Найти тему

СОВЕТСКАЯ ФАНТАСТИКА - УДАЛСЯ ЛИ ЭКСПЕРИМЕНТ?

Николай Кольчицкий. Изображение взято из открытых источников
Николай Кольчицкий. Изображение взято из открытых источников

Всякое искусство создается на продажу. Думать иначе, значит, быть наивным простаком. "Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать" - утверждал Наше Всё. И знал, что говорил. Тот, кто твердит, что художник, оставаясь голодным и холодным, должен творить бессмертные шедевры, а потом бесплатно скачивает из Интернета фильм, книгу или картинку - циничный негодяй. Даже нейросеть работает за электричество, что уж говорить о человеке. В системе отношений - поэт и царь, поэт и купец, поэт и церковь, поэт и народ первая половина является творцом, а вторая - заказчиком. Всегда. И иначе не бывает.

Андрей Бабановский, Геннадий Новожилов. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гость из бездны". Изображение взято из открытых источников
Андрей Бабановский, Геннадий Новожилов. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гость из бездны". Изображение взято из открытых источников

Заказ может быть прямым, когда купец, церковный иерарх, государственная структура предлагает творцу создать произведение на определенную тему в определенные сроки за определенную сумму, или косвенным, так называемый соцзаказ, когда творец знает, что его творение будет востребовано, а следовательно - оплачено. Именно этот тип заказа и создает у художника иллюзию творческой свободы, прямо скажем - необходимую для самоуважения. История человечества знает только один случай, когда государство выступало в роли единого заказчика по всем направлениям искусства. И первой страной, система управления которой выступила в этом качестве, стал Союз Советских Социалистических Республик (1922-1991).

Геннадий Голобоков. Изображение взято из открытых источников
Геннадий Голобоков. Изображение взято из открытых источников

Главное отличие СССР от иных государств заключалось в том, что многое приходилось делать с нуля, не имея возможности опереться на опыт предыдущей общественно-политической формации. Что-то удалось сделать, что-то нет, приходилось идти на грандиозные, не имеющие или почти не имеющие аналогов в мировой практике эксперименты. Одним из таких экспериментов стало государственное управление культурой в целом и книгоизданием в частности. Впервые в истории книгоиздание стало исключительно государственным. Правда, не сразу. В короткий период действия НЭП в Союзе существовали частные издательства, выпускавшие, например, романы Эдгара Райса Берроуза (1875-1950).

Иллюстрация к обложке романа Эдгара Берроуза "Дочь тысячи джэддаков". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к обложке романа Эдгара Берроуза "Дочь тысячи джэддаков". Изображение взято из открытых источников

Итак, мы знаем, что основным заказчиком для творцов, в частности - писателей-фантастов - в СССР выступало государство. Давайте посмотрим, как развивались эти отношения и можно ли считать эксперимент по управлению искусством для советской фантастики удавшимся? Сейчас часто, в том числе и по моей инициативе, поднимается вопрос - отличалась ли советская фантастика от несоветской? А если - да, то чем именно? Оставим в стороне идеологию, посмотрим с точки зрения именно взаимоотношений заказчика и исполнителя. Не знаю, заказывали ли когда-нибудь советским фантастам произведения напрямую, полагаю, что в 90% случаев, заказ был все же опосредованным. Возможно иногда, редактор журнала мог сказать автору, а напишите-ка, батенька, рассказец на такую-то тему, но и только.

Станислав Забалуев. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Звезда КЭЦ". Изображение взято из открытых источников
Станислав Забалуев. Иллюстрация к роману Александра Беляева "Звезда КЭЦ". Изображение взято из открытых источников

В большинстве случаев, автор должен был руководствоваться своим чутьем, если хотите, нюхом на конъюнктуру - я, кстати, ничего плохого в этом не вижу. Тем не менее, техническое задание, неявно - а порою и явно сформулированное в газетных и журнальных статьях - мы сейчас можем восстановить. Во-первых, советская фантастика должна быть гуманистичной, во-вторых, интернационалистской, в-третьих, прогрессивной, в-четвертых, материалистической. Это пожалуй все, что требовал единый заказчик от советских фантастов, во всем прочем, оставляя простор для воображения. Другой вопрос, что помимо общих параметров, существовали еще и дух эпохи, запрос читательской массы и общие задачи, поставленные партией перед народом.

Владимир Богаткин. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина". Изображение взято из открытых источников
Владимир Богаткин. Иллюстрация к роману Алексея Толстого "Гиперболоид инженера Гарина". Изображение взято из открытых источников

В двадцатые годы ХХ века советское искусство было пронизано романтикой революционной борьбы. Издательства выпускали поэзию и прозу, посвященные отгремевшей Октябрьской революции и Гражданской войне, в театрах шли соответствующие спектакли, а на экранах - фильмы. Фантастическая литература замахивалась на большее - на революцию мировую, а то и межпланетную. Перечислю лишь некоторые книги того времени: "Аэлита" (1924), "Гиперболоид инженера Гарина" (1927) Алексея Николаевича Толстого (1883-1945), "Месс Менд" (1924) Мариэтты Сергеевны Шагинян (1888-1982), "Трест Д.Е." (1923) Ильи Григорьевича Эренбурга (1891-1967). В этих книгах социализм побеждал в глобальном масштабе и читатель верил, что так и будет.

М. Мизерюк. Иллюстрация к роману Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников
М. Мизерюк. Иллюстрация к роману Николая Муханова "Пылающие бездны". Изображение взято из открытых источников

Вместе с тем, тогдашний советский читатель испытывал острый интерес к космическим и земным приключениям и потому появились такие книги, как "Пылающие бездны" (1924), первая советская космическая опера, написанная театральным актером Николаем Ивановичем Мухановым (1882-1942), "Межпланетный путешественник" (1924) Виктора Алексеевича Гончарова (1900-1929). На этот же период приходится все раннее творчество Александра Романовича Беляева (1884-1942) - первого советского профессионального фантаста. Были советскому читателю представлены и первые советские утопии - романы Якова Марковича Окунева (1882-1932) "Грядущий мир" (1923), "Следующий мир" (1930) Эммануила Симховича Зеликовича (1896-?), "Через тысячу лет" (1927) Вадима Дмитриевича Никольского (1886-1938) - на тот момент единственного советского писателя, чьи произведения публиковались в американских фантастических журналов.

Иллюстрация к роману Вадима Никольского "Через тысячу лет". Изображение взято из открытых источников
Иллюстрация к роману Вадима Никольского "Через тысячу лет". Изображение взято из открытых источников

В тридцатых годах конъюнктура изменилась, хотя общие параметры госзаказа сохранились. Мечты о мировой революции остались в прошлом. Появился запрос на отражение в искусстве индустриализации и научно-технической модернизации страны, что не могло не сказаться и на фантастике. Именно в эти годы появились такие романы Александра Беляева, как "Прыжок в ничто" (1933), "Воздушный корабль" (1934), "Чудесное око" (1935), "Звезда КЭЦ" (1936), "Лаборатория Дубльвэ" (1938), "Под небом Арктики" (1939). Григорий Борисович Адамов (1886-1945) написал роман "Победители недр" (1938). На исходе тридцатых советская фантастика не могла обойти темы грядущей войны. Адамов в 1939 году выпустил роман "Тайна двух океанов", Петр Андреевич Павленко (1899-1951) "На востоке" (1936), Николай Николаевич Шпанов (1896-1961) повесть "Первый удар" (1939), сыгравшей заметную роль в предвоенных умонастроениях советских людей.

Ф. Бочков, В. Климашин. Иллюстрация к повести Николая Шпанова "Первый удар". Изображение взято из открытых источников
Ф. Бочков, В. Климашин. Иллюстрация к повести Николая Шпанова "Первый удар". Изображение взято из открытых источников

В конце сороковых, в начале пятидесятых, когда страна не только восстанавливалась после Великой Отечественной войны, но и создавала прорывные технологии, конъюнктура изменилась вновь. Трудно сказать, было ли это подлинным читательским запросом или все-таки - диктовалось необходимостью "звать молодежь во ВТУЗы", но целое десятилетие советскую фантастику занимали темы, так называемого "ближнего прицела", произведения которого, как правило, были посвящены открытиям и изобретениям, имеющим народнохозяйственное значение. Ведущими авторами этого направления стали Владимир Иванович Немцов (1907-1994), автор таких произведений, как "Семь цветов радуги" (1950), "Осколок солнца" (1955), "Последний полустанок" (1959), Виктор Степанович Сапарин (1905-1970), автор научно-фантастических повестей и рассказов, собранных в сборники "Удивительное путешествие" (1949), "Новая планета" (1950), "Однорогая жирафа" (1958), "Суд над Танталусом" (1962).

П. Кирпичев. Иллюстрация к рассказу Виктора Сапарина "Возращение круглоголовых". Изображение взято из открытых источников
П. Кирпичев. Иллюстрация к рассказу Виктора Сапарина "Возращение круглоголовых". Изображение взято из открытых источников

В эпоху позднего СССР было принято пренебрежительно относиться к фантастике ближнего прицела, но единственное, по крайней мере, в советской литературе, описание многофункционального портативного средства связи, имеющего доступ в информационную сеть, способного фотографировать, получать и отправлять сообщения, а также использоваться для просмотра телевизионных передач с возможностью комментировать содержание увиденного, описано Виктором Сапариным в рассказе "Последний извозчик" (1958). Кстати, рассказ посвящен переходу с пилотируемой на беспилотную авиацию. В конце пятидесятых советская фантастика вновь изменилась. Начался штурм космоса и у общества появился запрос не только на космические приключения, но и на масштабные полотна будущего.

O. Volmer. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников
O. Volmer. Иллюстрация к роману Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Изображение взято из открытых источников

Советские люди, которые строили новые города, возводили плотины гидроэлектростанций, запускали в космос ракеты и спускали на воду атомоходы, разумеется, хотели знать к чему приведут их усилия. Только фантастика могла дать ответ. Не удивительно, что роман Ивана Антоновича Ефремова (1907-1972) "Туманность Андромеды" (1957) читатели приняли с восторгом. В нем было все - и приключения в далеком космосе и рассказ об устройстве общества будущего и само будущее, показанное в разных аспектах - технологии, образование, искусство, наука. Ефремов даже не обошел тему изгоев - людей по тем или иным причинам не вписавшихся в социум. Писателя упрекали в том, что он не отразил в своем романе роль рабочего класса и КПСС, но мне кажется народу в его произведениях нравилось в том числе и это. Знамя подхватили другие авторы Георгий Сергеевич Мартынов (1906-1983) в романах "Гость из бездны" (1962), "Гианэя" (1971). Аркадий Натанович Стругацкий (1925-1991) и Борис Натанович Стругацкий (1933-2012) в повестях "Возвращение. Полдень-22 век" (1962), "Стажеры" (1962) и в других.

Андрей Бабановский, Геннадий Новожилов. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гианэя". Изображение взято из открытых источников
Андрей Бабановский, Геннадий Новожилов. Иллюстрация к роману Георгия Мартынова "Гианэя". Изображение взято из открытых источников

Новая конъюнктура заключалась в том, чтобы советская фантастика не только больше рассказывала о будущем и космических полетах, но и в том, чтобы стать более полноценной в художественном плане. И если о космосе писали ранние Стругацкие - "Страна Багровых туч (1959), "Путь на Амальтею" (1960), вышеупомянутые "Стажеры"; Георгий Мартынов "Звездоплаватели" (1955-1960); Александр Петрович Казанцев (1906-2002) в повестях "Планета бурь" (1959) и "Лунная дорога" (1960); Владимир Дмитриевич Михайлов (1929-2008), повести "Особая необходимость" (1962), "Спутник "Шаг вперед" (1964); Ольга Николаевна Ларионова (1935-2023) повесть "Вахта "Арамиса"; Александр Лаврентьевич Колпаков (1922-1995) в романе "Гриада" (1960) и многие другие - то запрос на литературное качество оказалось удовлетворить несколько сложнее.

Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Планета бурь". Изображение взято из открытых источников
Юрий Макаров. Иллюстрация к роману Александра Казанцева "Планета бурь". Изображение взято из открытых источников

Направление поисков сформулировали Братья Стругацкие в финальной фразе повести "Стажеры" - "Главное на Земле". Разумеется, это не означало отказ от космического антуража, скорее - это был призыв говорить о людях и человеческих проблемах, где бы они ни находились и в каком обличии ни представали. Надо сказать, что многие советские фантасты либо услышали этот призыв, либо изначально ему следовали. Например, такие писатели, как Вадим Сергеевич Шефнер (1915-2002) дебютировавший в фантастике печально-юмористической утопией "Девушка у обрыва, или Записки Ковригина" (1964), а впоследствии создавший целый ряд сатирико-фантастических повестей и роман "Лачуга должника" (1982), и Илья Иосифович Варшавский (1908-1974), творчество которого целиком и полностью посвящено сатирическому переосмыслению месту человека в мире и обществе. В эти же годы в литературу пришел Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко; 1934-2003), которому было суждено стать одним из самых популярных советских фантастов благодаря именно человечности его героев.

Н. Кузнецов. Иллюстрация к рассказу Ильи Варшавского "Джамбли". Изображение взято из открытых источников
Н. Кузнецов. Иллюстрация к рассказу Ильи Варшавского "Джамбли". Изображение взято из открытых источников

Семидесятые годы как раз ознаменовались углублением советской фантастики в человеческие и социальные проблемы. И, что весьма любопытно, тон в ней стали задавать не московские и ленинградские писатели, как это было прежде, а - уральские, сибирские и дальневосточные. Приведу несколько имен: Владислав Петрович Крапивин (1938-2020), Сергей Иванович Павлов (1935-2019), Михаил Петрович Михеев (1911-1993), Юрий Гавриилович Тупицын (1925-2011), Геннадий Мартович Прашкевич (1941), Евгений Яковлевич Гуляковский (1934-2017), Вячеслав Алексеевич Назаров (1935-1977), Семен Васильевич Слепынин (1924-2001). Союзные республики тоже не остались в стороне. Получили признание такие их уроженцы, как Владимир Иванович Савченко (1933-2005), Олесь (Александр Павлович) Бердник (1926-2003), Василий Васильевич Головачев (1948), Евгений Львович Войскунский (1922-2020) и его соавтор Исай Борисович Лукодьянов (1913-1984), Генрих Альтов (Генрих Саулович Альтшуллер; 1926-1998) и другие.

Леонид Бирюков. Иллюстрация к рассказу Генриха Альтова "Огненный цветок". Изображение взято из открытых источников
Леонид Бирюков. Иллюстрация к рассказу Генриха Альтова "Огненный цветок". Изображение взято из открытых источников

В период своего расцвета, советская фантастика отличалась и сюжетным и идейно-тематическим разнообразием, а также высоким литературно-художественным уровнем. Появление в печати переводов зарубежных авторов, не только позволило читателю сравнивать произведения советских и несоветских писателей, но и подстегнуло наших фантастов к тому, чтобы писать красочнее, увлекательнее и разнообразнее. Появились произведения с элементами боевика (повести и романы Головачева и Гуляковского), фэнтези (повести Владислава Крапивина), космической оперы ("Люди как боги" (1966-1977) Сергея Александровича Снегова (Козерюка; 1910-1994). Такие писатели, как Кир Булычев, Евгений Серафимович Велтистов (1934-1989), Анатолий Иванович Машковский (1925-2008), Владислав Крапивин и Кир Булычев создали десятки научно-фантастических и сказочных книг для детей. И хотя детская фантастика создавалась в СССР и в прошлом, именно с шестидесятые по восьмидесятые годы она переживала настоящий бум.

Генрих Вальк. Иллюстрация к повести Анатолия Мошковского "Пятеро в звездолете". Изображение взято из открытых источников
Генрих Вальк. Иллюстрация к повести Анатолия Мошковского "Пятеро в звездолете". Изображение взято из открытых источников

В эпоху так называемых Перестройки и Гласности конъюнктура, увы, опять изменилась. Как и в прежние эпохи, советские фантасты чутко реагировали на перемену в умонастроениях общества. С одной стороны это пошло нашей фантастике на пользу, заметно, расширилась линейка тем, стало возможно задавать острые вопросы, а с другой - эпоха выбила у писателей почву из-под ног. Основная тема - будущее - стала в лучшем случае необязательным фоном. Грядущее перестало интересовать советских фантастов, им хотелось поквитаться с прошлым. Вышел роман Братьев Стругацких "Град обреченный" (1989), который, как они утверждали, писался в стол на протяжении семидесятых. Герой романа советский астроном Воронин проходит ряд метаморфоз - от мусорщика, до советника по науке диктатора Гейгера. В другом романе "Отягощенные злом, или Сорок лет спустя", Стругацкие попытались построить своего рода теодицею, мало совместимую с советской НФ. И все это воспринималось читателями с восторгом и читалось взахлеб.

Игорь Блиох. Иллюстрация к роману Аркадий и Борис Стругацкие "Град обреченный". Изображение взято из открытых источников
Игорь Блиох. Иллюстрация к роману Аркадий и Борис Стругацкие "Град обреченный". Изображение взято из открытых источников

Советская фантастика, как самобытное литературное явление, умерла раньше страны, в которой она создавалась. Постсоветские исследователи, такие как Кир Булычев в монографии "Падчерица эпохи" (2003) и Всеволод Александрович Ревич (1929-1997) в книге "Перекресток утопий: судьбы фантастики на фоне судеб страны" (1998) пытались представить историю советской фантастики как некий крестный путь. Дескать, отечественные мечтатели, под гнетом директив ЦК КПСС и под неусыпным присмотром спецслужб, дрожа от страха, или кропали идейно выдержанную и скучную муть или изощрялись в эзоповом языке, не вынимая фиги из кармана. На самом деле советская фантастика на редкость бедна, например, запрещенными текстами. Я с трудом могу вспомнить только один - повесть Яна Леопольдовича Ларри (1900-1977) "Небесный гость", которую создатель "Необыкновенных приключений Карика и Вали" (1937) адресовал лично Иосифу Виссарионовичу Сталину (1878-1953). В основном все написанное либо сразу публиковалось, либо придерживалось самими авторами из разных соображений. Отвечая на вопрос, заданный в заголовке, скажу, что эксперимент, скорее всего, удался. Действительно на протяжении более семидесяти лет существовала фантастическая литература, не похожая ни на какую другую в мире. Со всеми ее плюсами и минусами.