В результате ребенок живет с ощущением, что с ним что-то не так; развивается комплекс неполноценности, невроз; ребенок не чувствует, что его любят; у него исчезает мотивация что-либо делать; все свое поведение он направляет на оправдание ярлыка.
3. Активное исправление и борьба с недостатками:
Постоянная критика и комментарии, как надо.
Отрицание реальных способностей - нереальные ожидания и разочарование, что не соответствует.
В результате: однотипные конфликты по одним и тем же причинам (медлительность, невнимательность и пр.); истерики и протесты со стороны ребенка; раздражение и усталость взрослого
И это далеко не полный список...
Если узнали себя и хотите изменений в детско-родительских отношениях - записаться на консультацию можно здесь или в текстовом сообщении по телефону 89107382696 (WhatsApp)
© Ваш психолог, Татьяна Скибо. 2024
Автор: Татьяна Скибо
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru