В 2024 году мы с супругой смогли поучаствовать в Великорецком крестном ходе, о котором мечтали уже несколько лет. В прошлые года что-то не складывалось, но вот наконец-то удалось вырваться на неделю и пройти заветные полторы сотни километров по вятской земле. Не буду лукавить – было это нелегко, порой на пределе возможностей, а иногда и за их пределами. Но с Божьей помощью все оказалось возможным. И вот теперь, когда неделя пути осталась позади, хочу поделиться с вами той радостью и благодатью, которые получил, а также рассказать о самом главном, что увидел, осознал и прочувствовал.
Мы много говорим о разобщенности нашего народа сегодня, об отсутствии единства в семье и в обществе, на приходе или на работе, о том, что нас разобщает. Но скажу по опыту – ничто так не соединяет всех нас в единое целое, как молитва и общее дело на крестном ходу! Не зря Великорецкий КХ называют всероссийским.
На нем можно встретить людей от балтийского Калининграда до берегов Байкала, от Бреста и Гомеля до Владивостока, от Архангельска и Великого Устюга до Кубани и Кавказа. Каких только языков и наречий не услышишь в пути и на привалах… Православные татары и башкиры, грузины и осетины, ну и конечно – русские со всех необъятных окраин нашей страны. Всех этих людей объединяет любовь к Богу и молитва к святителю Николаю Чудотворцу. Никто, наверное, уже и не воспринимает святителя Мир Ликийских как грека из Малой Азии, такой он свой, родной и близкий. И его икона, обретенная в вятском селе на берегах реки Великой в далеком 1383 году, – наша, крестоходная, с ней вот уже шесть с половиной веков каждый год идут паломники из Вятки (Кирова) до села Великорецкого и обратно.
Впрочем, все это только внешняя сторона дела, самое трудное – передать то состояние, когда Божья благодать делает из незнакомых друг другу людей со всей страны подлинных братьев и сестер, готовых помочь ближнему, что-то подсказать, чем-то поделиться, поддержать в трудную минуту.
Нигде не встретишь столько разных историй, чудесных случаев, духовных советов и наставлений из чисто практического опыта православных христиан, будь то священники или миряне, монахи или семейные люди. Удивительно – есть на крестном ходу семьи с детьми (от буквально полугодовалых грудничков до подростков), есть и дети, идущие сами своей организованной группой с воспитателем.
Меня, как человека, имевшего отношение к православным лагерям и кадетам, очень порадовали ребята из детско-юношеского клуба «Покров», прошедшие весь трудный путь вместе. Их взаимовыручка и собранность впечатлили бы и бывалого крестоходца, а ведь большинству из них 12–14 лет.
Стоит ли говорить, сколько духовного и практического опыта получил каждый, кто смог, преодолев себя, с молитвой пройти весь долгий путь за иконой святителя Николая! И как важно в самый трудный момент – в минуту усталости, когда непрестанно моросит дождь или палит солнце, – получить помощь от него, родного Николы, идущего рядом!
Это не единственный крестный ход в России, пусть и самый древний. Есть замечательный Иринарховский КХ в Ярославской области, крестный ход в Свято-Николаевский мужской монастырь на Белую гору в Пермском крае. Есть Царские дни в Екатеринбурге с обязательным ночным шествием от Храма-на-Крови до монастыря на Ганиной Яме. И каждый из них делает нас ближе к Богу и друг другу, объединяет и напоминает о том, что время быть вместе – не просто слова, но прямой посыл к действию.
© Роман Котов
Издательство «Вольный Странник»