По итогам европейских выборов большинство мест в Европарламенте досталось проатлантическим партиям. Однако трещины по зданию Евросоюза всё же пошли. Хотя Европарламент и пытается делать вид, что оно требует лишь косметического ремонта.
Выборы в Европарламент являются своего рода показателем политических предпочтений европейцев, хотя, как правило, их итоги и расходятся с результатами выборов на национальном уровне. На прошедших 6-9 июня выборах формальную победу одержала Европейская народная партия (ЕНП), сохранив общий контроль над законодателями ЕС. Крайне правые группировки, хотя и нарастили политический вес и административный задел в отдельных странах, цепной реакции не последовало. Однако сигнал тревоги для европейских элит всё же прозвучал: новое поколение открыто сомневается в нужности евробюрократии, идентифицируя себя с национально ориентированными силами.
Итоговый расклад позволяет выдвиженке от ЕНП, известной дружбой с Зеленским и махинациями с вакцинами от ковида, Урсуле фон дер Ляйен претендовать на пост главы Еврокомиссии на второй срок. Для России - это плохая, хоть и ожидаемая новость. Евробюрократия пугала всех и себя в том числе, что крайне правые, суверенисты и евроскептики вот-вот «захватят» Европарламент, совершат революцию и вернут «Европу наций», но эти опасения не подтвердились. Пока что взлёт рейтингов правых - это лишь тренд, набирающий силу.
Особенно неприятными итоги выборов оказались для президента Макрона и канцлера Шольца. Им придётся заплатить по счетам за своё бездарное правление в русле чужих геополитических интересов при пренебрежении национальными. Именно на них лежит ответственность за то, что электорат отказался поддержать выдвигавшие их когда-то политические партии.
Бывший председатель СДПГ Зигмар Габриэль в интервью Tagesspiegel назвал результат выборов в ЕП «громкой пощёчиной» для правящей в ФРГ коалиции «Светофор». «Плохими» признал результаты и канцлер. Шольц на вопрос о личной ответственности за итоги отвечать не стал. Зато подчеркнул необходимость продолжать делать свою работу, чтобы заручиться большей поддержкой избирателей. Партия канцлера отстала от «Альтернативы для Германии» в два раза. Но стоит полагать, что на следующих выборах триумфально вернётся во власть блок ХДС/ХСС, даже если его будет подпирать идущая следом популистская партия АдГ.
А вот Франция испытала от евровыборов настоящий шок. Правящая партия президента Эммануэля Макрона в одночасье стала маргинальной политсилой, получив 14,6% голосов поддержки. В то время как ещё недавно нерукопожатная крайне правая партия «Национальное объединение» Марин Ле Пен набрала рекордные 31,4% голосов, одержав победу на выборах.
С одной стороны, европейские выборы могут показаться несущественными, поскольку Европарламент и Еврокомиссия останутся в руках всё той же центристской общеевропейской коалиции. Но это пока. Сумма всех факторов обещает изменить лицо Евросоюза...
Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"
#геополитика #европа #выборы #франция #германия #власть