2 крупных и 2 мелких авиационных происшествия за неделю. Печально...

4,5K прочитали

Разборы аварий и катастроф

Что-то уже неделю российской авиации не везёт. В прошлый вторник, 11 июня, в Северной Осетии при УТП (учебно-тренировочном полёте) упал истребитель-бомбардировщик Су-34. Этот самолёт создан на основе широко известного шедевра, Су-27, но если Су-27 – одноместный перехватчик, то есть самолёт для «догона» и уничтожения воздушных целей, то Су-34 – замена старого заслуженного «махолёта» Су-24, поэтому в состав экипажа добавлен штурман-оператор.

А так и шифры у машин одного ряда – Т-10, и двигатели одинаковые – АЛ-31Ф, но немного различается аэродинамическая схема – на Су-34 добавлено переднее оперение, есть и другие отличия. И вот один такой самолёт потерян на своей территории. Министерство обороны предварительно заявило, что причиной стала техническая неисправность, а также предупредило местных жителей, что за распространение фото- и видеоматериалов грозит уголовная ответственность. На самом же деле вариантов куда больше. Взглянем на район:

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Село Дзуарикау, в районе которого упал бедный «сухарь» – самые-самые предгорья. Взлетела машина, по неподтверждённой информации, со знаменитого Моздока и пошла в сторону гор. Напрашивается простая версия: потеря ориентировки и столкновение с горой. Погода в районе в тот день была не сахар:

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Малознакомый район полётов (машина могла быть как «местная», из Ростовской области, так и с Севера, и с Урала), горы, плохая видимость вкупе с осадками и не имеющее стеклоочистителя лобовое стекло Су-34 (на многих сверхзвуковых машинах стеклоочистителей нет – они не выдержат сверзвукового потока) могли дать такой результат.

Конечно, экипаж 2-членный, для самолётовождения есть штурман, плюс полки фронтовой авиации, в отличие от транспортных и тяжёлобомбардировочных, летают на «радиоуправлении» – командам штурманов боевого управления, но на таких скоростях вблизи гор всё могут решить секунды. Такие случаи, к сожалению, были и несомненно будут... Итак, первая версия – потеря ориентировки и столкновение с горой.

Су-34. Изображение из открытых источников
Су-34. Изображение из открытых источников

Вторая версия – рядом труднопроходимые горы и граница с Грузией... Отношения с этой страной у нас уже второе десятилетие весьма натянутые, хоть вроде и наступила видимость плохого мира, но кто знает, что могли притащить через территорию Грузии и перевал? От ближайшего мало-мальски крупного посёлка Джорджии, Степанцминды, до Дзуарикау – «всего» 40 километров. «Всего» – потому что это по горизонтали, без учёта многотысячных высот.

Но спешить нашим заклятым друзьям некуда, горные районы контролировать очень сложно, притащить что надо и засесть в ожидании самолёта ничто не мешает. Посему вторая версия – «бандитская пуля».

После этого в третью версию – отказ техники – верится с трудом. Т-10 – машины очень надёжные. Два отточенных в производстве за 40 лет двигателя, частично механическая (хоть на словах и «дистанционная») система управления – чему там отказывать так, что самолёт упал в далеко не самой сложной фазе полёта, не на посадке, не на взлёте даже? Взлёт лишь кажется простым, на самом же деле это весьма тонкий этап полёта – ещё до конца не ясно, всё ли в порядке у самолёта с центровкой, с управлением, а земля – вот она. О катастрофе Су-27 на взлёте из-за почти незаметного отказа двигателя рассказывал майор Чергизов:

Впрочем, я мыслю категориями «большой» авиации, где между взлётом и посадкой – крейсерский полёт без «акробатики», а жизнь истребителей-бомбардировщиков куда насыщенней. Тут любой отказ может за секунды вогнать самолёт в землю... А истину всё равно узнаем очень нескоро.

В этот же день, 11 июня, на западе Мурманской области села на трассу Сессна молодой авиакомпании «Лаггар». Во флоте этой компании несколько Сессн моделей 172 и 182, это эдакие «воздушные легковушки», 4-местные машины с одним поршневым двигателем. Приземлился самолёт удачно, и сам уцелел, и обоих людей сберёг. Причина – видимо, отказ двигателя. Что тут скажешь... Бывает. Печально лишь то, что у нас совершенно нет рынка «легковых» самолётов.

По сути у нас в таком классе выпускались Як-12 (давным-давно не летает), Як-18Т (летает и даже штучно выпускается) и всё. Ан-14 «Пчёлка» – уже машина более тяжёлая, «буханка», а не «легковушка». Кроме того, Як-18Т и Ан-14 оснащены дико древним звездообразным двигателем М-14, который показан в начале статьи о вспомогательных силовых установках:

Никакого нового поршневого двигателя для лёгких самолётов не создали ни СССР, ни Россия, конструкторы лёгких самолётов используют либо форсированные ВАЗовские моторы, либо импортные Ротаксы. На Сессне может стоять как Lycoming, так и другие двигатели – как правило, оппозитные воздушного охлаждения, специально спроектированные для авиации. Впрочем, не будем отвлекаться.

14 июня на севере упал Ан-26. Пока никаких официальных выводов, конечно, нет – комиссия будет копать месяцы, а то и годы, но наиболее вероятные версии изложены:

А позавчера, 17 июня, в Мурманской области упала ещё одна «легковушка» – гидросамолёт «Орион-11». Самолёт класса «Буратино», который в принципе тонуть не должен, затонул в озере Имандра. Такое возможно лишь при серьёзном отказе техники вроде обрыва управления, либо при грубой ошибке пилота.

О самом летательном аппарате почти ничего не известно, зарегистрирован он не был, естественно, и подниматься в воздух пилот права не имел. Видимо, самоделка. Вот ещё одно слабое место российской малой авиации... Если для лёгких лодок существуют «ГИМСы», Государственная инспекция маломерных судов МЧС, с которой отношения куда проще, чем с Ространснадзором, то даже лёгкий самолёт требует бумаги как большой. Впрочем, что самодельный самолёт, что самодельную лодку сейчас зарегистрировать нельзя – не даст техрегламент Таможенного союза.

Что можно сказать в целом? Если большая авиация в России, хоть и с переменным успехом, но существует, то малой практически нет. Не готова промышленность, не готовы структуры. В данный момент не лучшее время для её подъёма, но хоть когда-нибудь оно настанет, интересно?

Обновления канала выходят также в Телеграме:

А основная тема канала – изучение исправной техники, а не потерпевшей катастрофу. На днях выложены основные разделы РТЭ Ту-154М:

И совершенно мирное зимнее видео работы в Казахстане советских и французских электровозов.

—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—=≡=—

Общее оглавление канала